Межэтническая семья как фактор формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 04.09.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Мурсалина, Н. Ю. Межэтническая семья как фактор формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан / Н. Ю. Мурсалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94704/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается роль межэтнической семьи в контексте формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан. Раскрываются понятия «идентификация», «этническая идентичность» через разные научные школы. Перечислены психологические этапы становления этничности по Ж. Пиаже. Приведены два подхода к этничности: примордиалисткий и конструктивистский и их значение для национального строительства государства. Приводятся результаты исследований отечественных авторов о неоднозначном характере идентификации граждан смешанного происхождения, а также иерархия идентичностей населения Казахстана. Сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения социальной практики этнической и гражданской идентификации в межэтнических (разноэтнических) семьях.

Ключевые слова : идентификация, конструктивизм, примордиализм, этническая и гражданская идентичность.

Введение

В современном мире, где человечество стремится найти приемлемое сочетание глобального, мультикультурного и национального, особое значение приобретают межэтнические отношения. Конструктивное их выстраивание в первую очередь зависит от этнической идентичности, которая играет в новом глобальном мире одну из ведущих ролей, поскольку именно она дает чувство устойчивости и стабильности в изменчивом мире.

Этническая идентичность гражданина закладывается на начальной ступени социализации личности — в семье. Особая место в этом вопросе занимают межэтнические семьи, где дети имеют возможность воспринять различные аспекты идентичности. Поэтому так необходимо, чтобы через родителей ребенок усвоил правильные этнические ценности.

В целом отмечу, что в Советском Союзе существовало большое количество межнациональных семей (каждая пятая семья). Однако ввиду преобладания концепции единой общности «советский народ» вопросы этнического самосознания учитывались и рассматривались недостаточно. Сейчас же наоборот ценность этнического фактора возросла несмотря на усиливающийся космополитизм, согласно которому каждый человек может рассматриваться как «гражданин мира», причисляя себя к унифицированной мировой культуре.

Целью данной статьи является попытка определить роль межэтнической (разноэтнической) семьи в формировании этнической идентичности гражданина. В статье применены эмпирические и теоретические методы исследования: сбор информации, анализ, синтез, классификация. При их использовании изучены исследования отечественных, а также зарубежных ученых.

Основная часть

Понятие «идентификация» впервые ввел в оборот З. Фрейд в 1921 г. в своей работе «Психология масс и анализ «Я». Он обозначал идентификацию через одинаковость, тождественность, подражание, либо ассимиляцию одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» имитирует второе. 3. Фрейд утверждал, что каждый человек сам создает свой идеал «Я» и использует при этом образцы и модели поведения, которые он сознательно выбирает [1].

На сегодняшний день нет четкого научного определения «этнической идентичности». Научные школы по разном трактуют эти понятия. К примеру, П. Садохин определяет этническую идентичность как причисление себя к этнической общности, где человек сравнивает определенные черты собственной родословной с признаками этой общности. Автор указывает на психологический процесс отождествления индивида с этнической общностью, который позволяет ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и культурные ценности. Процесс идентификации индивида с этносом происходит на основе принципа самоопределения этнической принадлежности. Из этого следует, что этническая самоидентификация — это этническое самоопределение индивида, отождествление и отнесение себя к определенному этносу [2].

Как считает французский социолог А. Турен, идентичность — осознанное понятие, ее значимость определяется потребностью в принадлежности, потребностью в позитивной самооценке и потребностью в безопасности. Таким образом, идентификация — это процесс эмоционального и когнитивного самоотождествления индивида, с другим человеком или группой [3].

И. Малыгина определяет этническую идентичность как сложный феномен, как осознание индивидом общности с локальной группой на основе культуры, психологическое переживание этой общности, где ключевая роль отводится межкультурной интеграции. Этнос может достичь этнической идентичности в относительно короткое время, однако межкультурная интеграция — довольно длительный процесс, в котором взаимодействуют представители всех этносов, проживающих на определенной территории [4].

Рассмотрев вышеуказанные определения, можно сделать вывод, что этнокультурную идентичность неверно рассматривать как ситуативный процесс групповой солидарности во имя достижения коллективных целей. Также и наоборот, нельзя считать ее статичной и неизменной.

По мнению казахстанского исследователя С. К. Уалиевой на формирование этнической идентичности юного гражданина страны огромное влияние оказывает национальная культура отца и национальная культура матери, и в большей степени влияют установки обоих родителей. Как правило, дети из межэтнических семей отличаются высокой этнической толерантностью, чем дети из моноэтнических. Также такие дети наибольшее значение придают гендеру, далее — конфессии и только потом для них важна национальность. Как для взрослых, так и для детей, как правило, характерно двуязычие, изменение этнического самосознания, которое влияет на социальное поведение молодых людей [5].

Чтобы понять, с какого возраста ребенок начинает считать себя представителем того или иного этноса, важно рассмотреть психологические этапы становления этничности, соотносимые с этапами развития личности.

Одним из первых систематизацию рубежей становления этничности внес швейцарский ученый Ж. Пиаже. Он оценивал становление этнической идентичности с созданием когнитивных моделей, связанных с понятием «Родина», а народные ощущения, по его воззрению, считаются «собственного семейства ответом на познания о народных явлениях». Таким образом, основываясь на соотношении когнитивных образов «отчизны» и «других государств» Пиаже выделяет 3 шага:

1) 6–7 лет. В данном возрасте для детей более важными считаются семейство и конкретное общественное окружение, а не государство или же народная группа;

2) в 8–9 лет ребенок уже внятно идентифицирует себя со собственным этносом, выдвигает причины идентификации — пространство проживания, родной язык;

3) в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) идентичность складывается в полной мере [6].

Таким образом этническая идентичность проходит несколько этапов и ее становление определено постепенным процессом социализации ребенка.

Стоит также отметить, что не только семья, социум влияют на формирование этнической идентичности молодежи, но, также и политика, проводимая государством.

Сложилось два подхода к этничности: примордиалисткий и конструктивистский. В первом случае этническая принадлежность определяется как бессознательное отождествление человека со своим этносом, эмоциональная привязанность. Конструктивизм зародился позднее примордиализма. Этничность здесь определяется как продукт нациестроительства, политический конструкт, призванный объединять людей для достижения определенных целей [7].

В Казахстане нациестроительство в большей степени опирается на принципы общенациональной идеи «Мәңгілік Ел, а также на стратегию духовного развития наших граждан «Рухани Жаңғыру». Основные постулаты — общеказахстанская идентичность, ценность этнорелигиозного разнообразия. В этом смысле, неоднократно подчеркивая важность принципа «единство в многообразии», Президент Республики Казахстан К.-Ж. К. Токаев отмечает, что казахстанцы, независимо от их этнического происхождения, считают себя единым народом, единой нацией. [8].

Однако консолидированного понимания в обществе касательно параметров гражданской и этнокультурной национальной общности пока не выработано. Наша страна сочетает на практике различные конструкты и остается поликультурным государством, однако в будущем возможен уход в сторону модели моноэтнического государства.

Вопросы идентификации у людей межэтнического происхождения вызывают определенные сложности. Это подтверждает исследование казахстанского автора С. К. Уалиевой, где описывается процесс выбора этнической принадлежности молодежи. По результатам проведенных социологических исследований автор приходит к пониманию того, что этническая идентичность у молодежи из межэтнических семей довольно неоднозначный процесс. Опрос среди молодежи из межэтнических семей показал, что мнения респондентов по поводу причисления себя к определенной этнической группе варьируются от определения по отцу, что «должно быть на уровне автоматизма», до понятий: «метис» и «казахстанец». Изучение этнической идентичности людей смешанного происхождения показывает необходимость аккуратного и корректного обращения с данным вопросом [5].

Также в статье Н. Мустафаева «Найти себя: иерархия идентичностей в Казахстане» приводятся результаты комплексного социологического исследования, проведенного Казахстанским институтом социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) по заказу Фонда Первого Президента Республики Казахстан. Опрос проводился с целью выявления иерархии идентичностей у населения в целом. Результаты исследования показали, что гражданская идентичность (гражданин Казахстана, казахстанец) оказалась более значимой, чем этническая или религиозная для более половины респондентов (52,9 %). Тогда как этническую принадлежность выбрали 26,6 % опрошенных. Религиозная принадлежность оказалась наиболее значимой для 1/10 части (10,2 %) респондентов. 10,3 % опрошенных затруднились определить какая из видов идентичности: гражданская, этническая или религиозная является для них важнее [9]. Данные замеры населения по показателям идентичности показывают, что для Казахстана особенно актуальна консолидация по двум признакам — на основе гражданства, а также собственной этнической принадлежности.

Заключение

Для большей части казахстанского социума этническая идентичность — это данность, естественная по своей природе, не требующая критического анализа, данность, через которую человек и гражданин отвечает сам себе на вопрос «кто я?».

Становление этнической идентичности гражданина обусловлено постепенным, поэтапным процессом его социализации, где определяющую роль имеет семья как базовый этносоциальный институт. Принадлежа к той или иной этнокультурной среде, храня традиции, историческую память и обычаи народа, семья оказывает глубокое влияние на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Под влиянием культурных ценностей, традиций и норм поведения, этнических стереотипов и менталитета, культивируемых в семейной среде, он становится личностью, осознающей и уважающей свою этнокультурную принадлежность.

В этом контексте внимания и анализа требует социальная практика межэтнических (разноэтнических) семей. В Казахстане на сегодняшний день процессы формирования этнической идентичости выходцев из таких семей изучены недостаточно. Как показывают исследования (С. К. Уалиева), в процессе становления этнической идентичности у детей, рожденных в межэтнических браках, внешние данные не играют первостепенной роли, так же как имя, фамилия и отчество. Кроме того, выбор детьми этнической идентификации из смешанных браков при получении документов может быть как по отцу, так и по матери, а также возможен отказ от заполнения соответствующей графы.

На самоидентификацию гражданина влияют различные причины. Особое значение в имеет процесс социализации, включающий отношения в семье и среди друзей, условия получения образования и влияние общества в целом. Не исключены ситуации, когда в межэтнической семье дети могут идентифицировать себя не одинакого (как по отцу, так и по матери).

Важное значение имеет фактор государства. Как выше отмечено, не только семья и социум влияют на идентичность человека, но и политика страны. Процесс формирования консолидированного гражданского социума в контексте государства является существеннейшим аспектом национального строительства. Учитывая вклад в созидание современного Казахстана представителей различных этнических групп, государство способствует укреплению связи человека и с государством в целом, и с тем этносом, с которым данный гражданин связывает свою идентичность.

В данной ситуации межэнические семьи являются своего рода связующим звеном, поставщиком взаимной информации о культурных особенностях этносов, которые они представляют, а граждане, растущие, формирующиеся в аналогичной среде, объективно становятся носителями интегральной, общенациональной идентичности и гражданственности.

Литература:

  1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / пер. с нем. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2012. — 29–32 с;
  2. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие. Москва: КИОРУС, 2014. — 45–47 с.
  3. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. — М.: Научный мир, 1998. — 65–70 с.
  4. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика: диссертация… доктора философских наук. М., 2005. — 305 с.
  5. Уалиева С. К. Этническая идентичность людей межэтнического происхождения в Казахстане // Вестник КазНПУ, 2017.
  6. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / пер. с фр. В. Большакова. — М.: Академический проект, 2006. — 480 с;
  7. Бочкарев А. И. Фундаментальные основы этногенеза: учебное пособие. — М.: Флинта, 2013 г. — 460 с.;
  8. Токаев К.-Ж.К. интервью газете «Комсомольская правда», 04.06.2020 г.: https://assembly.kz/ru/news/kasym-zhomart-tokaev-v-kazakhstane-net-ponyatiya-natsionalnoe-menshinstvo/
  9. Мустафаев Н. Найти себя: иерархия идентичностей в Казахстане // Правила игры. 2010. январь.
Основные термины (генерируются автоматически): этническая идентичность, Казахстан, семья, ребенок, этническая идентичность гражданина, этническая принадлежность, гражданская идентичность, межкультурная интеграция, межэтническая семья, особое значение.


Похожие статьи

Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов

На данном этапе развития психологической науки наблюдается рост интереса к понятию гендера и связующих с ним индивидуально-психологических особенностей. В современных реалиях отмечается отказ от дихотомического понимания пола и гендера как мужского и...

Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»

В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Вопросы межэтнической толерантности среди детей и подростков

В статье автор делает акцент на многообразии толерантности, что выражается в фигурировании данного явления в различных сферах жизни человека, следствием этого является фактическая невозможность выведения единого определения понятия «толерантность». О...

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

В статье представлены результаты изучения трансформаций этнической идентичности студенческой молодежи. Установлена значимость этничности для студентов-представителей разных национальностей; выявлена связь между актуальностью этничности и трансформаци...

Соотношение понятий цивилизационной и этнокультурной идентичности

В статье рассматриваются понятия «цивилизационная идентичность и этнокультурная идентичность. Раскрывается необходимость переосмысления традиционных подходов к пониманию идентичности. На основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных исслед...

Национальная идея как синтез истории и духовности

Одной из важнейших парадигм современной государственной политики и идеологии состоявшегося государства необходимость формирования национальной идеи, ориентированной на мобилизацию всего общества. В связи с этим в данной статье осуществлена систематиз...

Этностатусные позиции украинцев в полиэтничном Крыму

Статья посвящена проблеме этнического статуса украинского этноса в полиэтничном Крыму. Рассматриваются основные факторы, оказавшие влияние на формирование этнического статуса украинской этнической общности, которая, в силу исторических традиций и про...

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Похожие статьи

Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов

На данном этапе развития психологической науки наблюдается рост интереса к понятию гендера и связующих с ним индивидуально-психологических особенностей. В современных реалиях отмечается отказ от дихотомического понимания пола и гендера как мужского и...

Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»

В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Вопросы межэтнической толерантности среди детей и подростков

В статье автор делает акцент на многообразии толерантности, что выражается в фигурировании данного явления в различных сферах жизни человека, следствием этого является фактическая невозможность выведения единого определения понятия «толерантность». О...

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

В статье представлены результаты изучения трансформаций этнической идентичности студенческой молодежи. Установлена значимость этничности для студентов-представителей разных национальностей; выявлена связь между актуальностью этничности и трансформаци...

Соотношение понятий цивилизационной и этнокультурной идентичности

В статье рассматриваются понятия «цивилизационная идентичность и этнокультурная идентичность. Раскрывается необходимость переосмысления традиционных подходов к пониманию идентичности. На основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных исслед...

Национальная идея как синтез истории и духовности

Одной из важнейших парадигм современной государственной политики и идеологии состоявшегося государства необходимость формирования национальной идеи, ориентированной на мобилизацию всего общества. В связи с этим в данной статье осуществлена систематиз...

Этностатусные позиции украинцев в полиэтничном Крыму

Статья посвящена проблеме этнического статуса украинского этноса в полиэтничном Крыму. Рассматриваются основные факторы, оказавшие влияние на формирование этнического статуса украинской этнической общности, которая, в силу исторических традиций и про...

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Задать вопрос