В данной статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации физического воспитания. Главными целями занятий по спортивным играм в данных учреждениях является обучение и совершенствование разных видов спортивных игр (мини-футбол, волейбол, баскетбол, гандбол) и упражнений, закладывающих основы техники и тактики игры. Данные занятия не являются узкоспециализированными тренировками и не направленны на участие обучающихся в спортивных соревнованиях. Данные занятия позволяют воспитанникам довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации успешно реализовывать свои творческие и учебно-познавательные способности, активно принимать участие в необходимых видах трудовой деятельности, что позволяет увеличивать адаптивный потенциал и рост социальной отдачи.
Ключевые слова: спортивные игры, физическое развитие, физическая культура.
В последнее время все больше составляет себе представление тот факт, что общепринятые формы проведения занятий с подрастающим поколением в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации не отвечают современным требованиям и требуют изменений. Создается необходимость в поиске новых идей и подходов к организации учебных занятий по разделу: «Спортивные игры» с применением инновационных педагогических технологий. Современные государственные требования позволяют активно использовать потенциал спортивных игр в данных учебных заведений.
Эффективным средством, увеличивающим работоспособность обучающихся, являются занятия по «Физической культуре». Занятия по данному предмету максимально позволяют активизировать готовность к полноценной реализации своих сил и здоровому образу жизни, а также к всестороннему развитию целостной личности. Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, спортивные достижения, ориентация на здоровый образ жизни.
Основной целью и задачами «Физической культуры» на данный момент в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации является повышение уровня физической подготовленности, формирование обучающихся вести здоровый образ жизни, развитие интереса к спортивной деятельности, а также привитие навыков к систематическим занятиям спортом.
Согласно новым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования создаются программы по предмету: «Физическая культура» с преобладанием спортивных игр, в частности, в зимний период обучения.
На данный момент в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации используются три направления. Первое: ориентируется на усвоение воспитанниками определенных знаний в области физической культуры и спорта, развитие двигательных умений и навыков. Второе: высокий уровень концентрации преподавателя на основные физические упражнения (подтягивания на перекладине, бег на 60 м или 100 м, бег на 1 км или 3 км). Третье: здоровье обучающихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.
Все три направления совершенствования физического воспитания в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации реализуется в рамках создания учебных программ с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся, а также профессиональных возможностей преподавателя. Программы по «Физической культуре» состоит из двух модулей (базовых и вариативных), что позволяет организовывать занятия в тренировочном режиме.
Спортивная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид спортивной деятельности, свойственный человеку. Она может быть средством развлечения, саморазвития, средством спорта, отдыха и средством общего физического развития. Спортивные игры, используемые для физического развития, многообразны, но их можно разделить на спортивные и подвижные. Спортивные игры считаются высшей степенью подвижных игр.
Использование спортивно игровой формы организации занятий способствует накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие координационного единства с изучаемым видом физической деятельности облегчают освоение содержания материала. Спортивно игровые задания несут в себе большой эмоциональный потенциал, который считается эффективным средством не только физического воспитания воспитанников, но и их нравственного и интеллектуального развития. Использование спортивно игрового метода дает возможность преподавателю благополучно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку обучающихся. Физическая подготовка выступает фундаментом для усвоения любого вида образовательной программы. Она способствует быстрому овладению навыками и умениями прочного закрепления учебного материала.
Для организации спортивных игр необходимо научить обучающихся обращаться с футбольным, волейбольным, гандбольным и баскетбольным мячами. Упражнения такого типа эмоциональны и динамичны, способствуют развитию координационных способностей, силы, скоростно-силовых качеств, быстроты двигательных реакций. Спортивные игры результативно влияют на развитие у воспитанников как психолого-педагогических познавательных процессов, так и физиологических.
В ходе поиска и реализации инновационных педагогических технологий для организации учебных занятий с воспитанниками преподавателями была выявлена привлекательность и значимость спортивных игр. Спортивные игры позволяют решать целый ряд важных задач в работе с воспитанниками: удовлетворить их интересы и потребности в двигательной активности, научить владеть своим телом, стабилизировать чувства и эмоции, развивать не только не только физические, но и психические, психофизиологические, умственные качества. Систематическое применение спортивных игр на занятиях по «Физической культуре» способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву называть средством гармоничного развития и физической подготовки воспитанников.
Литература:
- Воробьева И. Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2014. № 1–113 с.
- Асмолов А. Г. Педагогическая психология. М.: Владос, 2006.- С. 534.
- Физическая культура. 8–9 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ В. И. Лях; под ред.
- М. Я. Вилевского. — 11-е изд. — М.: Просвещение, 2021. — 256 с.