Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с формированием личности будущего защитника Отечества. В процессе исследования были получены результаты, подтверждающие идею нашего исследования.
Ключевые слова: формирование личности, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, мониторинг.
Большое значение в формировании личности учащихся играет военно-патриотическое воспитание. Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма. Формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов госудаственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей:
создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе и в рядах Вооруженных Сил Республики Казахстан.
В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно· нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества.
Необходимость проведения специальной работы по выявлению исходного состояния сформированности личности будущего защитника Отечества рассматривается нами как апробация теоретической части нашего исследования.
Нами был проведен социологический опрос среди юношей допризывников, о знаниях боевых традиций казахского народа. Респондентам было задано несколько вопросов, на которые они должны были дать свободный ответ.
Результаты опроса демонстрировали справедливый субъективизм опрошенных людей. Все результаты мы приводим ниже.
Рис. 1. Вопрос: Какие боевые традиции казахского народа вы можете назвать?
Рис. 2. Вопрос: О
боевых традициях казахского народа вы не знаете,
а как вы
относитесь к тому, что вам предстоит служить в рядах ВС РК
и
стать защитником своего Отечества?
Рис. 3. Вопрос: «Какие обстоятельства, с Вашей точки зрения, дают человеку право отказаться служить в рядах ВС РК»?
Результаты опроса показывают, что респонденты не имеют информации о боевых традициях казахского народа, которые на наш взгляд имеют большое значение для формирования личности будущего защитника Отечества в процессе военно-патриотического воспитания.
Вторая часть нашего эксперимента состояла в проведении теста «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Мотивация успеха является одной из значимых ценностных установок. Тестовые измерения позволяют увидеть динамику мотивации на успех и преодоление скованности и нерешительности. Главная задача проведения этого теста состояла в том, чтобы увидеть, как на формирование личности будущих защитников Отечества действует боязнь неудачи. Мы считаем, что боязнь неудачи ведет к депрессии, которая может вызвать у допризывников желание не служить в рядах ВС РК. При обработке данного теста мы получили следующие результаты:
Таблица 1
Количество допризывников |
Показатели |
|||
Мотивация на неудачу (1-7 баллов) |
Тенденция мотивации на неудачу (8-9 баллов) |
Тенденция мотивации на успех (12-13 баллов) |
Мотивация на успех (14-20 баллов) |
|
50 |
18% |
36% |
30% |
16% |
Количество призывников |
Мотивация на неудачу (1-7 баллов) |
Тенденция мотивации на неудачу (8-9 баллов) |
Тенденция мотивации на успех (12-13 баллов) |
Мотивация на успех (14-20 баллов) |
25 |
60% |
40% |
- |
- |
Как видно из таблицы среди респондентов 18% набрали от 1 до 7 баллов. Это означает мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Могут возникнуть депрессионные состояния. Все это имеет негативное воздействие на формирование личности будущего защитника Отечества.
66% респондентов набрали от 8-13 баллов. Это означает, что мотивационный полюс ярко выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8-9, то есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12-13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
16% набрали от 14 до 20 баллов, а это явная мотивация на успех. Она относится к позитивной мотивации.
Среди респондентов призывников, наблюдается совершенно другая картина. 60% юношей составляют мотивацию на удачу, 40% тенденцию на мотивацию неудачи.
Мы понимаем, что проведение одной серии тестов не даст достоверных результатов. Поэтому следующим нашим шагом было проведение методики определения «Реактивной и личностной тревожности».
Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Люди в своей жизни часто встречаются со страхом. Им приходится преодолевать и решать такие проблемы, как еда, жилье, безработица, кражи и другие инциденты. Также могут возникать конфликты в кругу семьи, скудное существование или безответственность. Многие люди переживают, когда теряют что-либо или кого-либо или тревожатся о будущем или о своих детях. Иногда люди поглощаются переживаниями, и стресс может повторяться и стать невыносимым. Эти переживания и тревоги могут вызвать физические и ментальные заболевания. Ни семья, ни друзья не смогут помочь преодолеть стресс. Легкая стадия депрессии может проявляться в комбинации с ментальным заболеванием, вызванным болезнями (тревожности и переживанием). В целом человек может выглядеть здоровым и исправно выполнять свою деятельность на работе или учебе.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги».
При обработке данного теста с помощью математических методов по формулам реактивной и личностной тревожности мы получили следующие результаты:
Таблица 2
Количество допризывников |
Показатели |
||
Низкая тревожность |
Умеренная тревожность |
Высокая тревожность |
|
50 |
60% |
40% |
- |
Количество призывников |
Низкая тревожность |
Умеренная тревожность |
Высокая тревожность |
25 |
- |
40% |
60% |
Как видно из таблицы 2, среди респондентов низкая тревожность преобладает у 60% допризывников. Умеренная тревожность у 40% испытуемых, высокой тревожности нет. Совсем другой результат мы видим у призывников. Призывники имеют умеренную (40%) и высокую (60%) тревожность, что на наш взгляд отражается на формировании их личности и желании служить Отечеству.
Далее мы провели тест «Шкала само принятия». Согласно точке зрения некоторых психологов, например, таких как К.Роджерс и другие, высокая степень само принятия и самооценки важны для нашего душевного самочувствия и общения. Высокий уровень само принятия позволяет человеку жить более непосредственно и принимать хорошее отношение к себе со стороны других.
При обработке данного теста мы получили следующие результаты:
Таблица 3
Количество допризывников |
Показатели. |
||
Высокий уровень само принятия |
Средний уровень само принятия |
Низкий уровень само принятия |
|
50 |
60% |
40% |
|
Количество призывников |
Высокий уровень само принятия |
Средний уровень само принятия |
Низкий уровень само принятия |
25 |
- |
30% |
70% |
Как видно из таблицы у 60% допризывников преобладает высокий уровень само принятия, у 40% допризывников средний уровень, низкого уровня само принятия не существует. Обратная картина наблюдается среди призывников; высокого уровня само принятия не существует, средний уровень составляет 30% респондентов, низкий уровень у 70% призывников.
В последней серии эксперимента мы использовали «Опросник САН». (Самочувствие. Активность. Настроение.). После обработки данного опросника мы получили следующие результаты:
Таблица 4
Количество допризывников |
Показатели |
||
Благоприятное состояние |
Неблагоприятное состояние |
Нормальное состояние |
|
50 |
15% |
10% |
75% |
Количество призывников |
Благоприятное состояние |
Неблагоприятное состояние |
Нормальное состояние |
25 |
- |
75% |
25% |
Как видно из таблицы, 75% респондентов имеют нормальное состояние, 15% благоприятное состояние и 10% неблагоприятное. Среди призывников нормальное состояние имеют лишь 25% респондентов, а неблагоприятное состояние имеют 75%. Результаты опросника позволили нам сделать вывод о том, что неблагоприятное самочувствие, активность и плохое настроение могут привести будущего защитника Отечества к нежеланию служить в рядах ВС РК и отразиться на формировании его личности.
Опираясь на результаты исследования необходимо отметить, что возраст респондентов особой роли не влияет на желание или нежелание служить в армии. Следовательно, можно предположить, что только формирование личности будущего защитника Отечества может дать положительные результаты мотивации служения Отечеству. Но для этого нужна целенаправленная работа по формированию личности будущего защитника Отечества в процессе военно-патриотического воспитания.
Итогом исследования, проведенного на данном этапе эксперимента, явилось подтверждение того, что формирование личности будущего защитника Отечества в процессе военно-патриотического воспитания – процесс долгий. Для этого необходима специальная, целенаправленная работа, включающая разработку методики по формированию личности.
Литература:
Мальтекбасов М.Ж., Утегенов Е.К., Прокофьева М.А., Куракбаева А.Ж. Критерии сформированности казахстанского патриотизма у будущих защитников Отечества. – Проблемы и перспективы развития образования (II) Материалы Международной заочной научной конференции Пермь, май, 2012. Россия.
Прокофьева М.А., Куракбаева А.Ж., Утегенов Е.К. Мониторинг психологической готовности допризывников к защите Отечества. Материалы журнала «Молодой ученый» (№6(41), С.420-426 Чита, Россия, июнь 2012.
Сочин С.А. Военно-патриотическое воспитание учащихся на боевых традициях казахстанцев// «Достояние нации», №4. 2009. – с.136-139.
Калимолдаева А.К. Современные подходы к пониманию сущности понятий "патриотизм", "казахстанский патриотизм" // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. - Алматы, 2009г. - № 4(31) - C. 33-37.
Сочин С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников: проблемы и пути решения// «Поиск», №3. 2010.- с.296-299.
Калимолдаева А.К. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе инновационной педагогики // «Наука и жизнь Казахстана». - Алматы, 2010г. - № 1. - С. 178-182.