В данном исследовании проведено изучение распространенности нарушений качества сна у студентов медицинского университета. В ходе исследования было проведено онлайн анкетирование с целью выявления нарушений качества сна, уровня стресса, тревоги и депрессии, успеваемости за последний учебный год. Была проведена оценка результатов. Сделаны выводы.
Ключевые слова: качество сна, уровень стресса, студенты.
In this study, the prevalence of sleep quality disorders among medical university students was studied. In the course of the study, an online questionnaire was conducted to identify violations of sleep quality, stress levels, anxiety and depression, and academic performance over the last academic year. The results were evaluated. Conclusions are drawn.
Keywords: sleep quality, stress level, students.
Сон — неотъемлемая часть нашей жизнедеятельности, которая играет важную роль в когнитивных процессах, в физическом и психическом здоровье. Сон является пассивной формой отдыха организма, давая возможность нашему мозгу переработать большой поток информации, которую мы получаем каждый день. В период сна происходит координирование всех обменных процессов организма [1].
Нарушения сна — это группа состояний, которые влияют на способность регулярно спать и вызывают значительные нарушения социальных и профессиональных функций [2].
Недостаток сна ведет к многочисленным пагубным последствиям для здоровья и успеваемости на учебе. Увеличивается риск депрессии, ухудшается настроение, появляются чувства беспокойства.
Также увеличивается риск ожирения, нарушение метаболизма, ухудшаются когнитивные способности, снижается концентрация внимания [3].
Учеба в медицинском университете включает в себя множество факторов, приводящих к высокому уровню стресса у студентов: обширные учебные программы, многочисленные академические требования, частые, сложные и различные виды экзаменов.
Студенты медицинских университетов зачастую не считают сон главным приоритетом, сокращая время сна, чтобы иметь дополнительные часы для учебы и работы [4].
Поэтому мы решили оценить качество сна, успеваемость и психическое здоровье у студентов медицинского университета.
Целью нашего исследования является изучение распространенности нарушения качества сна и его взаимосвязи со стрессом и успеваемостью у студентов медицинского университета.
Методы исследования
В своем исследовании мы провели онлайн анкетирование в формате Google формы среди студентов Пермского государственного медицинского университета им. ак. Е. А. Вагнера. Ссылка на анкетирование была разослана всем студентам 5–6 курсов лечебного и педиатрического факультетов. Студенты могли получить доступ к анкете с помощью любого электронного устройства. Опрос начинался с краткого описания самого исследования, за которым следовало информированное согласие на обработку персональных данных. Критерием исключения являлись студенты с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, гипертония или бронхиальная астма). В исследовании приняли участие 107 (100 %) студентов. Из них 39 (36 %) мужчин, 68 (64 %) женщин.
Для оценки качества сна и нарушений сна у студентов использовали Питтсбургский индекс качества сна (Pittsburgh Sleep Quality Index — PSQI), в котором был предложен ряд вопросов, оцениваемых в баллах (оценка 5 и более баллов свидетельствовала о плохом качестве сна, оценка менее 5 баллов свидетельствовала о хорошем качестве сна.) Для оценки психологического стресса применяли Шкалу депрессии, тревоги и стресса (Depression, Anxiety, and Stress Scales-21, DASS-21), выявляющую участников анкетирования с легким, умеренным, тяжелым и чрезвычайно тяжелым уровнем депрессии, тревоги и стресса. Академическая успеваемость оценивалась с помощью среднего балла зачетной книжки за последний год, показатель более 4.5 считали высоким уровнем успеваемости, менее 4.5 — низким. Статистическая обработка данных была проведена при помощи программы Microsoft Excel.
Результаты и обсуждение
Данные результатов анкетирования представлены в таблице № 1.
По данным анкетирования среди 107 (100 %) студентов хорошее качество сна имели 42 (39 %) человека, плохое качество сна выявили у 65 (61 %) человек.
Среди 42 анкетируемых с хорошим качеством сна мужчин — 11 (26 %), женщин — 31 (74 %), в то время как среди 65 анкетируемых с плохим качеством сна мужчин — 28 (43 %), женщин 37 (57 %).
Уровень депрессии, тревоги и стресса у студентов с хорошим качеством сна оценен как легкий у 33 (79 %) человек, умеренный у 8 (19 %) человек, тяжелый у 1 (2 %) человека. Среди студентов с плохим качеством сна легкий стресс выявлен у 11 (17 %) человек, умеренный у 47 (72 %) человек, тяжелый стресс у 5 (8 %) человек, чрезвычайно тяжелый у 2 (3 %) человек.
Среди студентов с хорошим качеством сна высокий уровень успеваемости выявлен у 22 (52 %) анкетируемых, в то время как низкий у 20 (48 %) анкетируемых. Среди студентов с плохим качеством сна высокий уровень успеваемости выявлен у 39 (60 %) анкетируемых, низкий уровень у 26 (40 %) анкетируемых.
Таблица 1
Показатель |
Качество сна |
|
Хорошее качество сна ( n=42) (100 %) |
Плохое качество сна (n=65) (100 %) |
|
Пол |
||
Мужской |
11 (26 %) |
28 (43 %) |
Женский |
31 (74 %) |
37 (57 %) |
Уровень депрессии, тревоги и стресса |
||
Легкий стресс |
33 (79 %) |
11 (17 %) |
Умеренный стресс |
8 (19 %) |
47 (72 %) |
Тяжелый стресс |
1 (2 %) |
5 (8 %) |
Чрезвычайно тяжелый стресс |
0 |
2 (3 %) |
Уровень успеваемости |
||
Высокий |
22 (52 %) |
39 (60 %) |
Низкий |
20 (48 %) |
26 (40 %) |
Заключение
Исследование показало, что у студентов с хорошим качеством сна менее высокий уровень депрессии, тревоги и стресса, а у студентов с плохим качеством сна более высокий уровень депрессии, тревоги и стресса. Разница в показателях уровня успеваемости у студентов медицинского университета с хорошим и плохим качеством сна статистически не значима.
Литература:
- A cross-sectional survey on sleep quality, mental health, and academic performance among medical students in Saudi Arabia. / AM Al-Khani, MI Sarhandi, MS Zaghloul. // BMC Res Notes. — 2019. — № 21;12(1). — С. 665.
- A review of sleep disorders and melatonin. / Z. Xie, F. Chen, WA Li. // Neurol Res. — 2017. — № 39(6). — С. 559–565.
- Kansagra, S. Sleep Disorders in Adolescents / S. Kansagra. // Pediatrics. — 2020. — № 145(2). — С. 204–209.
- The prevalence and association of stress with sleep quality among medical students / AI Almojali, SA Almalki, AS Alothman// J Epidemiol Glob Health. — 2017. — № 7(3). — С. 169–174.