Ключевые слова: Российская Федерация, молодежная среда, российское общество, молодежная политика, государственная молодежная политика.
Возникновение экстремизма в Российской Федерации неизбежно приводит к столкновению с проблемой невозможности однозначного истолкования данного противоправного деяния. Сложность сущности экстремизма, многополярность мнений вокруг данного феномена, динамика его происхождения в пространстве и времени, неполное исследование личностно-психологических качеств экстремистов и многое другое позволяют сделать вывод, что в настоящее время научная разработанность и правовое регулирование рассматриваемого вопроса недостаточны для его решения [7, с. 99].
В последние годы, в связи со сложной социально-экономической обстановкой в России, уровень морально-нравственной культуры неумолимо падает, и прежде всего это отражается на молодежи. В этой связи крайне неблагоприятным представляется то, что это группа населения подвержена такому негативному фактору как экстремизм.
Экстремизм представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, включая его крайнюю форму — терроризм. Экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицание этнического и религиозного многообразия, угрожает безопасности российского общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства [11, с. 19].
За отчетный период 2021 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 1057 преступлений экстремистской направленности, что по сравнению с 2020 годом возросло на 26,9 % [15]. Большинство таких преступлений выявлено в Москве — 59. Далее следуют Республика Дагестан — 58, Кемеровская область — Кузбасс — 54 [16].
Противоправная экстремистская деятельность в последние годы представляет серьезную проблему как для молодежи, так и в целом для всего российского общества. Часто организованные экстремистские группировки и движения становятся с одной стороны, субъектами совершения преступлений, а с другой — информационными носителями пропаганды экстремизма.
Анализ экстремистской преступности позволяет выделить следующие криминологические особенности, которые в целом позволяют вывести «группу риска» — это юноши и девушки от 16 до 24 лет. Как правило, в этом возрасте они заканчивают школу, выбирают профессию, обучаются в средних и высших учебных заведениях. Говоря другими словами, наиболее активно включаются в процесс социализации, осваивая новые социальные роли [4, с. 74].
Здоровье молодежи в любой сфере общественной жизни является весьма актуальной проблемой и предметом первоочередной значимости. Проблема формирования, сохранения и укрепления физического, психологического, социального, духовного здоровья российских школьников и студентов в условиях широкомасштабного реформирования всех систем жизнеобеспечения должна стать приоритетной [6].
Сегодня в России в целом сформирован механизм координации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Следует затронуть проблемные вопросы, которые замедляют развитие государственной молодежной политики и приводят к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала молодежи. Среди основных факторов следует отметить, как отсутствие у молодых граждан четких нравственных, моральных, правовых установок и ориентаций, патриотических и семейных ценностей. Это обусловлено негативным влиянием средств массовой информации на молодежное сознание, факторами, связанными с недостаточной реализацией воспитательных функций семьи и другими общественными институтами. Все это требует реализации комплекса мер, направленных на формирование гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма и семейных ценностей у молодого поколения [9, с. 29].
Таким образом, основными причинами роста проявлений экстремистского поведения в молодежной среде является социальное неравенство, отсутствие социальных ценностей, недостаточная социальная развитость, несформированность профессиональной ориентации и политических убеждений.
Для эффективной социализации молодежи является вопрос поиска вариантов интегрирования молодых граждан в социально-политические и экономические практики, стимулирование всех видов активности молодежи для ее направления на благо российского общества, что будет являться ядром молодежной политики [10, с. 29]. В основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что именно молодежь должна быть готова к противостоянию «негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе. Поэтому молодежь должна уметь реагировать на возможные опасности и выработать определенный иммунитет» [14].
Действительно, в области государственной политики в отношении молодежи имеется вся необходимая законодательная база и рычаги воздействия на молодежную среду в рамках противодействия экстремизму. Положительной новеллой в законодательстве является принятие в декабре 2020 года закона о молодежной политике на федеральном уровне [13].
Система образования является неотъемлемой составляющей в превенции экстремизму в молодежной среде, причем не только в направлении организации внеурочной деятельности и воспитательной работы в образовательных организациях, но и в концентрации самого образовательного процесса.
Учитель истории и обществознания через призму учебной деятельности обязан акцентировать внимание на целостность государственного строя Российской Федерации, выработать невосприимчивость в молодежной среде о пагубном воздействии радикальных настроений, которые могут дестабилизировать российское общество. Благодаря учителю истории и обществознания, обучающиеся смогут получить достоверные сведения об исторических, национальных и культурных традициях народов в рамках образовательного процесса. Никто иной как учитель может создать наиболее благоприятные условия для самоопределения молодой личности, в формировании гражданской идентичности и единой российской нации.
Главным детерминантом в эволюции демократического правового Российского государства на современном этапе его развития должна стать единая государственная идеология.
«Государственная идеология — это целостная, систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления» [8, с. 5].
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации в России признается идеологическое многообразие. Основной Закон запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной [2, с. 20–22].
Хотя не секрет, что в условиях идеологического отсутствия, политической и социально-экономической нестабильности, именно молодежь становится самым слабым звеном, потенциальным субъектом вербовщиков экстремистских организаций. В силу психологической незрелости, субъективного восприятия действительности и отсутствия, общепризнанных морально-нравственных устоев не единичны случаи, когда молодежь, как наиболее энергичная и мобильная часть общества, интересуется различного рода радикальными политическими, религиозными, националистическими и другими деструктивными идеями [5, с.91].
С. А. Авакьян верно указывает, что «конституция просто не может не быть идеологическим — в смысле мировоззренческим — документом... каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей... и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества» [1, с. 48].
Президент Российской Федерации В. В. Путин, отвечая на вопросы журналистов в рамках большой пресс-конференции 2019 года, ответил: «Идеология, на мой взгляд, в современном демократическом обществе возможна только одна — патриотизм. В самом широком и хорошем смысле слова». Это должно быть деполитизировано и направлено на укрепление внутренних основ российского государства» [3].
Данная мысль главой государства звучала и в 2012 году в выступлении на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи, Президент России отмечал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем». Констатируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что Президент остается верным своему мнению, подчеркивая, что иной альтернативы для российского общества нет [12, с.110–111].
В последние годы ситуация на международной арене для Российской Федерации складывается не в лучшем направлении. Зарубежные государства любыми изощренными способами пытаются создать такие неблагоприятные условия для того, чтобы убрать Россию с мировой сцены, в плоть до самоизоляции. Наша задача — противостоять всевозможным нападкам и провокациям со стороны разжигателей ненависти в молодежной среде, так и в целом российском обществе. В настоящее время Россия стала крепче, сильнее, сплоченнее. Да, в нашей стране имеются экономические проблемы, трудности построения системы образования, но на любые всевозможные вызовы, которые нам преподносит нынешнее время, мы сможем найти ответы с помощью чести, дружбы, мужества и любви к своей Отчизне, Российской Федерации.
Литература:
- Анненкова В. Г. Общенациональная государственная идея как основа единства Российской Федерации (конституционно правовой аспект) / В. Г. Анненкова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2012. — № 85. — С. 45–51.
- Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция с поправками. — 3-е изд., перераб. и доп. — / Е. Ю. Бархатова — М.: Проспект, 2021. — 256 с.
- Большая пресс-конференция Владимира Путина 2019. [Электронный ресурс]// — Режим доступа: https://www.1tv.ru/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/bolshaya-press-konferenciya-2019/bolshaya-press-konferenciya-vladimira-putina-2019 (дата обращения 15.08.2022)
- Бурков А. А. Возможности профилактики националистического экстремизма в образовательных учреждениях / А. А. Бурков // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 4. — С.73–78.
- Буткевич С. А. Идеология терроризма и экстремизма: явные и скрытые угрозы / С. А. Буткевич //Общество и право. — 2016. — № 4 (58). — С.88–93.
- Казиева М. З. Духовное здоровье российской учащейся молодежи как предмет социологических исследований// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017 // — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnoe-zdorovie-rossiyskoy-uchascheysya-molodezhi-kak-predmet-sotsiologicheskih-issledovaniy (дата обращения 26.07.2022)
- Леготин М. П. Молодежный экстремизм: причины возникновения, современное состояние, возможные пути преодоления (на примере Уральского региона) / М. П. Леготин // Вестник Московского университета МВД России. –2013. — № 11. — С. 99–104.
- Мартюшов Л. Н. Государственная идеология Российской Федерации: какой ей быть? / Л. Н. Мартюшов //Вестник уральского института экономики, управления и права. — 2017. — № 4. — С.4–18.
- Меркулов П. А. Государственная молодежная политика в современной России: инструменты интеграции молодежи в общественные практики / П. А. Меркулов, Е. Н. Малик, Е. С. Бакалдина, А. Л. Елисеев // Власть. — 2015. — № 10. — С. 27–32.
- Меркулов П. А. Государственная молодежная политика в современной России: инструменты интеграции молодежи в общественные практики / П. А. Меркулов, Е. Н. Малик, Е. С. Бакалдина, А. Л. Елисеев // Власть. — 2015. — № 10. — С. 27–32.
- Мусаелян М. Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации / М. Ф. Мусаелян // Журнал российского права. — 2009. — № 3. — С. 18–27.
- Неверов А. Я. Государственная идеология в Российской Федерации: конституционно-правовые основания / А. Я. Неверов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. — 2016. — Т.2. — № 3. — С.107–115.
- О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
- Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
- Показатели зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в России за январь-декабрь 2021 года [Электронный ресурс]// Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: [сайт]. — Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения 15.08.2022)
- Показатели зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в России за январь-декабрь 2021 года [Электронный ресурс]// Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_rate (дата обращения 15.08.2022)