Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (43) август 2012 г.

Статья просмотрена: 10166 раз

Библиографическое описание:

Романова, О. Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО / О. Н. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 369-373. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5283/ (дата обращения: 16.11.2024).

«Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда». Это высказывание Марка Твена предостерегает нас от ошибок в организации учебно-воспитательного процесса и заставляет конкретизировать и операционализировать цели современного образования.

Россия в настоящий момент - это страна, которая ставит целью переход к инновационному социально-ориентированному типу развития общества, признаёт главным фактором стратегических преобразований — развитие человеческого капитала. Современное образование же представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, в соответствии с установленными нормами. Федеральный государственный образовательный стандарт, является совокупностью требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования. Более развёрнуто: ФГОС ОО – это три вида требований к «Основной образовательной программе образовательного учреждения», т.е. к планируемым результатам, структуре и к условиям реализации. «Основная образовательная программа ОУ» является тем документом, который описывает образовательную среду конкретной школы.

Говоря о требованиях к результатам освоения обучающимися«Основной образовательной программы образовательного учреждения», мы понимаем, что все усилия школы направлены на создание условий для формированиятрёх групп планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.Иначе говоря, целью обучения являетсяобщекультурное, личностное и познавательное развитиеобучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».

Нельзя сказать, что до принятия стандарта школа не занималась проблемами воспитания и развитияобучающихся. Чтобы понять, в чём отличия давайте ответим на такой вопрос: Что является критерием оценивания обучения? Это знания, которые получил ученик и умение применить их при выполнении заданий государственной итоговой аттестации. По сути это проверка усвоения системы знаний. Уровень развития образовательной компетенции и сформированность воспитанности у конкретного обучающегося не отслеживались, а значит и не рассматривались как результат обучения. Новые цели образования предполагают оценивание сформированности умения учиться, т.е. овладение обучающимся системой учебных действий на основании системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке.

Вот почему необходимо вести речь не об отдельных изменениях в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, а именно о создании образовательной целостной среды школы, которая в своей совокупности охватывает все характеристики процесса обучения. Раздел III. «Требования к структуре основной образовательной программы» ФГОС ООО п.13. конкретизирует: «Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». В трактовке Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова сущность «учебной деятельности» состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание «учебной деятельности» заключается в овладении им обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.

Исходя из методических соображений и удобства раскрытия организационной сущности изменений, рассмотрим сначала описание их особенностей, т.е. процесса формирования «умения учиться» у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

Урочная деятельность трактуется А.В.Хуторским как «…организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества».

Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [14.] Чтобы избежать путаницы в понимании таких видов учебной деятельности как: урочная, внеурочная, классная, внеклассная, внеучебная, обратимся к схеме, предложенной в статье А.Л.Трофимовой «Взаимосвязь видов деятельности школьников и её влияние на информатизацию образования». Следует отметить, что на ней хорошо видны ресурсы внеурочной деятельности школьников, что способствует решению поставленных целей.

Рис. 1.


Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе школы?В разделе № 3 п.13 ФГОС ООО сказано: «… внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности».Помним классическое: Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:совокупность социально значимых свойств человека;система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;система деятельности, осуществляемых социальных ролей;совокупность способностей, творческих возможностей и т. д. (Селевко Г.К.) Развитие личности - это ее качественные изменения. Разговор о развитии как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Призывы к личностному развитию имеют смысл только тогда, когда возможно реализовать. В п. 6. ФГОС СОО «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимисяосновной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности…». Формулировки саморазвития и самосовершенствования как результата обучения, чётко определяют, что развитие личности не может быть безликим и произвольным процессом. Человек может развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других. Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности - это направление более характерно для практической психологии, именно поэтому особая роль в стандарте отведена психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы (раздел IV, п. 25 ФГОС ООО). Педагогам же отводиться миссия управления процессом познания. Хотелось бы обратить внимание на то, что в Стандарте конкретно прописывается ориентировка на построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и созданию условий развития личности по определённым направлениям (духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному). Такие задачи требуют кардинального изменения всей логики организации и управления процесса познания. Если идёт разговор о приросте личностью социального опыта, уровня развития сформированности «умения учиться», значит необходимо увидеть картину новообразований, а также построить маршрут продвижения от стартовой диагностики к итоговой. А это не что иное, как проектирование «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося». Будет уместно развести понятие «внеурочная деятельность» на две составляющие: «внеурочная деятельность» для учителя и «внеурочная деятельность» для обучающегося. Рассмотрим, как будем понимать «внеурочную деятельность» обучающегося. Сначала обратимся к СанПиН 2.4.2.2821-10. В п. 10.5. прописано: «Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей».

Таблица 1

Гигиенические требования к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

при 6-дневной неделе, не более

при 5-дневной неделе, не более

1

-

21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34


Для учащегося первого класса при пятидневной неделе СанПиН 2.4.2.2821-10 разрешает один час на «внеурочную деятельность» [5.] В базисном учебном плане «Примерной образовательной программы начального общего образования» максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 20 часов, и этого часа нет. Как нам представляется в соответствии с адаптационным периодом до ноября месяца четвёртые уроки и будут являться временем реализации форм внеурочной деятельности. Затем перед учителем поставлена задача гибко и дифференцированно строить работу с классом, добавляя этот час. Во втором и третьем классах в части плана формируемой участниками образовательного процесса уже есть 3 часа, а в четвёртом 2,5 часа на обеспечение «внеурочной деятельности», не противоречащих требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. Именно эти часы являются нормой для обучающегося. А для учителя начальных классов нормой являются 10 часов «внеурочной деятельности» к финансированию. [8.] По сути дела, 10 часов внеурочной деятельности, указанные в базисном учебном плане «Примерной образовательной программы начального общего образования» для учителя начальной школы, являются временем обеспечивающим написание «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося» и времени проведения деятельности по указанным в стандарте направлениям.

На следующих ступенях образования (основном и общем) нет такого точного определения времени к финансированию для педагога в Базисном учебном плане, так как образовательное учреждение само определяет, кто будет осуществлять проектирование «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося» - тьютор, классный руководитель с позиции тьютора, тьютор-предметник и т.д.

Как следует из выше сказанного, внеурочная деятельность для ученика обеспечивается часами из «Учебного плана ОУ» [7] части, формируемой участниками образовательного процесса, и не противоречит "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).

В «Положении об организации внеурочной деятельности в ОУ» прописывается механизм её реализации, через организационно – педагогические условия. В «Положении об организации процесса формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся» или «Положении о технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках личностно – ориентированного образования в ОУ» прописывается регламент «ИОТ».

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа, которые осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками (И. С. Якиманская). [10] То есть внеурочная деятельность становится обеспечением импульса самодвижения через мотивацию к учению. «Индивидуальная образовательная траектория обучающегося» создаёт условия для формирования истории осмысления образовательной деятельности через рефлексию, методическую помощь в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы, а также проектирование и построение системы взаимодействия по педагогическому сопровождению для всех субъектов образования.

Особое внимание хотелось бы обратить на систему внутренней оценки сформированности личностных результатов. Здесь необходимо руководствоваться принципами, отвечающими этическим нормам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. В соответствии с методическими рекомендациями Г.С.Ковалёвой и О.Б.Логиновой [3, с. 16] оценка личностного развития учащихся включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;

  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем ребенка;

  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Убеждена, что «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося» станет эффективным инструментом формирования самооценочной деятельности личности, а также сделает процесс обучения целенаправленным, индивидуальным и эффективным. Проектирование и реализация их учителем производится только по запросу родителей (в начальной школе), обучающихся (в основной и старшей школе) и в содружестве с психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Автором предлагается следующая таблица.

Таблица 2

Распределение обязанностей педагогических работников школы и делегирование образовательных полномочий другим специалистам
в реализации внеурочной деятельности

Организационно – педагогические условия

уровни образования

начальное общее образование

основное общее образование

cреднее общее образование

Проектирование ИОТ

Учитель начальных классов (классный руководитель), психолог.

Психолог, классный руководитель в позиции тьютора, тьютор - предметник.

Тьютор, психолог.

Реализация деятельности по направлениям (духовно-нравственному, физкультурно-спортивное и оздоровительному, социальному, общеинтеллектуаль­ному, общекультурному)

Учитель начальных классов (классный руководитель), психолог, библиотекарь, педагоги – предметники, специалисты учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Психолог, классный руководитель в позиции тьютора, тьютор – предметник, библиотекарь, педагоги – предметники, социальный педагог, специалисты учреждений дополнительного образования детей, организаций науки, культуры и спорта.

Психолог, классный руководитель в позиции тьютора, тьютор – предметник, библиотекарь, педагоги – предметники, социальный педагог, специалисты учреждений дополнительного образования детей, организаций науки, культуры и спорта.

Специалисты и сотрудники общественных организаций и органов местного самоуправления.


Следует согласиться, что проектированием занимается специалист, осуществляющий педагогический процесс сопровождения, а реализация происходит как педагогическими специалистами школы, так и специалистами учреждений дополнительного образования детей, организаций науки, культуры и спорта.

Особая роль отводится специалистам и сотрудникам общественных организаций и органов местного самоуправления. В разделе № IV ФГОС ООО (Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования) п. 21. говориться: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

  • включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

  • формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

  • формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

  • и т. д.»

Можно констатировать, что результатом реализации указанных требований становится образовательная среда обеспечивающая социализацию личности посредством личностно – значимой деятельности, частично реализуемая в рамках внеурочной деятельности. Именно моделирование образовательной среды ориентированной на новое качество образования является приоритетным направлением модернизации системы образования.

Рациональная организация учебной деятельности в новой образовательной среде находит подтверждение первого условия в п. 21. раздела № IV ФГОС ООО: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

  • развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;

  • индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;

  • и т. д.».

Так же в разделе №3 п.15 говорится, что «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

  • внеурочная деятельность».

«Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» размещённые на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6855в качестве базовой рассматривают несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

  • модель «школы полного дня»;

  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

  • инновационно-образовательная модель.

Все эти модели хорошо вписываются во второе условие, то есть в реализацию внеурочной деятельности по направлениям.

Всё, что было сказано ранее, можно обобщить и сделать вывод: для эффективной реализации методологических основ ФГОС ОО необходимы и обязательны следующие организационно - педагогические условия, способствующие реализации внеурочной деятельности школьников:

  1. Проектирование «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося»;

  2. Реализация внеурочной деятельности по направлениям (духовно-нравственному, физкультурно-спортивному и оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному).


Литература:

  1. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6855

  2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб.пособие для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч. 1/[М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Кабанова и др.] /под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.–2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03" http://www.vashdom.ru/sanpin/2441251-03/#sub_800

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с.

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 223 с.

  8. Психологос. Энциклопедия практической психологии. http://www.psychologos.ru

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256с.

  10. Степанов Е.Н. «Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов» http://www.openclass.ru/pages/221595.

  11. Типовое положение «об образовательном учреждении дополнительного образования детей». (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470). http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12882

  12. Трофимова А.Л. «Взаимосвязь видов деятельности школьников и её влияние на информатизацию образования».

  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http://standart.edu.ru

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования http://standart.edu.ru

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования http://standart.edu.ru

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, образовательный процесс, Индивидуальная образовательная траектория, классный руководитель, образовательное учреждение, обучающийся, дополнительное образование детей, основное общее образование, начальное общее образование.


Похожие статьи

Проектирование содержания общеобразовательных предметов для формирования профессионально важных качеств обучающихся СПО

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров...

Педагогические особенности использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...

Модель взаимосвязи видов и форм контроля как условие формирование культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной школы

Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Похожие статьи

Проектирование содержания общеобразовательных предметов для формирования профессионально важных качеств обучающихся СПО

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров...

Педагогические особенности использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...

Модель взаимосвязи видов и форм контроля как условие формирование культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной школы

Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Задать вопрос