Изучение образа мира профессионала является важной и актуальной задачей, поскольку профессиональная деятельность человека оказывает комплексное влияние на восприятие мира, придавая специфичность как отражению мира профессиональных явлений, так и объектов окружающего мира, с профессиональной деятельностью не связанных [3]. Изучение профессиональной специфичности образа мира позволяет получить данные, которые могут быть использованы для консультирования специалистов на различных этапах и в различных ситуациях профессионального развития. Исследованию развития представлений о профессии врача у студентов медицинских вузов посвящена данная статья.
Целью нашего исследования является изучение представлений о своей профессии у студентов, обучающихся в медицинских вузах.
В соответствии с целью исследования нами был поставлен ряд задач:
Обзор литературы по теме исследования
Подбор методик, направленных на изучение представлений студентов медицинских вузов о своей профессии.
Исследование представлений студентов медицинских вузов о своей профессии.
Объектом исследования является семантический слой образа мира студентов медицинских вузов.
Предмет исследования: представление студентов медицинских вузов о своей профессии.
В качестве метода исследования нами использовался разработанный В.П. Серкиным семантический дифференциал «работа», направленный на изучение представлений о своей работе.
В соответствии с целями и задачами выборка была разделена на 2 группы:
Первая группа – студенты, обучающиеся на I курсе в ВГМУ и АМГА. Вторая группа – студенты, обучающиеся на III курсе ВГМУ. Общий объем выборки составил 40 человек (по 20 испытуемых в каждой из групп). Сопоставление групп испытуемых, находящихся на различных этапах освоения профессии позволит, на наш взгляд, проследить, как развиваются представления студентов о профессиональной деятельности в процессе профессионализации.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы при изучении закономерностей развития представления о профессии.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных данных для оптимизации процесса обучения и подготовке медицинских специалистов.
Методологической основой нашего исследования является трехслойная модель структуры образа мира, предложенная Е. Ю. Артемьевой, Ю. К. Стрелковым, В. П. Серкиным [2]. Согласно данной модели, образ мира понимается как интегральная система значений, включающий в себя 3 слоя. Перцептивный слой включает в себя модальные образы (органы чувств) локализованные в пространстве и времени. Семантический слой включает в себя совокупность амодальных отношений, не связанные с конкретными органами чувств (связан с абстрактными понятиями). Ядерный слой включает глубинные смысловые структуры, которые проявляются в других слоях в виде проекции (ценности человека, убеждения, проявляющие его через призму своих ценностей).
В нашей работе мы исследовали представлений студентов медицинских ВУЗов о профессии.
Для сбора данных использовался специализированный семантический дифференциал «работа», предложенный В. П. Серкиным [4]. Обработка полученных данных осуществлялась методом семантических универсалий. Суть данного метода состоит в выделении оценок стимула, одинаковых для значимого большинства испытуемых. Значимыми (входящими в семантическую универсалию) в данном случае являются оценки, дисперсия которых составляет не более 25% от средней.
При проведении исследования были получены следующие результаты.
В семантическую универсалию групповой оценки работы врача группы студентов 1 курса вошли следующие признаки: квалифицированная, сложная, многосторонняя, активная, высокоответственная, востребованная, помогающая, тяжелая, одобряемая, разнообразная, развивающая, значимая, осмысленная, связанная с людьми, легальная, в помещении, коммуникабельная, социальная, постоянная, официальная, долговременная, скрупулезная, ответственная, профессиональная, стабильная, хорошая, напряженная, настоящая, выбираемая.
В семантическую универсалию групповой оценки работы врача группы студентов 3 курса вошли следующие признаки: квалифицированная, сложная, активная, высокоответственная, востребованная, помогающая, тяжелая, значимая, связанная с людьми, постоянная, долговременная, интересная, скрупулезная, ответственная, профессиональная, результативная, интенсивная, хорошая, напряженная, по призванию.
Таблица 1
Семантические универсалии оценки работы врача студентами медицинских вузов
Группа студентов 1 курса |
Группа студентов 3 курса |
квалифицированная сложная активная высокоответственная востребованная помогающая тяжелая значимая связанная с людьми постоянная долговременная скрупулезная ответственная профессиональная хорошая напряженная
многосторонняя одобряемая разнообразная развивающая осмысленная легальная в помещении коммуникабельная социальная официальная стабильная настоящая выбираемая |
квалифицированная сложная активная высокоответственная востребованная помогающая тяжелая значимая связанная с людьми постоянная долговременная скрупулезная ответственная профессиональная хорошая напряженная
интересная результативная интенсивная по призванию
|
Сопоставляя универсалии оценки работы врача группами испытуемых, мы можем отметить, что семантическая универсалия оценки работы группой студентов первого курса содержит больше характеристик, чем универсалия оценки работы группой студентов третьего курса. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что на ранних стадиях освоения профессии наблюдается единство мнений, связанное с запечатлением в сознании социального образа профессии. С увеличением же стажа учебной деятельности ряд оценок отходит на второй план как малоинформативные.
Анализируя различия в семантических универсалиях, можно отметить, что групповая оценка профессии студентами третьего курса содержит не включенные в оценку студентами первого курса признаки, характеризующие мотивацию (интересная, по призванию) и внутреннюю сторону деятельности (интенсивная). Студенты же первого курса в большей степени указывают характеристики профессии, которые характеризуют ее со стороны внешней оценки (стабильная, легальная, коммуникабельная, в помещении и др.). На наш взгляд, это может быть связано с тем, что студенты третьего курса описывают работу врача как свой опыт внутренней деятельности, в то время как студенты первого курса в большей степени ориентированы на внешний образ профессии.
Резюмируя вышесказанное, мы можем говорить о наличии следующих тенденций развития представлений студентов медицинских вузов о своей профессии в процессе профессионализации:
Увеличение количества описаний, характеризующих внутреннюю сторону профессии с одновременным уменьшением количества внешних признаков. На наш взляд, это связано с построением внутреннего образа профессии, основанного на полученном опыте профессиональной деятельности.
Уменьшение общего числа характеристик, входящий в семантическую универсалию в процессе освоение профессиональной деятельности. Данный феномен может быть связан как с уменьшением значимости стереотипных черт, характеризующих образ профессии в индивидуальном сознании, так и с формированием индивидуального стиля деятельности, и, как следствие, уменьшением степени групповой сплоченности оценивания.
Литература:
Абдуллаева, М.М. Психосемантика профессий//Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях. Материалы научной конференции, посвященной 60-летию Е.Ю. Артемьевой. М.: 2000. - с.104-107
Артемьева, Е.Ю., Стрелков, Ю.К., Серкин, В.П. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие//Мышление и субъективный мир. - Ярославль: Изд-во Ярославского Ун-та, 1991. - с. 14-19
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. - 278 с.
Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. - 384 с.