В последние несколько лет происходят достаточно интенсивные изменения в структуре логистических потоков. Во многом, это связано с пандемией, поскольку именно в этот период произошел стремительный скачок развития сегмента e-commerce. До 2020 года на развитие e-commerce в основном влиял прирост числа активных пользователей, улучшение их покупательского опыта, повышение доверия к интернет-магазинам, вложения крупных игроков в рекламу и инфраструктуру. В период пандемии в связи с ограничением возможности совершать покупки в офлайне, а также перевод большей части сотрудников компаний на удаленную работу, возникла необходимость совершать покупки онлайн, что повлекло за собой изменение складской политики большинства крупных игроков рынка. По данным Statista, через несколько лет около 73 % покупок в мире будут совершаться с мобильных устройств. Согласно прогнозам агентства Data Insight, оборот рынка e-commerce в России к 2024 году составит 7,2 триллиона рублей.
Поэтому многие логистические компании заинтересованы в оптимизации структуры своих издержек и построению наиболее эффективных цепочек поставок.
В условиях стремительного развития сегмента e-commerce возникает дополнительный спрос на формирование соответствующей инфраструктуры.
Учитывая, что для компании логистические затраты последней мили, как правило, превышают 30 % всех затрат в конечной себестоимости, возникает острая необходимость наличия определенной структуры распределительных центров, позволяющих с минимальными издержками оптимизировать весь комплекс логистических процессов.
Для отечественной практики модель «грузовых» деревень не является принципиально новой формой организации транспортно-распределительных центров, но практика ее реализации показала, что, несмотря на явную необходимость в подобном инфраструктурном решении она требует значительных долгосрочных инвестиционных вложений.
В мировой практике термин «грузовая деревня» используется в качестве обобщающей характеристики принципов организации инфраструктуры транспортно-логистических центров, которые представляют собой целый интегрированный кластер широкомасштабной логистической и сервисной деятельности с различной транспортной инфраструктурой, на территории или вблизи которого располагается интермодальный терминал [1].
Главным требованием к построению любой грузовой деревни является расположение значительной ее части на пересечении основных транспортных потоков, так сказать в районе индустриального парка — вблизи крупного центра потребления.
По своей сути, «грузовая деревня» — это аналог морского порта на сухопутной территории, где прибывший груз тут же разгружается, при необходимости подвергается таможенному оформлению, тут же обрабатывается, складируется, распределяется и отправляется дальше по поставщикам и потребителям. Вот это и есть концепция freight village.
Кроме того, поскольку инфраструктура «грузовой деревни» для своего круглосуточного функционирования предусматривает строительство других видов недвижимости: промышленных предприятий, офисов, и хостелов (многие резиденты таких крупных логистических парков зачастую должны обеспечить своих сотрудников жильем) — помимо инвестиционной привлекательности возникает еще довольно весомая бюджетная эффективность — именно за счет формирования в регионе дополнительных рабочих мест, снижения уровня безработицы, социальной напряженности.
Концепция «грузовых деревень» активно стала развивается в Европе благодаря существующей транспортной доступности достаточно давно, в России первая «грузовая деревня» была построена лишь десять лет назад. Например, в Германии, рядом с Берлином, население которого около 5 млн человек, расположено три «грузовых деревни». В Италии, — 25 «грузовых деревень», и одна из них — Interpotro Bologna — расположена в центре страны и занимает территорию 320 га. Она обслуживает грузы как из Балтики и Скандинавии, так и юга Италии. Это мощный логистический комплекс, который распределяет очень серьезные грузовые потоки [2]. Благодаря грузовым деревням во многих европейских странах стало возможным перемещение логистических центров за пределы городов, в дальнейшем эти логистические центры выросли в крупные транспортно-логистические «хабы» и стали точками притяжения и распределения грузопотока регионов. Подобная практика реализуется сейчас и в отечественной инфраструктурной модели [3].
Первый в России проект в формате «грузовой деревни» появился в Калужской области. Это был совместный проект группы компаний Freight Village RU в Ворсино, разработанный при содействии Ассоциации грузовых деревень (freight village) Германии (DGG — Deutschen GVZ-Gesellschaft, Бремен, Германия). Главная идея состояла в том, чтобы при помощи данной концепция позволить логистическим компаниям оптимизировать перевозки, обеспечивая возможность размещения распределительных центров в непосредственной близости к инфраструктуре контейнерного терминала. В этом то, по сути, и заключаются фундаментальные преимущества любой грузовой деревни: она должна быть расположена, как уже было указано выше, в районе индустриального парка вблизи крупного центра потребления на пересечении основных транспортных потоков.
Как показывает международный опыт, при общем росте контейнерных ж/д перевозок грузовые деревни растут быстрее традиционных складов и железнодорожных терминалов за счет исключения лишнего транспортного плеча [4]. Этот факт имеет особое преимущество у компаний, которые производят пересортировку перед доставкой в магазины или клиентам и для производителей продукции высокой степени переработки, каких как мебель, техника, одежда.
Безусловно, подобная инфраструктурная модель требует от застройщиков в приоритете повышение качества обслуживания и доступности предоставляемых услуг, в том числе развитие «зеленой логистики» и снижение логистических издержек; как уже было сказано выше — создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения; обеспечение удобной логистики для компаний e-commerce и offline-торговли, транспортных компаний и производителей; в том числе разгрузка улично-дорожной сети.
Вот типовой перечень инфраструктурных позиций, которые, как правило, должны быть в модели «грузовая деревня»:
– сервисная инфраструктура: офисы компаний по управлению и эксплуатации недвижимости, торговая зона, хостелы
– производственно-логистическая инфраструктура: производственная зона, склады кросс-докинг
– инфраструктура добавленной стоимости: контейнерный терминал, таможенный терминал и СВХ, депо по ремонту и обслуживанию контейнеров, трак-стопы, транспортные компании
– транспортная инфраструктура: мультимодальный логистический терминал: авто, авиа и ж/д перевозки
Литература:
- Журнал «Пульт управления», № 7, 2022 год, http://www.pult.gudok.ru/archive/detail.php?ID=1311482&ysclid=l7kdxf1hpp250643988 дата обращения 25.08.2022
- Инвестиции и логистика: как с помощью «грузовых деревень» разгрузить автодороги Москвы. https://freightvillage.ru/news/realty-rbc-o-nas.html?ysclid=l7khd7ik1t113088144 дата обращения 25.08.2022
- Основы транспортного бизнеса, учебное пособие. Мадяр О. Н., Клычева Н. А. Москва, 2020.
- «Entrepreneurial risks in the realities of the digital economy» Lyapuntsova E., Belozerova Y., Drozdova I., Afanas'ev G., Okunkova e., в сборнике: Matec web of conferences. 2018. с. 06032. DOI: 10.1051/matecconf/201825106032