Просвещение родителей предлагается организовывать с использованием потенциала сообщества как формы их самоорганизационного объединения. Описаны риски приоритетности информационного направления просвещения в ориентации на сетевые сообщества. Предложены андрагогические условия, стимулирующие родительские сообщества к реальному взаимодействию .
Ключевые слова : образование взрослых, сообщества родителей, самоорганизация, просвещение родителей, просветительское событие.
Активное развитие гражданского общества на постсоветском пространстве обусловило развитие групповых субъектов в разных социальных областях. Образовательная область не является исключением. Установление продуктивного взаимодействия между родителями и профессиональными педагогами является одной из составляющих повышение качества образовательного процесса. Именно поэтому просвещение родителей осознается как задача, которую каждой образовательной организацией должна быть конструктивно решена.
Родители взрослеющих как его групповой субъект за последние 30 лет прошли долгий и в целом продуктивный путь. Условно формы развития можно обозначить как организуемые «сверху» (родительские комитеты, попечительские советы и т. п. при образовательных организациях) и самоорганизованные родительские сообщества, локация которых — преимущественно Интернет. Относительно удобен для образовательных организаций первый вариант, однако нередко он является результатом формализации партнерских отношений, в крайних случаях — их имитацией. В случае сетевых родительских сообществ есть и свои плюсы, и минусы. С одной стороны, этот вид общения позволяет преодолевать пространственные и временные неудобства, адаптирован под сложные условия жизнедеятельности взрослого. Результат такой самоорганизации рассматривается исследователями как группы акторов гражданского общества, накапливающие социальный капитал, осознающие острые общезначимые проблемы и презентующие их [1,3,5].
С другой стороны, социологи отмечают слабый характер социальных связей в виртуальных сообществах, проявляющийся в относительно нечастых ситуациях общения, нейтральном эмоциональном фоне. Кроме того, как говорится в старой шутке, все знают, как играть в футбол и растить детей: воинствующий дилетантизм в области педагогики и психологии взросления сегодня достиг если не апогея, то приближается к нему. Озвученные в подобном контексте как злободневные, проблемы могут и не быть таковыми объективно. Как писал Г. Блумер, «социальная проблема существует прежде всего в терминах того, как она определяется и понимается в обществе, а не в виде объективного состояния, имеющего характерный объективный состав. Не объективный состав данного социального состояния, а его общественное определение детерминирует, существует ли это состояние как социальная проблема» [6, c.300]. От того, в какой мере и степени родительские сообщества информированы в области современной психолого-педагогической науки, кто и каким образом осуществляет это просвещение, зависит и наименование самой проблемы, и транслируемые сообществами пути ее решения. В этой связи следует учитывать нарастание тенденции «агрессивизации» проявления активной позиции родительского сообщества, усложняющую установление взаимодействия с педагогическим коллективом. Формирование сообщества предполагает ясное понимание своей ценностно-смысловой базы, в этом процессе имеет место и древний механизм обособления от окружающей среды — опознавание «свой-чужой». Тегирование сообщества заявляет индивидуальность объединения. Нередко родительские сообщества конкретного детского учебного коллектива, создаваемые в мессенджерах и социальных сетях, осознают свои границы благодаря скрытому противопоставлению себя педагогическому коллективу образовательной организации. Приведем слова педагога: «Сейчас родительское желание руководить процессом обучения очень сильно…Иногда педагоги пытаются договориться с родителями по поводу решения какой-то проблемы. Но у родителей есть «имхо», они видят только те проблемы, которые видят они. Самое страшное, что из-за этого страдают дети» [4].
Возвращаясь к идеям Г. Блумера, отметим как перспективный такой ход установления взаимодействия с родителями со стороны педагогов: осознание и формулирование инициативной группой родителей проблемы как общезначимой (коллективное определение проблемы), вынесение ее на обсуждение на диалоговую площадку, организованную педагогическим сообществом, с последующей легитимацией; совместное планирование и реализация решения проблемы. В данной цепочке крайне важно реальное экспертное обсуждение. Данная стратегия важна именно для современных родителей — представителей поколения 1990-х-2000-х гг. Риски, связанные с социокультурной обстановкой их взросления, определяют дилетантизм, зависимость от социальных сетей, некритичное отношение к интернет-информации, недостаточный опыт конструктивного социального взаимодействия, умения договариваться.
Таким образом, современное просвещение родителей не может довольствоваться только размещением информации на тематических порталах, в чатах, в социальных сетях. Необходимо взаимодействие в реальных условиях, рефлексивной среде сообщества, в которой звучит не только значимая психолого-педагогическая информация, но и идет диалог, есть возможность услышать разные точки зрения, включая специалиста, и самоопределиться в значимом вопросе. То есть необходимы условия для событийности. Эта позиция основывается на положениях образования взрослых, прошли апробацию в реальности взаимодействия сообществ неформального образования взрослых и образовательных организаций [2]. О действенности просвещения родителей такого характера говорят ежегодные итоги проводимого Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Министерства просвещения РФ Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения, публикуемые в виде каталога лучших практик родительского просвещения, представленных его победителями. К ставший классической форме семейных, родительских клубов прибавляются проекты благотворительного, социально-конструктивистского плана, сценарии разновозрастных профильных смен на базе палаточных лагерей, циклы экскурсионных программ. Выход за пределы размещения контента в интернет-пространстве и традиционных лекториев свидетельствует о переосмыслении стратегии «они (то есть родители) должны образовываться» и принятии стратегии создания условий для активации мотивации взрослого человека к непрерывному образованию, наращивания опыта субъектности в нем.
Литература:
- Зигерт Й. Гражданское общество в России // Отечественные записки. 2005. № 6 (25). Электронный ресурс: http://www.strana-oz.ru/?numid=27&article=1169. Дата обращения: 22.07.2022.
- Илакавичус М. Р. Взаимодействие сообществ неформального образования взрослых и традиционных учебных организаций: концептуальные основы // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2 (30). Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-soobschestv-neformalnogo-obrazovaniya-vzroslyh-i-traditsionnyh-uchebnyh-organizatsiy-kontseptualnye-osnovy. Дата обращения: 01.08.2022.
- Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 328 с.
- Трофимова А. «Готовить к школе нужно чуть ли не с рождения». Учитель начальных классов — о детях и их родителях. Электронный ресурс: https://mel.fm/ucheba/shkola/3956047-gotovit-k-shkole-nuzhno-chut-li-ne-s-rozhdeniya-uchitel-nachalnykh-klassov--o-detyakh-i-ikh-roditely. Дата обращения: 22.07.2022.)
- Чернова Ж., Шпаковская Л. Политэкономия современного родительства: сетевое сообщество и социальный капитал // Экономическая социология. 2011. Т. 12, № 3. С. 85–105. Электронный ресурс: http://ecsoc.hse.ru/data/2011/05/31/1234590204/ecsoc_t12_n3.pdf#page=85. Дата обращения: 22.07.2022.
- Blumer H. Social problems as collective behavior // Social problems. — Berkeley, 1971. — Vol. 18, N 3. — P. 298–306.