В данной статье представлен опыт применения педагогических технологий на занятиях практического курса русского языка в высших образовательных учреждениях, которые способствуют повышению коммуникативной компетентности студентов.
Ключевые слова: студент, компьютерные и коммуникативные технологии, интернет-ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, электронные компоненты
In given article is presented experience of the using pedagogical technology on occupation of the practical course of the Russian language in high educational institutions, which promote increasing communication компетентности student.
Key words: student, computer and communication technologies, internet-facility, digital educational facility, electronic components
Перед высшими образовательными учреждениями Республики Узбекистан стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий, в частности информационно-коммуникационных.
Современные студенты в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и педагоги повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями. Это направило нас на использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях практического русского языка, в частности, применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) [4; с.123]. Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, то есть могут быть использованы при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности [3; с.200].
В процессе работы с цифровыми ресурсами преподаватель или студент может сам отбирать необходимый материал при изучении или повторении темы. Цифровые образовательные ресурсы разделены на группы по способу использования:
Демонстрационные материалы.
Демонстрационно-опорные материалы.
Обобщающие материалы.
Тренировочно-контрольные материалы.
Учебно-справочные материалы.
Демонстрационные материалы используются на этапе объяснения нового материала, основная их функция – иллюстративная. Это могут быть интерактивные примеры схем с текстовым комментарием, работа с текстом, в котором нужно определить стиль и тип речи данного текста, составить речевую ситуацию.
Демонстрационно-опорные материалы не только иллюстрируют какое-либо языковое явление, но и служат опорой для их анализа, а также стимулируют высказывания на этапе закрепления. Этот вид цифровых материалов целесообразно использовать при повторении орфографических правил. Интерактивные правила стимулируют мыслительную активность учащихся, представляя собой, по сути, задания на размышления.
На этапах повторения и обобщения на занятиях по практическому курсу русского языка мы используем интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности. Так, например, при повторении правил пунктуации использую интерактивную таблицу «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях». Таблица состоит из трех колонок, первая из которых – это знаки препинания, вторая – примеры БСП, третья – «Как проверить?». В ячейки третьей колонки помещены интерактивные вопросительные знаки. При активизации вопросительные знаки замещаются союзами, с помощью которых можно проверить постановку запятой, тире, двоеточие между частями БСП. Подобная работа возможна и при повторении сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.
На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения студентов, часто обращаемся к тестовому контролю. Методика проведения тестового контроля на бумажных носителях сегодня разработана достаточно хорошо. Тесты разработаны по всем разделам современного русского языка. Электронный тестовый контроль позволяет студенту получить оценку своей деятельности сразу по завершении работы, в отличие от бумажного носителя. В конце выполнения всех заданий на экран выводится общий результат прохождения теста: общее количество заданий в тесте, количество пройденных заданий, общий результат выполнения, время начала и завершения выполнения теста. Достоинством электронных тестов является то, что учитель может сам собрать собственный тест, составить любой набор тестов по теме [2; с.110].
На наш взгляд, продуктивным видом работы являются интерактивные задания по русскому языку для тренировки грамотности студентов. Это интерактивные диктанты, представляющие собой небольшие отрывки из произведений классической литературы. Они позволяют студенту самостоятельно проверить собственную грамотность, что формирует у них навыки самоорганизации, а также способствуют приобщению студентов к замечательным произведениям русской литературы и воспитывают любовь к художественному слову.
Методика работы с интерактивными диктантами следующая: пользователь прослушивает диктант целиком (через проигрыватель). Далее пользователь прослушивает и записывает текст по предложению. После написания текста пользователь возвращается в главное окно и вносит записанный текст в окно проверки, нажимая кнопку «Проверить». Через короткое время ученик получает результат своей работы.
Современный студент все чаще обращается за необходимой информацией в Интернет-ресурсы, поэтому учебно-справочные материалы – неотъемлемая часть цифровых образовательных ресурсов. Электронные пособия могут быть использованы как справочные материалы при выполнении самостоятельной работы, как учебные материалы для заданий поискового характера, для организации коллективной работы в аудитории.
Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта. Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности студентов, а также развитию навыков исследовательской работы. Проектная деятельность способствует формированию познавательной активности, развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе.
На занятиях по практическому курсу русского языка мы используем и игровые технологии, которые создают ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентируют на речевую деятельность. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога [1; с.175]. Преподавателю – новатору становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями и использовать их в учебно-воспитательном процессе. Тем самым преподаватель повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства преподавателя.
Литература:
Гроголь Н.В. Игровая педагогика как средство воспитания в урочное и неурочное время // Білім берудегі менеджмент=Менеджмент в образовании. – 2005. – № 2. – С. 170-177.
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. – Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2002. -114с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М.: Academia, 1999.-224с.
Компьютерные телекоммуникации – школе. Пособие для учителя./ Под ред. Полат Е.С. – М..2005.-145с.