В статье рассматриваются особенности государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в целях реализации действенных мер по стимулированию его развития. Кроме того, в статье рассматривается реализуемые государственные меры по поддержке малого предпринимательства в условиях санкционного давления.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная поддержка, малое предпринимательство, государственные программы.
Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе развитых стран. В России развитие малого предпринимательства является относительно новым направлением развития экономики. Малое предпринимательство оперативно решает задачи обеспечения широкой занятости, насыщения рынка конкурентоспособными и дешевыми отечественными товарами, повышения уровня национального богатства, расширения налогооблагаемой базы региональных и муниципальных бюджетов, смягчения остроты социально-экономических последствий рыночных реформ в условиях санкционного давления.
Малые предприятия не требуют больших первоначальных вложений, могут способствовать преодолению монопольного положения в бизнесе и развитию конкуренции.
Развитие малого предпринимательства имеет много важных преимуществ [4, с.245]:
– увеличение числа собственников, а значит формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в обществе;
– увеличение доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и компенсирует диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
– рождение наиболее энергичных и способных личностей, для которых малый бизнес становится начальной школой самореализации;
– создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере услуг.
Однако, несмотря на важную роль, которую малый бизнес играет в экономике государства, сам он в большинстве своем не в состоянии внести свой вклад в ее развитие, не имея как финансовой, так и нефинансовой поддержки. Государственные меры не всегда эффективны, их не всегда достаточно. В России умирает значительно больше мелких компаний, чем создается новых. Доля малых и средних предприятий в объеме ВВП в нашей стране составляет около 20 %, тогда как за рубежом этот показатель достигает 70 % только для малого предпринимательства. В развитых странах поддержка малого предпринимательства считается стратегически важной задачей экономического развития.
Введение с каждым днем все новых и новых санкций, несомненно, направлено на ухудшение экономики страны в целом и в частности может оказать негативное влияние на все ее составляющие. Становится ясно, что большая часть ограничений коснется деятельности крупных компаний, особенно деятельности крупных компаний, работающих на экспорт.
Однако крупный бизнес велик потому, что, несмотря на значительные трудности со стороны внешнего воздействия, у него достаточно ресурсов, чтобы «держаться на плаву» без угрозы исчезновения. В случае с недвижимостью для малых и средних компаний ситуация «прямо противоположная»: величина возможных затрат не так велика и ощутима. Однако в условиях нынешней кризисной экономической ситуации значительно возрастает риск банкротства и прекращения деятельности. Малое предпринимательство наименее устойчиво к экономическим колебаниям, особенно, когда оно полагается на правильные и своевременные меры государственной поддержки.
Четкая и конкретная поддержка малого предпринимательства в нашей стране исходит от Президента, Правительства и федеральных органов. Однако роль местных органов власти в развитии малого предпринимательства в основном негативная. Во-первых, из-за давления со стороны функций процесса управления. Складывается ситуация, когда ближайший к малому предпринимательству уровень власти наименее склонен поощрять его развитие.
Государство оказывает предпринимателям различные виды помощи [5, с.156]:
- Программы финансовой поддержки малого предпринимательства предполагают выделение субсидии, размер которой составляет от 10,2 тыс. до 30 млн руб.
- Имущество. Предприниматели имеют возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом: сдавать в аренду помещения, землю, в том числе для самозанятых.
- Информационная — Создание единой цифровой экосистемы на базе платформы МСП, где будет доступна информация обо всех федеральных и региональных мерах поддержки.
- Консалтинг — поддержка в виде профессиональных консультаций специалистов, например, в области экспорта.
- Обучение — разработка программ обучения специалистов, обучение сотрудников.
В 2022 году в России начался эксперимент — запуск цифровой платформы для малого и среднего предпринимательства с 1 февраля (утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 2371).
К экосистеме для малого предпринимательства подключатся 20 различных сервисов от министерств, ведомств, банков и фондов поддержки предпринимательства. Благодаря платформе становится проще открыть и вести бизнес; развивать бизнес через программы субсидирования (общеизвестно, что большинство предпринимателей просто не знают, на какие меры претендовать); получать услуги и консультации специалистов дистанционно; дать обратную связь.
Также будет доступна опция агрегатора торговых площадок для рекламных целей. На такую государственную поддержку могут рассчитывать: малые и средние предприятия; частный предприниматель; люди, решившие заняться бизнесом. Любой желающий может зарегистрироваться и получить доступ к личному кабинету платформы. Правительство России определяет приоритетные направления бизнеса, которые вообще поддерживаются.
В феврале и марте 2022 года несколько иностранных правительств объявили о санкциях против России из-за ухудшения геополитической ситуации. Многие частные компании перестали работать с российскими компаниями. Одним из объявленных правительством приоритетов является помощь предприятиям в адаптации. Перечислим некоторые меры поддержки, которые вводятся в срочном порядке [2].
Сельское хозяйство. Гранты присуждаются сельхозпроизводителям, участвующим в НИОКР: производителям кормов для животных; производители и селекционеры масличных культур; Компании, занимающиеся генетическим улучшением крупного рогатого скота; винодел. Правительство выделило на дотации более 1 млрд рублей. Эти деньги можно потратить на: покупку материалов и реагентов; Приборы для молекулярной биологии, биоинженерии, генетических исследований; сельскохозяйственная техника. Кроме того, на реализацию программы льготного кредитования сельхозпроизводителей выделено 25 млрд рублей.
IT-индустрия получила беспрецедентные меры поддержки. Среди них: увольнение из армии и льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний; Освобождение от налога на прибыль и подтверждающие документы. Вышеуказанные настройки распространяются и на разработчиков мобильных приложений.
Поддержка МСБ. Правительство разработало меры поддержки, которыми может воспользоваться каждая компания. Кроме того, региональные власти уполномочены продлевать сроки уплаты налогов для компаний и физических лиц.
Возобновление программы «Заработная плата 3.0» Предприятия могут воспользоваться кредитной программой «Заработная плата 3.0» на льготных условиях. Было выделено 6,2 миллиарда рублей. Процентная ставка по кредиту составляет 3 % [3].
Возмещение затрат на FPS. Продление программы компенсации комиссий за использование Системы быстрых платежей (FPS) для выставления счетов клиентам еще на 6 месяцев. В настоящее время SBP используется небольшим количеством предпринимателей. Но комиссия в размере 0,7 % и ограничения на использование карт MasterCard и Visa, вероятно, побудят малые предприятия принять новый способ оплаты.
SBP не устраняет необходимость штамповать банковский чек. Мораторий на проведение плановых проверок Правительство ввело мораторий на проведение плановых проверок индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП до 31 декабря 2022 года. ИТ-компания — до 31.12.2024. Мораторий не распространяется на проверки: при присвоении класса опасности или категории риска, в том числе радиационной; по видам деятельности, перечисленным в № ФЗ-294; НДС; в случае отзыва лицензии или привлечения к административной ответственности; в связи с государственной тайной; внешний, с участием аудитора; пробирный мониторинг.
Кредитные каникулы для малого и среднего предпринимательства. 4 марта Госдума одобрила в первом чтении законопроект о кредитных каникулах для малого и среднего предпринимательства, в том числе ипотечных. Вы можете приостановить платежи до 30 сентября 2022 года. Главное условие: дата заключения договора до 1 марта 2022 года. В отличие от пандемии, где был отдельный реестр так называемых пострадавших отраслей, сейчас любой предприниматель, вне зависимости от вида продукции и ОКВЭД, может обратиться в банк на кредитный отпуск [1].
Государственные закупки. Правительство вправе изменить порядок и процедуру государственных закупок с участием одного поставщика или подрядчика. Кроме того, если условия государственного договора стали недействительными в связи с изменением условий, стороны оставляют за собой право изменить условия, стоимость и сроки поставки. Мера действует до конца 2022 года.
Условия ликвидации организации. Если стоимость чистых активов в 2022 году меньше уставного капитала, общество не может быть ликвидировано. Среди мер, озвученных на уровне инициатив правительства или министерства, но еще официально не принятых (на дату публикации 03.05.2022): ЦБ РФ предложил отвязать процентные ставки по кредитам бизнеса от базовой ставки поднято на 20 %; Ввести налоговые льготы для отдельных отраслей.
Текущие программы поддержки малого предпринимательства в 2022 году ориентированы на компании и организации с определенной численностью сотрудников и определенным годовым оборотом. К категории МСП (субъекты малого и среднего предпринимательства) относятся компании с численностью персонала не более 250 человек и максимальным оборотом до 2 млрд руб. в год [2].
Нынешний кризис и санкции в отношении импорта продукции создают уникальные условия для развития малого предпринимательства. Разразившийся кризис ударил по крупным участникам рынка. Многие компании сокращают проекты разработки и увольняют часть персонала. Это, в сочетании с импортными санкциями, создало нишу для малого малое предпринимательства, которая ранее была для него недоступна. Помимо нынешних условий, нельзя упускать из виду принципиальный факт наличия на руках у населения сбережений, которые можно было бы превратить в инвестиции с помощью и поддержкой того же государства. Ведь вложение в малый бизнес — это не только прямое вложение в собственное дело, когда у человека нет ни представления, ни опыта ведения собственного дела, но и пассивное участие в инвестиционном процессе — долевое участие без права ведения бизнеса, кредит компании и т. д., благоприятная среда, для которой, в свою очередь, невозможно без поддержки государства.
В условиях кризиса, сформировавшегося на фоне введенных санкционных ограничений, малое предпринимательство переживает не лучшие времена. Однако при надежной государственной поддержке большинство предпринимателей хотя бы смогут «удержаться на плаву». Тот, кто в каждой трудности видит возможность, открывает новые перспективы: как с возможностью занять пустующие ниши, так и с потенциалом открытия новых, ранее не существовавших видов бизнеса.
Литература:
- Гурьянов П. А. О предпринимательстве // Современные исследования и инновации. 2021. № 3. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2021/07/1453 (дата обращения: 10.06.2022).
- Ешугова Светлана Кадирбечивна, Хамирзова Саида Казбековна Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в нестабильных экономических условиях // Новые технологии. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-gosudarstvennogo-regulirovaniya-i-podderzhki-malogo-biznesa-v-nestabilnyh-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения: 11.06.2022).
- Игнатова И. В. Предпринимательство и экономика: терминологическая дифференциация // Интернет-журнал «Наука». 2019. № 6. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/63EVN614.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
- Карапетов А. Г. Экономико-правовой анализ. М.: Статут, 2021. 527 с.
- Коробов С. А. Развитие системы государственной поддержки и регулирования российского малого и среднего предпринимательства: потенциал ресурсно-ориентированного подхода // Российское предпринимательство. 2022. Т. 17, № 19. С. 2451–2464.