В статье автор анализирует различные подходы к классификации налогов, взимаемых с юридических лиц (организаций).
Ключевые слова: налоговое право, налог, классификация налогов, юридическое лицо, организация.
Система налогов, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации [1,2] с юридических лиц, является достаточно объемной, и для ее уяснения такие налоги целесообразно классифицировать по различным признакам.
Так, по способу взимания налоги с организаций подразделяются на:
– прямые;
– косвенные.
Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода (выручки) налогоплательщика (налог на прибыль организаций, транспортный и др.).
Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
Следует отметить, что роль прямых и косвенных налогов в бюджетах разная: если прямые налоги призваны стимулировать рост производства, то косвенные повышают цену продукции, тем самым увеличивают инфляцию [3, С. 152].
По объекту налогообложения выделяют:
– налоги с дохода (прибыли);
– налоги с имущества;
– налоги с выручки;
– прочие налоги.
Под налогами с доходов понимаются налоги, взимаемые с прибыли субъекта, в том числе юридического лица. Этот налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть, по сути, на разницу между доходами и расходами. Прибыль, как результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации, и является объектом налогообложения. Соответственно, размер налога на прибыль зависит от итогов коммерческой деятельности организации за определенный период. К таким, в частности, относится налог на прибыль организации.
Налог на имущество — это налог, уплачиваемый в государственный бюджет субъектами, владеющими определенными видами имущества [4, С. 68]. В соответствии со ст. 273–274 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество юридических лиц признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. В первую очередь таковыми объектами признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств.
Налог с выручки — это налог на добавленную стоимость (НДС). Под налогом на добавленную стоимость (НДС) понимается форма изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг). НДС представляет собой косвенный налог, исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. В таком случае продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке [5, С. 117].
В соответствии со ст. 146 НК РФ, в качестве объекта налогообложения НДС признаны операции, совершаемые на территории Российской Федерации, в том числе реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав. Реализацией в целях налогообложения признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе по договорам купли-продажи, мены, поставки, подряда, выполнения работ, оказания услуг. Передача на безвозмездной основе признается реализацией.
По общему правилу налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму НДС самостоятельно. Сначала рассчитывается сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Далее рассчитывается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, первоначально исчисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов. Важным элементом налога на добавленную стоимость считаются налоговые вычеты, то есть возмещение. Налоговые вычеты по НДС — это суммы налога, предъявленные налогоплательщику его поставщиками (подрядчиками) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
По способу установления (субъекту, устанавливающему и конкретизирующему налоги) выделяют:
– федеральные налоги;
– региональные налоги;
– местные налоги.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Большинство налогов, в том числе взимаемых с организаций, относится именно к федеральным налогам: НДС, налог на прибыль организаций, акцизы и др.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, следующие элементы налогообложения:
– налоговые ставки,
– порядок и сроки уплаты налогов.
Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются федеральным налоговым законодательством.
К региональным налогам, которые могут взиматься с организаций, относятся:
– налог на имущество организаций;
– налог на игорный бизнес;
– транспортный налог.
Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
К местным налогам и сборам, которые могут взиматься с организаций, относятся земельный налог и торговый сбор (ежеквартальный фиксированный местный обязательный платеж, который должны уплачивать организации, осуществляющие торговую деятельность в пределах муниципалитета).
По направлениям зачисления выделяют налоги, зачисляемые в:
– федеральный бюджет;
– бюджеты субъектов федерации;
– местные бюджеты;
– внебюджетные фонды.
В данном случае речь идет о бюджете, в который зачисляется взимаемый с организации налог, например, НДС зачисляется в федеральный бюджет. Некоторые налоги, взимаемые с юридических лиц, пропорционально зачисляются в различные бюджеты, например налог на прибыль организаций, 3 % которого зачисляются в федеральный бюджет, 17 % — в бюджет субъекта Российской Федерации.
Подводя итог можно отметить, что налоги, взимаемые с организаций (юридических лиц), могут быть классифицированы по таким признакам, как способ взимания, объект налогообложения, способ установления (субъект, устанавливающий и конкретизирующий налог), направление бюджетного зачисления.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. — 1998. — № 148–149.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Российская газета. — 2000. — № 153–154.
- Зотиков Н. З. Прямые и косвенные налоги, их роль в формировании доходов бюджетов различных уровней // Oeconomia et Jus. — 2018. — № 4. — С. 150–155.
- Короткевич Е. В. Налог на имущество организации // Вестник науки и образования. — 2018. — № 2. — С. 66–72.
- Соболева А. А. Сущность налога на добавленную стоимость в России // Территория науки. — 2018. — № 3. — С. 116–121.