В настоящее время происходит активное развитие информационных и коммуникационных технологий. Данное обстоятельство нашло отражение в деятельности государственных органов. Модернизация их деятельности привела к созданию системы электронного правительства, важным элементом которого является система межведомственного электронного взаимодействия.
Ключевые слова: электронное правительство, документооборот, система электронного документооборота, межведомственное взаимодействие.
Currently, there is an active development of information and communication technologies. This circumstance is reflected in the activities of state bodies. The modernization of their activities has led to the creation of an electronic government system, an important element of which is the system of interdepartmental electronic interaction.
Keywords: electronic government, document management, electronic document management system, interdepartmental interaction.
Активное развитие информационных технологий привело к их внедрению во многие сферы общественной жизни, в том числе и в государственное управление. Основную роль в информационном развитии занимает Интернет, который открывает новые действенные средства управления и взаимодействия органов публичной власти, коммерческих организаций и граждан. Этим обстоятельством объясняется возникновение концепции «электронного правительства». Рассматривая вопрос об определении «электронного правительства» следует отметить, что в настоящий момент однозначного нормативного закрепления данного понятия нет. Например, в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года дается следующее определение «электронное правительство — новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов» [1]. В качестве основного признака электронного правительства выделяют именно взаимодействие между органами публичной власти и населением, поскольку система направлена на повышение эффективности и оперативности деятельности государственных органов при осуществлении своих полномочий, а также удобства граждан. Электронное правительство представляет собой совокупность технологий вместе с набором организационных мер, нормативно-правовым обеспечением, которые используются для цифрового обмена информацией, сведениями между органами власти всех уровней, а также коммерческими организациями и гражданам.
На сегодняшний день деятельность органов государственной власти и местного самоуправления направлена на повышение качества, скорости предоставления услуг, а также поиска и использования оптимальных способов их оказания. Одной из наиболее важных задач государства является формирование единого информационного пространства, которое заключается не только во взаимной согласованности и дополнении нормативно-правовых актов, но и в создании системы, которая обеспечивает правовую информированность всех элементов жизни общества. В этой связи представляется необходимым введение электронного взаимодействия непосредственно между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Система межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ) — является одним из основных элементов структуры системы электронного правительства. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 697 «СМЭВ — это федеральная государственная информационная система, позволяющая органам и организациям осуществлять информационный обмен на основе унифицированных правил взаимодействия между информационными системами органов и организаций, а также обеспечивать единый технологический способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений в соответствии с зарегистрированными форматами передаваемых сведений и фиксацией фактов движения электронных сообщений в системе взаимодействия» [2]. СМЭВ в России является ключевым направлением внедрения информационно-коммуникационных технологий и способствует развитию информационного общества. Сущность СМЭВ заключается в организации взаимодействия между органами власти всех уровней с помощью определённого программного обеспечения для оказания государственных услуг, а также выполнения соответствующих функций в электронном виде. Целью создания СМЭВ является повышение эффективности и качества системы государственного управления путём сокращения сроков получения и обработки документации между государственными органами, снижение затрат на документальную отправку, анализа и мониторинга исполнения государственных поручений.
Участниками СМЭВ являются федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, внебюджетные государственные фонды, государственные и муниципальные организации и учреждения, а также многофункциональные центры и иные организации.
Формирование СМЭВ предоставляет возможность перейти на качественно новый уровень организации и функционирования межведомственны информационных систем. Указанная система имеет ряд преимуществ. В частности:
– позволяет повысить качество административно-управленческих процессов;
– обеспечивает предоставление доступа к СМЭВ, а также к информации о деятельности органов государственной власти;
– способствует повышению непосредственного участия граждан в решениях, которые принимаются государственными и муниципальными органами;
– обеспечивает оперативный обмен и обработку информации между ведомствами и эффективный социальный контроль за деятельностью органов власти и поддержание требуемого уровня информационной безопасности;
– улучшает информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений на всех уровнях власти.
Следует отметить, что такие системы формируются и на уровне регионов. В частности, согласно Постановлению Администрации Приморского края от 07.07.2015 № 217-па была создана государственная информационная система Приморского края «Региональная система межведомственного электронного документооборота» (далее — РСМЭД) [3]. Целью указанной системы являлось повышение оперативности работы государственных органов Приморского края, предоставление государственных услуг в электронной форме. Государственные служащие получили возможность быстро отвечать на поступающие запросы и поручения от федеральных органов власти, направлять документы, как в адрес органов исполнительной власти и местного самоуправления Приморского края, так и Президенту России, Правительству РФ, федеральным министрам. Для просмотра и изучения определенного документа сегодня достаточно знать его номер и входящую дату регистрации, что позволит госслужащим из разных органов или муниципальных образований оперативно их просматривать и обрабатывать. Вместе с тем введение РСМЭД способствовало усилению контроля за деятельностью органов власти, поскольку все даты исполнения документов, представления информации фиксируются в РСМЭД и любые просрочки будут отражены в системе. Указанные обстоятельства способствуют также оценке деятельности органов власти и, как следствие, государственных служащих. В РСМЭД можно отследить активность каждого госслужащего (сколько было написано писем, резолюций, были просрочены документы
и т. д.). В дальнейшем это может быть использовано при подведении статистической отчетности. В целом для уровня региона такая система оказывает положительное влияние на государственное управление.
Преимущества СМЭВ также можно проследить при оказании государственных и муниципальных услуг. В частности, в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — ФЗ № 210) закрепляется положение о том, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, представляющих государственные услуги, иных государственных органов, либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, за исключением документов, включенных в перечень, определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ [4]. Введение СМЭВ оказало положительное на информационное взаимодействие как между государственными органами, так и государством с гражданами.
Литература:
- О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: Распоряжение Правительства России от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/ (дата обращения: 20.08.2022).
- О единой системе межведомственного электронного взаимодействия Постановление Правительства России от 08.09.2010 № 697 (ред. от 13.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104665/ (дата обращения: 20.08.2022).
- О создании государственной информационной системы Приморского края «Региональная система межведомственного электронного документооборота»: утв. Постановлением Администрации Приморского края от 07.07.2015 № 217-па (последняя редакция от 05.10.2020 № 862-пп) // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/428625000 (дата обращения: 27.04.2022).
- Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (посл. ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 21.08.2022).