В статье рассматриваются лингвистические основы развития речи у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: слово, дошкольный возраст, язык, языковая способность, коммуникативная способность, пассивный словарь.
Явление языка и речи достаточно сложно и многогранно. Речь — это сложный, значительно растянутый во времени процесс приобретения индивидом родного языка, его языковых средств как способов выражения тех знаний, которые появляются, постоянно обогащаясь в ходе общепсихического развития [11].
В психолого-педагогической науке остро стоит вопрос становления и развития языковой способности дошкольников. Вызван повышенный интерес к языковой личности, к закономерностям формирования языковой системы индивида, к его компетентности становлению языкового сознания [6].
В научной школе Л. С. Выготского языковая способность рассматривалась как системы языка в сознании говорящего [2]. В конце ХХ века отечественные ученые начинают различать «языковую способность», как [9]:
- Потенциальное знание языка и о языке его реального носителя;
- «Языковую активность», как реальную речь в реальных условиях общения.
В своих работах А. А. Леонтьев отмечал, что «языковая способность является одним из компонентов модели языка наряду с речевой деятельностью и языковой системой и определяется как совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива и имеющих двойную — природную и социальную — обусловленность» [9, с.103].
В процессе речевого общения происходит формирование социальных связей, процесса познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослым ребенок получает образцы ведения диалога. Именно в процессе общения с взрослым дошкольник обучается внеситуативному общению, начинает говорить о предметах, отсутствующих в его поле зрения. Важным показателем коммуникативной способности является общение со сверстниками. При формировании коммуникативной способности развивается два звена — овладение языком и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях [8].
В дошкольном возрасте речь выступает как инструмент развития высших отделов психики ребенка. Именно поэтому процесс овладения речью более интенсивен в дошкольном детстве [4].
В дошкольном возрасте достаточно высок уровень развития лексики ребенка. Лексика — это словарный состав языка [11]. Изучением лексики занимается такой раздел языкознания, как лексикология.
Лексикология, как раздел науки о языке изучает слово как основную единицу языка и его словарный запас [11]. Исследует исторически обусловленные изменения в лексике, в частности процесс ее обновления.
Словарный запас — это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи индивид.
В лексикологии раскрываются такие понятия как, активный и пассивный словарь.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.
Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
Развитие словаря — это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [1].
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается на владение достаточным словарным запасом.
Язык, как средство общения — это язык слов. Словами называются конкретные предметы, понятия, выражаются чувства и отношения.
Е. Л. Гинзбург писал, что «слово — это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений к действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка» [4, с. 65].
Существительное в лексикологии выступает как самостоятельная часть речи, обозначающая лицо или какое-либо явление действительности [12].
В лексикологии слово рассматривается как лексическая единица. Минимальное слово может состоять из одной морфемы, а максимальное может стать предложением. Лексическое значение — отображение в слове явлений действительности. Будучи прикреплено к определенному звукобуквенному комплексу, значение вместе с ним образует слово.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что основная функция слова — название или обозначение предмета, т. е. слово называет явления действительности. Словами мы называем вещи, явления, существа. Слова прежде всего — названия.
Слово является единством звучания и значения. Компонентами семантики слова являются предметная отнесенность, значение и смысл. Слово тесно связано с предметными образами, является их отражением.
Л. С. Выготский подчеркивал, что «слово актуализирует целый комплекс ассоциаций и указывает на определенный, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа, в процессе развития ребенка» [2, с. 104]. Значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие заключается в изменении предметной отнесенности слова, которая приобретает категориальный характер. Системное развитие значения слова связано с тем, что изменяется функциональная система, стоящая за данным словом.
В своих научных трудах Л.С Выготский установил, что «в процессе усвоения детьми значения слов ребенок по мере своего развития переходит от случайных несущественных признаков к существенным, с изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи факторов, признаков или связей, существующих в действительности» [2, с. 54].
Теория Л. С. Выготского раскрывает глубокую взаимосвязь речи и формирования высших психических функций . Его концепция показала, что овладение языковой системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка. Слово оказывается мощным фактором, изменяющим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и опосредующим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления, а также деятельности. По мере развития речи сознание переводится со ступени непосредственного, чувственного опыта на ступень обобщенного, рационального познания [2].
Основным и решающим в развитии речи ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а то, что ребенок приобретает возможность посредством слова вступить в общение с окружающими. Ребенок овладевает языком путем добывания его из речи, постоянно анализируя и систематизируя языковые факты. Овладеть языком — значит усвоить совокупность языковых единиц и правила их создания и использования в речевой деятельности [13].
Таким образом, можно сделать вывод что особый вклад в становление речи детей дошкольного возраста внесли отечественные и зарубежные ученые. Лингвистический анализ литературы показал, что в лексикологии слово рассматривается как минимальная единица лексики. Слово несет на себе функцию обозначения предмета. Чем лучше у ребенка словарный запас, тем ему легче находиться в социуме и выстраивать общение со взрослыми и сверстниками.
Литература:
- Абрамова Возрастная психология / Абрамова, С. Г. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 811 c. — Текст: непосредственный.
- Выготский Мышление и речь / Выготский, С. Л. — М.: Сфера, 2011. — 415 c. — Текст: непосредственный.
- Гербова Занятие по развитию речи в старшей группе. Планы занятий / Гербова, В.В. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 142с. Текст: непосредственный.
- Гинзбург Слово как членимое единство / Гинзбург, Е.Л. —М.: Сфера, 2009. — 234с. Текст: непосредственный.
- Громова Методика формирования начального детского лексикона / Громова, О.Е. —М.: Сфера, 2010. —176с. Текст: непосредственный.
- Киселева, О. И. Создание психолого-педагогических условий языковой способности дошкольников как педагогическая задача / О. И. Киселева. — Текст: непосредственный // Вестник. — 2017. — № 9. — С. 98–101.
- Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О. А. Козырева — Текст: непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 11–13.
- Лалаева Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей /Лалаева, Р.И. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 72с. Текст: непосредственный.
- Леонтьев Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев, А.А. — М.: ТЦ Сфера, 2009. —287 с. Текст: непосредственный.
- Мастюкова Логопедия / Мастюкова, Е.М. — М.: Просвещение, 2009. — 342 с. Текст: непосредственный.
- Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение предметного словаря у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова — Текст: непосредственный // Молодой ученый, — 2012. — № 4. — С. 21–27.
- Проблемы развития предметного словаря в психолингвистическом и лингвадидактическом освещении / А. Т. Арушанова, Е. С. Рычагова, К. Л. Сигал, Н. М. Юрьева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 2014. — 341 c. — Текст: непосредственный.
- Тихеева Развитие речи детей / Тихеева, Е.И. — М.: Просвещение, 2010. — 224с. Текст: непосредственный.