В современных условиях проблема организации и содержания контролявобучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текстовой деятельности, выявляются условия, способствующие мотивации познавательной активности обучающихся.
Ключевые слова: текстовая деятельность, интеллектуальное развитие, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированное обучение, рефлексивная деятельность, инновационный образовательный процесс.
In modern conditions, the problem of organization and content of control in teaching a foreign language is considered as a priority direction for the modernization of school education. The article discusses the features of control in evaluating the results of textual activity, identifies conditions that contribute to the motivation of cognitive activity of students.
Keywords: text activity, intellectual development, information and communication technologies, personality-oriented learning, reflexive activity, innovative educational process.
Работа с текстом всегда была в центре внимания отечественной методики обучения иностранным языкам. Текстовая деятельность есть и будет одним из самых эффективных способов создания языковой среды для изучающих иностранный язык, когда формируется «чувство языка» благодаря погружению в иноязычную реальность, и контроль становится средством свидетельством продвижения вперед, мотивируя учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка.
Для того чтобы знать, как протекает учебно-воспитательный процесс, создается система контроля — постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализация решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.
Контроль и оценка уровня практического владения обучающихся иностранным языком и знаниями являются важными компонентами учебного процесса, способом систематической проверки степени усвоения материала и овладения речевыми навыками и умениями в различных видах речевой деятельности.
Но, несмотря на множество исследований в данной области, проблема контроля сформированности коммуникативных навыков остается актуальной, так как с развитием информационно-коммуникативных технологий возникают новые и более современные средства диагностики уровня иноязычных речевых умений. Они позволяют осуществлять самоанализ и самооценку в условиях личностно-ориентированного обучения, когда автономия учащегося становится важным фактором, влияющим на успешность овладения учебным материалом.
Контроль и оценка уровня практического владения обучающихся иностранным языком и знаниями являются важными компонентами учебного процесса, способом систематической проверки степени усвоения материала и овладения речевыми навыками и умениями в различных видах речевой деятельности. Контроль играет роль оперативной «обратной» связи, информирующей учителя, класс и отдельных обучающихся о ходе овладения материалом, о степени освоения того или иного языкового явления, того или иного вида деятельности, о трудностях, которые испытывают школьники при этом. Систематический учет и контроль должны способствовать активизации обучающихся во всех видах речевой деятельности, как наиболее трудной, нуждающейся в постоянном стимулировании и контроле со стороны учителя.
Контроль в обучении иностранному языку заслуживает специального рассмотрения, поскольку он является неотъемлемым компонентом учебной деятельности школьников, важным инструментом профессиональной деятельности учителя, имеет непосредственное отношение к процессу и результатам обучения иностранного языка в школе. Проверка результатов обучения состоит в выявлении уровня знаний обучающихся, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе.
Особое значение в современной школе уделяется автономии учащихся, их рефлексивной деятельности, когда умение провести самоанализ, позволяет им самостоятельно корректировать свою учебную деятельность, выстраивая индивидуальную траекторию развития.
В настоящее время, когда каждый учитель имеет контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, особую практическую значимость в изучении иностранных языков приобретают сервисы нового поколения Web-2.0, которые открывают широкие возможности в обучении.
Сервисы Web-2.0 привлекательны для самих обучающихся тем, что позволяют им получать результаты выполнения заданий практически сразу после их завершения.
Применять их на уроках английского языка можно как с целью активизации, закрепления, так и контроля знаний лексики по различным темам.
Одним из наиболее востребованных сервисов контроля уровня сформированности лексических навыков на уроках английского языка является сервис виртуальный класс http://learningapps.org/login.php. Данный сервис позволяет работать с шаблонами и использовать интерактивные формы контроля, дает возможность создавать собственные лексические задания в форме закрытых тестов, страноведческие викторины, тематические кроссворды, карты знаний и другие задания в увлекательной форме.
Основное различие между традиционными контрольными заданиями и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы (матрицы). В зарубежной методике широкое распространение получили тесты ТОЕFL (Test of English as a Foreign Language). С помощью этих тестов устанавливается уровень владения английским языком, достаточный для обучения в высшей школе. Во многих университетах США избирают цифру 500 как проходной балл по тесту ТОЕFL, что соответствует 75 % правильно выполненных заданий в процессе тестирования. Для поступления в престижные университеты требуется набрать не менее 600 баллов.
IELTS (International English Testing System) — тест для желающих получить образование на английском языке. Ежегодно его проходят более 25 тыс, кандидатов, в том числе по направлению Британского Совета, ООН и других организаций. Результаты в баллах оцениваются по чтению, аудированию, говорению, письму.
ТОЕIC (Test of English for International Communication) — комплексный тест, разработанный в Принстонском университете (США) в 1979 г. и предназначенный для тех, кто планирует заниматься профессиональной деятельностью на английском языке. Оценка результатов производится в баллах.
Cloze test — тест для определения трудности текста при чтении и понимании — был разработан американским ученым В. Тейлором. Используется на занятиях по иностранному языку для контроля и выполняется преимущественно в письменной форме. Учащимся предлагается связный текст объемом не менее 100 и не более 400 слов, в котором пропущены отдельные слова, нуждающиеся в восстановлении за счет контекста. Cloze test является эффективным средством прогнозирования содержания текста и может быть использован при определении уровня владения языком.
Контроль и учет в учебном процессе по иностранному языку играют важную обучающую, воспитывающую и контролирующую роль, являясь органической частью этого процесса.
Тесты широко применяются для определения способностей, умственного развития и других характеристик личности. Основное различие между традиционными контрольными заданиями и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы (матрицы). Форма заданий обеспечивает оперативность в работе и легкость подсчета результатов, поэтому широко используется в онлайн технологиях.
Литература:
- Брейгина, М. Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку / М. Е. Брейгина // ИЯШ — 2000. — № 2. — С.37–39.
- Буров, И. М. Методические принципы применения учебно-речевых ситуаций при обучении английскому языку в учебниках и пособиях на старшем этапе обучения / И. М. Буров // Английский язык в школе. — 2015. — № 2 (50). — С. 10–14.