Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Отмечена необходимость решения проблемы социализации детей раннего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, как в условиях дошкольной образовательной организации, так и в условиях семейного воспитания. Конкретизируются требования к охвату детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, а также утверждается необходимость сопровождения каждого случая инклюзивного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание адаптированной образовательной программы с учетом особенностей и потенциала восстановления ребёнка. Особое внимание уделено организации и созданию условий безбарьерной среды развития воспитанников.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция, интегрированное образование, адаптированная образовательная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, социализация воспитанников, дошкольное образование.
The article introduces the current state of inclusive education and the process of education and upbringing of children with disabilities in preschool educational institution. It is reported that the work of the kindergarten «Chaika» in the field of inclusive education is aimed at ensuring equal opportunities for each child in obtaining quality preschool education. The necessity of solving the problem of socialization of children of early preschool age and children with disabilities, both in the conditions of preschool educational organization and in the conditions of family education. The requirements for the coverage of children with disabilities, including children with disabilities, are specified, as well as the need to accompany each case of inclusive education of a child with disabilities, the creation of an adapted educational program taking into account the characteristics and potential of the child's recovery. Special attention is paid to the organization and creation of conditions for a barrier-free environment for the development of pupils.
Keywords : inclusion, inclusive education, integration, integrated education, adapted educational environment, children with disabilities, socialization of pupils, preschool education.
В настоящее время происходит расширение пространства инклюзивного образования в России. Инициативы родителей, ученых, отдельных представителей педагогического сообщества по продвижению идей инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) находит всё большее число сторонников. Это обусловлено, прежде всего, тем, что согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Кроме того, определенное значение имело принятие Государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Исходя из этого, становится актуальным новое понятие «инклюзивное образование».
Инклюзивное (франц. Inclusive–включающий в себя, от лат. Include–заключаю, включаю) образование — это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются, воспитываются в детских садах вместе со своими сверстниками.
В свою очередь “инклюзия — это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что указывает на необходимость адаптирования программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот”. Адаптированная образовательная программа представляет собой переработанную образовательную программу ДОО и адаптированную для каждого ребенка с ОВЗ, которые находятся на условиях инклюзивного образования. Такая программа должна быть направлена на максимальное освоение ребенком с ОВЗ тех целевых ориентиров, которые прописаны для каждого возраста.
Таким образом, совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
В настоящее время дети с особыми образовательными, воспитательными потребностями часто признаются необучаемыми. К данной категории детей относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, т. е. имеющие недостатки в физическом, сенсорном и психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Большинство педагогов и руководителей массовых школ, детских садов недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения. Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование, воспитание и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
ЮНЕСКО считает, что проблема инклюзивного образования должна рассматриваться как основополагающий элемент всего движения за образование для всех. С другой стороны, «Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», принятая 10.06.1994 года, все еще представляет собой ценную точку отсчета для всех тех, кто занимается лоббированием в сфере инклюзивного образования, в ней содержатся принципы предложения и продвижения законодательных инициатив в сфере инклюзивного образования. Более того, это, пожалуй, до сих пор наиболее важный основополагающий международный документ по вопросам специального образования. В частности, в документе сказано, что инклюзивно-ориентированные детские сады — это «самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей…».
На Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» было сказано, что инклюзия непосредственно касается всех, а не только детей с ограниченными возможностями. Каждый ребенок имеет право получать образование рядом со своим домом. Инклюзия подразумевает наличие тесных, основанных на дружбе отношений между садами, школами и обществом, в котором эти сады и школы существуют и действуют. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе. Инклюзивное образование — это динамичный процесс, который постоянно в развитии, признает, что все дети могут учиться.
В настоящее время в МАДОУ «Детский сад «Чайка» с. Посольское» ведется активная образовательная работа, направленная на обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Особую актуальность и социальное значение приобретает решение проблемы социализации детей раннего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья как в условиях дошкольной образовательной организации, так и в условиях семейного воспитания. Дошкольное учреждение также конкретизирует требования к охвату детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Рассмотрение организационных и педагогических подходов к этой проблеме, поиск способов ее реализации стал основой для создания адаптированной образовательной программы ДОУ «Детский сад без границ», которая эффективно реализует одну из задач инклюзивного образования — устранение барьера между полноценными детьми и детьми с ограниченными возможностями.
Целью программы является обеспечение доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
На основе поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- Обеспечить равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- Повысить возможность каждого ребенка развивать свой потенциал, совершенствовать жизненные навыки, навыки самообслуживания, мелкую моторику, речь;
- Разработать индивидуальные программы реабилитации для каждого ребенка с учетом его особенностей и потенциала восстановления;
- Обеспечить дополнительное профессиональное образование педагогов;
- Продолжать повышать общие и профессиональные компетенции педагогов и специалистов МАДОУ через дополнительное профессиональное образование;
- Обеспечить обновление образовательного пространства, развивающей предметно-пространственной среды МАДОУ, способствующей эффективной реализации проекта и обеспечению нового качества дошкольного образования.
Механизмом эффективной реализации программы является сотрудничество и взаимодействие с родителями:
- Организация образовательного интернет-пространства для родителей;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей с использованием информационно-коммуникационных технологий, инновационных форм сотрудничества и взаимодействия с ними;
- Семейная диагностика: изучение потребностей и ожиданий родителей, анкетирование, составление и анализ социологического паспорта семей, коррекция семейных детско-взрослых отношений;
- Организация совместной образовательной деятельности с детьми и родителями: организация мастер-классов для родителей, организация досуговой деятельности, обучение родителей специальным развивающим играм, тренингам, беседам с детьми;
- Разработка и реализация совместных проектов (педагогических, социально-значимых и др.).
В основе реализации инновационной программы лежат следующие принципы:
- Принцип единства диагностики и коррекции. Предварительное обследование позволяет выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребёнком, сделать заключение об их возможных причинах, сформулировать цели и задачи коррекционной работы. Постоянный контроль изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний помогает вовремя скорректировать и оптимизировать программу работы с воспитанником;
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все аспекты развития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены;
- Деятельностный принцип коррекции. Главным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребёнка;
- Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип предполагает, что ход психического и личностного развития, обязательно должен соответствовать нормативным показателям, но при этом конкретный путь развития каждой личности неповторим и уникален;
- Принцип коррекции “снизу-вверх” предполагает упражнение и тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне “актуального развития” ребенка;
- Принцип коррекции “сверху-вниз” и принцип развивающего обучения раскрывает направленность коррекционной работы, основным содержанием которой является создание “зоны ближайшего развития”, а также своевременное формирование психологических новообразований;
- Принцип комплексности методов психолого-коррекционного воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов работы педагога в дошкольном образовательном учреждении;
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком определяется ролью, которую играет семья, детский сад в коррекции и развитии ребёнка Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений неразрывно от них и в единстве с ними.
Для каждого ребенка при оформлении им статуса ребенок-инвалид разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Этим занимаются медико-социальные экспертизы. С готовой индивидуальной программой реабилитации ребенок-инвалид поступает в ДОО. Данная программа включает в себя индивидуальных особенностей ребенка и потенциал восстановления его здоровья, в процессе чего учувствуют педагоги детского сада, квалифицированные специалисты и родители.
Целью совместной деятельности всех педагогов ДОО в отношении детей с ОВЗ и здоровых детей является стремление к успешному освоению ими образовательной программы, развитие их коммуникативных возможностей, адаптация в коллективе сверстников, развитие потенциальных возможностей и приобретение опыта социальных контактов, а также коррекция недостатков развития.
Реализация программы инклюзивного образования раскрывается во всех образовательных центрах и областях детского сада «Чайка». В режимных моментах и на занятиях в логопедических группах особо популярными приёмами работы по коррекции речи воспитанников являются артикуляционные гимнастики («Мир весёлого язычка»). Коррекционные упражнения проводятся в игровой форме, что позволяет детям преодолевать социальный барьер и эффективно выполнять задания педагога.
Большую роль в воспитании и обучение, как «особенных» детей, так и детей типично развивающихся, является развитие мелкой моторики рук и координации движений. Решить данную задачу удаётся на кружковых занятиях в ДОУ по программам оригами и пластилинографии. Кроме того, данные программы позволяют подготовить детей к школе, в частности к урокам письма.
Многообразные возможности песочной терапии в группах и на прилегающей к ДОУ территории также способствуют более качественной коррекции речи воспитанников и развитию их эмоционально-волевой сферы. Занятия, которые проводят воспитатели ДОУ с использованием мокрого и сухого песка, формируют у воспитанников способности тактильно чувствовать и воспринимать окружающие предметы. Такие упражнения позволяют активизировать нервные окончания, что положительно влияет на двигательную активность воспитанников (движения рук и ног).
Организация театральной деятельности, сказкотерапии и музыкотерапии в ДОУ позволяют воспитателям и логопеду в непосредственной образовательной деятельности и ситуативных играх корректировать различные аспекты речевой деятельности воспитанников, а также успокаивающе воздействовать на нервную систему детей, приводить в равновесие процессы возбуждения и торможения.
Педагогам предлагаются варианты приемов педагогической работы в ДОО, направленной на компенсацию различных недостатков в развитии детей.
При организации инклюзивного образования педагогам рекомендуется использовать критерии эффективности образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии. При инклюзивном образовании детей с ОВЗ продуктивное взаимодействие с семьями является в ряде случаев решающим условием для успешного освоения воспитанником образовательной программы и активной социализации в социуме.
Для работы в группах ДОО, реализующих адаптированные образовательные программы, педагогам необходимо знать особенности детей с ОВЗ. У каждой категории детей с ОВЗ есть общие особенности, но вместе с тем, у каждого ребёнка могут быть и индивидуальные дополнительные особенности. Для успешной реализации образовательной программы с такими детьми необходимо учитывать при организации образовательного процесса все их специфические проявления.
Таблица 1
Ребёнок |
1 (мальчик) |
2 (мальчик) |
3 (девочка) |
4 (девочка) |
Возраст |
Поступил в детский сад «Чайка» в 2 года |
Поступил в детский сад «Чайка» в 4,5 года |
Поступила в детский сад «Чайка» в 1,5 года |
Поступила в детский сад «Чайка» в 3,5 года |
Заболевание |
Синдром Дауна (отклонение умственного развития, нарушение речи) |
Психические расстройство — сильные тревога и страх, мешающие обычной активности |
Глухота на оба уха, состояние после кохлеардной имплантации справа |
ДИП с деформацией стоп, сходящее косоглазие |
Первичное самочувствие ребёнка |
Отсутствие речи, трудности во взаимодействии с другими детьми |
Нарушения речи, застенчивость, пугливость, замкнут, не имеет контакта со сверстниками |
Частичное отсутствие реакции на обращения воспитателя к детям. |
Плохо развита мелкая моторика рук, нарушение опорно-двигательной системы |
Совместная проделанная работа педагогов, специалистов и родителей |
Разработка индивидуальной программы; на ее основе проведение совместных мероприятий специалистами |
Разработка индивидуальной программы, проведение спортивных, театральных и музыкальных мероприятий |
Разработка индивидуальной программы, проведение мероприятий, направленных на обучение ребёнка слышать и разговаривать, воспроизводить услышанное |
Разработка индивидуальной программы, занятия в кружках, в логопедической группе, режимные моменты в группе, песочная терапия, гимнастики |
Результат здоровья ребёнка |
Пошёл в школу вместе со сверстниками в 7 лет; участвовал в праздничных утренниках; восстановлена речь |
Стал активным, улучшилась речь, стал входить в контакт с детьми; в международном симпозиуме получил приз зрительских симпатий (зрителями было не замечено, что ребёнок имеет отклонения) |
Стала говорить протяжной речью, называть отдельные предметы; участие в мероприятиях; обучается в школе |
Овладение мелкой моторикой, навыками самообслуживания, членораздельной речью, повысилась активность |
Анализируя результаты таблицы, можно сказать, что инновационная программа инклюзивного образования МАДОУ Детского сада «Чайка» — «Детский сад без границ» позволяет воспитанникам ДОУ овладеть первичными навыками самообслуживания, мелкой моторикой, речью, развить свой потенциал и совершенствовать жизненные навыки. В свою очередь здоровые дети учатся толерантности, человеколюбию, состраданию к ближнему. Все воспитанники ДОУ успешно осваивают основную образовательную программу.
Таким образом, можно утверждать, что под инклюзивным образованием в настоящее время понимается включение особых детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в полноценный дошкольный образовательный процесс. При этом включении детям гарантируется и обеспечивается равный доступ к дошкольному образованию.
Литература:
- Абдулина Л. Б., Петрова Т. И. Инклюзивное образование: опыт, проблемы и перспективы. Сб. науч. трудов по материалам Всероссийской науч.-практ. конф. 19 ноября 2015 г., г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ — 207 с. — 2015;
- Алехина С. В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной науч.-практ. конф. М.: ООО «Буки Веди» — с. 64–2013;
- Беленкова, Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии / Л. Ю. Беленкова // Интеграция образования, № 1. — С. 59–64. 2011.;
- Ведихова, Д. С. Развитие инклюзивного образования в России. Государственный педагогический университет. Известия Дагестанского № 2. — С. 39–44–2011;
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. От 27.12.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы»;
- Селиванова Ю. В. Тенденции развития специального образования: социокультурный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. 4. — № 4. — С. 295–300–2015;
- Староведова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие / М.: Владос — 167 с — 2011;
- Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» / Российская газета. № 5976 от 31 декабря 2012 г.