История появления некоммерческого сектора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.09.2022

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Чубукова, А. П. История появления некоммерческого сектора / А. П. Чубукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/431/93247/ (дата обращения: 15.11.2024).



Становление некоммерческого сектора берет свое начало с появления Вольного экономического общества. Официально, организация Вольного экономического общества декларировалась независимой от институтов власти при решении внутренних, тем не менее, императрица Екатерина II и ее приближенные имели значительное влияние на деятельность организации [3].

Еще одним важным документом во времена царствования Екатерины II стал Устав благочиния. Устав стал первым законодательным актом, который регламентировал порядок учреждения обществ и осуществления надзора за ними. Но несмотря на то, что законы, принятые при царствовании Екатерины II были сосредоточены на развитие третьего сословия и городской общины, город еще больше стал находиться под контролем государственной власти.

Так как правительство опасалось, что созданная организация могла стать источником подрывных действий, революционных действий последовало закрытие многих организаций. Помимо этого, процедура регистрации общественной организации проходила через одобрения императора, а одобрение можно было получить только через Кабинет Министров.

Страх правительства и ограниченные права у общественных организаций сдерживало участие народа в общественной жизни [5].

Эпоха правления Александра I знаменуется, как эпоха Великих реформ. За время царствования Александра I появилось большое количество общественных объединений, которые внесли значительный вклад в развитие государства.

Александру I еще в юном возрасте закралась идея создания организации для обсуждения и создания реформ, такая организация была создана императором и получила название Негласный комитет. Несмотря на то, что организация не получила государственного статуса она обладала весьма широкими полномочиями. В результате работы Негласного комитета стало формирование министерств — иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, юстиции, народного просвещения, коммерции. Вместе с этим упростилась процедура регистрации общественных объединений, если до реформ устав общественной организации утверждался императором, то во время правления Александра I эта функция была передана министрам.

Общественные объединения претерпевали не лучшее время во время правления Александра III. Государственная власть опасалась, что общественные объединения могут стать центром распространения революционных настроений, поэтому власть сдерживала деятельность гражданского сектора.

В XX веке в связи с принятием большого количества документов, влияющих на развитие негосударственных организаций, произошёл мощный толчок. Самым важным документов, оказавшим существенную роль в развитии негосударственного сектора стал царский Манифест. Одним из положений Манифеста является — дарование России политических прав и свобод, а также свободы слова, совести, собраний и союзов [4].

В 1917 году в России был издан закон, которые позволял российским гражданам без особого разрешения образовывать общества и союзы для достижения целей, не противоречащих уголовным законам. Законом регулировалось и принудительное закрытие общества или союза, так, закрытие общества или союза, возможно, было только через суд. Но спустя месяцы после принятия данного закона Временное правительство усложнило порядок регистрации объединений. Легализировать общественную организацию можно было через процедуру судебного одобрения их создания.

Октябрьская революция 1917 года значительно повлияла на развитие общественного сектора. Уже в первые месяцы после революции многие общественные объединения прекратили свое существование, а те организации, которым удалось сохраниться, возобновили свою деятельность, но в значительно более скромных масштабах [8].

Вскоре, после завершения Гражданской войны, руководство страны утверждает Постановление «О порядке учреждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих извлечения прибыли, и о порядке надзора за ними». В рамках Постановления ни одно общество не могло начать работу без регистрации в НКВД (народный комиссариат внутренних дел) или его территориальных органах. Организации, деятельность которых не прекращалась, должны были пройти процедуру перерегистрации. Основное требование, которое выдвигалось правительством некоммерческим организациям — это признание руководящей роли большевистской партии и соблюдение советских законов.

Во второй половине 1920 года вступило в действие новое Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли, а действовавшие ранее законодательные акты признавались утратившими юридическую силу. А уже в 1932 году ВЦИК и СНК РСФСР (Высший центральный исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров) утвердили новое Положение о добровольных обществах и союзах [7], которое действовало до 1991 года. Положением было предусмотрено, что добровольные общества и их союзы, являясь организациями общественной самодеятельности трудящихся масс города и деревни, ставят своей задачей активное участие в социалистической строительстве Союза ССР, а также содействие укреплению обороны страны [7].

В 1990 году в СССР был принят Закон «Об общественных объединениях» [6]. В Законе отмечается, что право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека и закрепленным в Конституции СССР, конституциях союзных и автономных республик. Также акцентируется внимание, на то, что Советское государство, заинтересованное в развитии творческой инициативы, социальной и политической активности граждан, их участии в управлении государством и обществом, гарантирует гражданам СССР свободу создания общественных объединений. В этот период происходит переход с партийного руководства общественной деятельностью на подход, предполагающий отказ государства от вмешательства в деятельность общественных объединений. Таким образом, происходит отделение общественных организаций от государства, вместе с тем происходит наращивание некоммерческого сектора и приобретение должного статуса в демократическом обществе [6].

Конституция Российской Федерации определяет современное российское государство, как демократическое [1]. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Таким образом, социально значимые решения должны приниматься большинством населения, при этом уважая волю меньшинства. Демократический режим правления подразумевает признание и соблюдение государством некоторых принципов, в том числе связанных с деятельностью НКО.

На сегодняшний день основополагающим нормативно-правовым актом регулирующий взаимодействие государства (органов местного самоуправления) и некоммерческого сектора, является Федеральный закон от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон об НКО) [2].

Законом об НКО определено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Также законом определено, для достижения каких целей могут создаваться некоммерческие организации, цели могут быть социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и в иных целях, направленных на достижение общественных благ [2].

Несмотря на то, что в современной России в соответствии с Конституцией РФ права и свободы граждан являются высшей ценностью, государство не может оставить деятельность некоммерческих организаций без своего контроля. Взаимодействие государства и некоммерческих организаций определено в Законе об НКО в шестой главе, где имеется информация об основных формах взаимодействия государства или органов местного самоуправления и НКО.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/b57f514e606ee66a6f97d072551b16a416610dfc/
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/87a16eb8a9431fff64d0d78eb84f86accc003448/
  3. Вольное экономическое общество [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ptiburdukov.ru/ %D0 %98 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %8F/ %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %BE_ %D0 %92 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5_ %D1 %8D %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B5_ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %89 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE
  4. Манифест 17 октября 1905 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа https://istoriarusi.ru/imper/manifest-17-oktyabrya-1905.html
  5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Научно-образовательный портал IQ [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ecsocman.hse.ru/data/944/896/1217/008_Dzhozef_BREDLI.pdf
  6. Об общественных объединениях Закон СССР от 09.10.90 N 1708-I [Электронный ресурс] // Режим доступа https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=1136
  7. Об утверждении Положения о добровольных обществах и союзах Постановление от 10 июля 1932 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа https://docs.cntd.ru/document/901855432
  8. Российский общественный опыт. Архивы Российской академии наук [Электронный ресурс] // Режим доступа https://www.arran.ru/?q=ru/i10
Основные термины (генерируются автоматически): некоммерческий сектор, общественная организация, объединение, союз, III, взаимодействие государства, время правления, время царствования, высшая ценность, государственная власть, деятельность, местное самоуправление, Негласный комитет, общество, процедура регистрации, развитие.


Задать вопрос