В статье описана авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки, учитывающая недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов.
Ключевые слова: педагогическая подготовка, подходы обучения, модель подготовки, педагогические вузы.
Author's model of the interaction pedagogical high school is described In article in the field of decisions of the problems of the shaping the contents of pedagogical preparation, taking into account defect existing schemes of the interaction pedagogical high school.
Key words: pedagogical preparation, approaches of the education, model of preparation, pedagogical high schools.
Проблемы развития системы педагогической подготовки в современных условиях, как объект педагогического исследования, могут быть полноценно описаны только с позиции системного и целостного подходов.
Системе подготовки высококвалифицированных педагогических кадров принадлежит ведущая роль в становлении ментальности подрастающего поколения в духе толерантности. В связи с изложенным, следует подчеркнуть главное противоречие между востребованностью культуры толерантности, педагогической ментальности, включающей в себя толерантность педагога как фактор развития толерантности учащихся, и недостаточной теоретика – методологической и психолога – педагогической разработанностью и индивидуальной практикой толерантного поведения педагогов и учащихся.
Потребность и фундаментализации, как ведущей тенденции в образовании, обусловлена быстро растущим объёмом знаний, умений и навыков, ускоряющейся сменой требований к профессиональной подготовке специалистов. Аксиологический, синергетический анализ преобразований, происходящих в Узбекистане проведенный философами, педагогами, психологами и культурологами, говорит о том, что предстоит преодолеть сохранившиеся до сих пор в системе образования технократические и утилитарные подходы и не допустить деформирования идеи гуманизации в практике ее реализации.
Таким образом, система образования, в том числе и ее подсистема подготовки педагогических кадров, должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественной образовательный спрос, на контрактные интересы местных хокимиятов предприятий и махали. Ориентация на реальные и возможные потребности контрактных потребителей образовательных услуг будет создавать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально – технических ресурсов.
Молодое поколение контактирует с новыми социокультурными условиями и уже не приемлет прежних устоев и прежних ценностей общественной системы: появляется новый социальный тип личности. Профессиональное становление личности будущего учителя отражает все сложное воздействие процесса перестройки общества и формирования новых социально – экономических условий. Наряду с изложением системы научных и методических знаний, обращение преподавателя к жизненному опыту учащегося есть элемент становления его как личности. Целью деятельностного и мыслидеятельностного подхода к подготовке будущих педагогических кадров является и формирование будущей интеллигенции. Педагогическое образование высшей и средне – специальной педагогической школы всегда являлось приоритетным направлением всей сферы образования. Однако в силу известных причин система образования оказалась в режиме «выживания». И это в равной мере относилось общеобразовательной, средне – специальной школе и может быть, более всего, к педагогическим вузам, заметным сокращением роботы по формированию мировоззрения будущих учителей, их гражданской – нравственной позиции.
Таким образом, ряд положительных и негативных процессов, в наши дни существующих в системе высшего и средне – специального педагогического образования, определяет пути модернизации содержания педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями реалий современного мира и вскрывает основные проблемы, связанные с модернизацией содержания педагогической подготовки: проблемы национально – регионального характера, связанные с недостаточной разработанностью теоретической базы регионализации высшего образования: потребность в окончательной адаптации системы педагогической подготовки к условиям демократии, свободному развитию гражданского общества и рыночной экономики и необходимостью модернизации системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Изменение целей и задач подготовки педагога от ориентации на знание предмета к созданию условий для развития личности учащегося, учёт скрытых проблем, реалии нашего современного времени повлекли за собой изменение содержания педагогической подготовки.
Новая современная стратегия определяет педагогическое образование как гуманитарное образование, обеспечивающие готовность выпускника к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции и профессиональных знаний, умений и навыков. Структурные преобразования системы педагогической подготовки в соответствии с потребностями теории и практики связаны с обновлением содержания педагогической подготовки и ориентацией его на гибкую и динамичную сферу образовательных услуг и учитывают структуру взаимодействия вузов по координации программ подготовки студентов. Программа модернизации предполагает многовариантность методов, способов, форм, содержания и средств подготовки педагогов, для обеспечения которой руководители педагогических вузов имеют возможность корректировать содержание тех или иных курсов в зависимости от потребностей рынка. В системе высшего профессионального образования постепенно преодолеваются отжившие стереотипы и идет процесс перестройки.
Ведущие тенденции модернизации высшего педагогического образования непосредственно связаны: во-первых, с фундаментализацией образования в сочетании с специализацией и профессионализацией; во-вторых, с универсализацией образования; в-третьих, с прикладным характером деятельности.
До последних лет в теории и практике всегда доминировал фундаментальный подход к анализу профессиональной деятельности любого специалиста. Фундаментальный подход традиционно используется в изучении педагогики как основной и предполагает целенаправленное систематическое изучение теоретических и практических основ науки в цикле лекционно-семинарских занятий. Параллельно с изучением учебника, учебных методических пособий студенты знакомятся с первоисточниками в виде трудов теоретиков и практиков педагогической науки.
Практикоориентированный подход в отличие от фундаментального, означает больший объём практических занятий, то есть педагогической практики и овладение фундаментальными и прикладными технологиями работы педагога.
В настоящее время становится очевидным переход к личностной ориентации в педагогическом вузе, в основу которой должны быть положены и практикоориентированный, системный и фундаментальный подходы. Такая система педагогической подготовки определяет взаимодействия студента и преподавателя и значительно увеличивает меру свободы участников образовательного процесса, т.е. создает условия для самоопределения, самодвижения, саморазвития студентов. Нами была разработана прогностическая авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки. Модель учитывает, во-первых, недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов. Во-вторых, может служить основой для дальнейших исследований в области разработки и внедрения содержания педагогической подготовки.
Данная модель опирается на педагогические принципы научности, открытости, достоверности, объективности и систематичности.
Достижением работы можно считать следующие организационно-педагогические условия формирования содержания подготовки будущих учителей в условиях модернизации узбекского образования: определение основания для решения проблем формирования содержания подготовки педагогических кадров заключается в объективной исторической необходимости реорганизации системы педагогической подготовки; комплекс педагогических условий для эффективного формирования современного квалифицированного специалиста-педагога базируется на принятии прогностической модели взаимодействия педагогических вузов в области формирования содержания подготовки педагогических кадров; рациональное функционирование модели взаимодействия педагогических вузов осуществляется за счёт работы экономического, научно-методического и кадрового механизмов; прогностическая модель взаимодействия педагогических вузов в области формирования содержания подготовки педагогических кадров опирается на педагогические принципы научности, открытости, достоверности и объективности.
Литература:
Атрашенко А.Н. Педагогические условия профессиональной подготовки молодежи для работы в рыночной экономике: автореферат дис. кан. пед. наук. Новосибирск: БГПИ, 1994.
Багаев И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя. Автореф. дисс... доктора пед. наук. Усть-Каменогорск, 1991. 38 с.