Параллельный импорт — относительно новое явление на правовом поле Российской Федерации, интерес к чему сильно возрос после случившихся недавних событий. На практике возникают вопросы относительно законности данной процедуры по отношению к отдельной категории товаров, среди которых выступают лекарственные средства. В статье рассматривается проблема параллельного импорта лекарственных средств, а также делается вывод о допустимости такой процедуры.
Ключевые слова: параллельный импорт, лекарственные средства, легализация.
Вопрос параллельного импорта в Российской Федерации велся достаточно давно. Многие дискуссировали относительно допустимости такой процедуры и окончательную точку в данном вопросе поставил законодатель, когда официально легализовал параллельный импорт путем опубликования Постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 № 506 [1].
В данном постановлении Правительством РФ были переданы полномочия Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Минпромторг) по утверждению списка товаров, которые могут быть перевезены параллельным импортом. И уже 19 апреля 2022 года Минпромторг опубликовал перечень товаров, в который, прежде всего вошли товары, правообладатели которых прекратили деятельность на территории России.
Для начала стоит сказать о том, что параллельный импорт представляет собой ввоз в страну оригинальных товаров, которые имеют маркировку товарным знаком с разрешения правообладателя, лицами, которые не обладают официальным согласием правообладателя на такой импорт, осуществляемый с использованием параллельных, альтернативных каналов поставок, а не через официальные контракты и договора с аккредитованным дистрибьютором [2, с. 20].
Необходимо понимать, что параллельный импорт не подразумевает какой-то контрафактной или некачественной продукции — речь идет о все тех же товарах, но попавших к покупателю нестандартным способом. В большинстве случаев, правообладатель на такой товарный знак, даже не знает о том, что его товар поставляется таким образом.
По поводу параллельного импорта лекарственных средств шло немало споров не только среди исследователей и практиков юриспруденции, но и самих медиков. В конце концов Минпромторг не включил лекарственные препараты в перечень допустимых товаров, отмечая это тем, что западные фармакологические компании продолжают работать в России и разрешение такого импорта не стоит в первоочередных задачах. Стоит отметить, что в данный список попали некоторые фармацевтические вещи, среди которых, например, вата, марля, бинты, упаковки, однако самих лекарственных средств нет.
Заявление о возможности параллельного импорта именно лекарственных средств было сделано еще в 2018 году губернатором Калининградской области Алихановым Антоном Андреевичем. Так, он предложил провести эксперимент по параллельному импорту лекарственных средств по причине того, что лекарства в России достаточно дорогие по причине того, что большинство известных брендов — зарубежных, и такой импорт позволит, во-первых, проводить регулярные поставки необходимых товаров без перебоев, а во-вторых, поможет снизить стоимость продукции благодаря не только свободе их перемещения, но и благодаря росту конкуренции.
Несмотря на все приведенные плюсы, у данной процедуры есть ряд существенных минусов и достаточно серьезных рисков, которые необходимо указать.
Во-первых, серьезным риском является возможность появления контрафакта на рынке, а также общее снижение качества товаров. По данным российских экспертов, на сегодняшний день более 12 % лекарств — подделка.
Согласно отчету Росздравнадзора, отмечается, что более 2,4 упаковок лекарств было изъято как не пригодных к использованию по причине их поддельности [3]. Разрешение на импорт несомненно приведет к закономерному повышению количества компаний, которые захотят заниматься такой деятельностью. Таможенным органам станет достаточно сложно контролировать деятельность всех компаний.
Более того, такой импорт может представлять угрозу общественной безопасности, так как некоторые препараты при неправильном хранении могут нанести непоправимый вред. Поставщики могут не соблюдать надлежащие условия хранения и транспортировки таких товаров.
Решением подобной проблемы может быть создание специального таможенного поста, где оформлялись бы товары параллельных импортеров. Однако, это потребует дополнительных расходов бюджета.
Во-вторых, есть риск того, что разрешение такого параллельного импорта поспособствует снижению цены. Во многом ценообразование зависит и от аптек, которые в свою очередь, ориентируются на свои интересы и интересы рынка.
В-третьих, еще одной закономерной проблемой станет снижение процента продаж отечественных аналогов, так как потребитель при выборе ориентируется на бренд и известность выпускающей компании. Соответственно от параллельного импорта могут пострадать отечественные компании и их работники, что может привести к росту безработицы.
Решение об одобрении параллельного импорта лекарственных средств, может вступить вразрез с действующей политикой импортозамещения лекарственных препаратов. Да, в теории импорт поспособствует обеспеченности граждан лекарственными средствами, однако на долгую перспективу это сулит усугублением проблемы. Необходимо поддерживать отечественного производителя и уменьшать зависимость от импорта фармакологических средств из рубежа.
Лекарства — одно из важнейших средств, которые связаны непосредственно с жизнью и здоровьем человека, поэтому для лекарственных средств важно качество. Дистрибьюторы фармацевтической продукции при обычном импорте предоставляют определенные гарантии защиты от подделок. Поэтому в первую очередь необходимо разработать наиболее эффективную структуру работы параллельного импорта.
Таким образом, можно сказать о том, что при решении вопроса о легализации параллельного импорта по отношению к лекарственным средствам нужно быть максимально осторожным, поскольку вопрос стоит даже не в экономике страны, а в здоровье граждан, которое является высшей конституционно-правовой ценностью, защищаемой и гарантируемой государством. Тем не менее, вопрос о том, чтобы применять параллельный импорт по отношению к лекарственным средствам становится все более актуальным.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» // СЗ РФ. 2022. № 14. Ст. 2286.
2. Нургалеев М. С. Параллельный импорт лекарственных средств в России: миф или реальность? / М. С. Нургалеев, Е. Н. Петров // Global science. Development and novelty: Collection of scientific papers on materials XI International Scientific Conference, Frankfurt, 25 февраля 2020 года / International United Academy of Sciences. — Frankfurt: LJournal, 2020. — С. 18–25.
3. Росздравнадзор изъял из обращения 2,4 млн упаковок лекарств в 2021 году // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. URL: https://roszdravnadzor.gov.ru/news/29393 (дата обращения: 30.08.2022).