Ключевые слова : дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, конституционное право на жильё, проблема получения жилья, прокурорский надзор, Генеральный прокурор Российской Федерации.
Согласно основополагающему закону нашего государства — Конституции Российской Федерации [4], каждый от рождения имеет неотчуждаемое право на жилище без каких-либо дискриминационных ограничений и произвольных лишений данного права (ст. 40). В свою очередь, государственные структуры и органы обязаны всеми возможными средствами способствовать обеспечению и реализации данного конституционного права, поощряя жилищное строительство, создавая для этого все необходимые условия, что соответствует принципу социально-ориентированного, демократического и правового государства. Право на жилище декларировано не только на уровне национального законодательства, но и провозглашено международными правовыми актами, что дополнительно подчёркивает особую значимость этого постулата. Среди международных документов, закрепивших данное право, следует обозначить Всеобщую декларацию прав человека (ст. 25) [1].
Примечательно и то, что отдельным категориям гражданам закон предоставляет гарантии обеспечения возможности приобретения жилья бесплатно или за доступную оплату из средств государственных или муниципальных жилищных фондов. Одной из таких категорий граждан являются дети-сироты или дети, которые в связи с какими-либо жизненными обстоятельствами остались без родительского попечения. Указанная категория граждан выделена отдельно законом — далеко не случайно. Несовершеннолетние — наиболее незащищённые и максимально уязвимые в социально-правовом аспекте члены нашего общества. Данный вывод обуславливается, прежде всего, тем, что дети в силу своего возраста, а также физической и психологической незрелости и неопытности, не в состоянии защитить свои личные права самостоятельно, без посторонней помощи. Если дети, которые имеют родителей или законных представителей еще могут рассчитывать на их помощь, поддержку и содействие, то дети-сироты или оставшиеся без родительского попечения — максимально уязвимы в этих вопросах. В связи с этим, вопрос обеспечения жильем этих детей всегда крайне актуален. Кроме того, их количество по-прежнему продолжает оставаться достаточно большим, что свидетельствует о том, что проблема в сиротства в стране не должна выпадать из зоны пристального и особого внимания государственной власти.
Чтобы не быть голословными, приведём официальные данные: к примеру, число детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в государственном банке данных такой категории детей, по состоянию на 1 августа 2022 года составляет — 38 585 (на начало 2021 года детей-сирот составило 406 138 человек) [15]. Приведённые цифры, как можно видеть, являются достаточно большими, принимая во внимание в особенности тот факт, что из представленного количества согласно статистическим данным всего лишь 10 % детей остались без попечения родителей в результате их смерти, а остальные 90 % — это «социальные сироты», то есть их родители живы, однако не занимаются и игнорируют вопросы их воспитания [11], что вдвойне катастрофичнее.
Основополагающий закон и принятое в связи с ним федеральное законодательство (в частности, большое значение в создании дополнительных правовых гарантий для более эффективной, результативной реализации прав и законных интересов несовершеннолетних отводят положениям Гражданского кодекса РФ [5], Жилищного кодекса РФ [6], Семейного кодекса РФ [7], Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [8]), говорит об особой приоритетности и потребности в защите обозначенной категории несовершеннолетних, что формирует правовую основу для обеспечения права на жильё таким детям. На международном уровне также обнаруживается закрепление права детей на жильё, в частности в рамках Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года [2] и Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года [3].
Вместе с тем, провозглашение на уровне национального законодательства каких-либо прав, свобод и законных интересов в конкретно-определенной области жизнедеятельности общества ещё не означает их беспрепятственной реализации на практике. Основополагающие права должны быть не только предоставлены гражданам, но и в обязательном порядке подкреплены и обеспечены со стороны государственного аппарата разнообразными эффективными защитными механизмами. К сожалению, приходиться констатировать, что область обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — максимально наполнена различными проблемами.
Прежде всего, следует говорить о криминализации данной сферы. Только за 2021 год прокуроры пресекли порядка 10 тысяч нарушений закона в вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. По результатам прокурорских проверок, а также в результате поданных в связи с ними исков в суд (за период 2020 года подобных исков в суд прокурорами было подано свыше 4000), удалось восстановить права на жильё 5000 молодых людей из категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Итогом подобных проверок стало возбуждение 13 уголовных дел в отношении должностных лиц, в прямые обязанности которых входило обеспечение жильём детей, оставшихся без попечения родителей. Так, например, в 2020 году Ачинская городская прокуратура Красноярского края провела проверку после обращения 8 сирот о предоставлении им администрацией района квартир ненадлежащего качества, в которых не было условий для проживания (отсутствовало отопление, вентиляция). Подобное жильё в итоге было признано аварийным, хотя по документам считалось как пригодное для жилья. Была проведена прокурорская проверка. Было выяснено, что такое жильё было приобретено администрацией почти за 7 млн. рублей, хотя в действительности оно не стоило таких средств. Оставшиеся деньги просто остались в карманах недобросовестных чиновников, на контроле которых бал данный вопрос. Таким образом, были возбуждены уголовные дела по фактам коррупционных, мошеннических действий в отношении бюджетных средств.
На практике встречались и такие ситуации, когда детский дом, выпуская своего подопечного уже во взрослую самостоятельную жизнь, вместо содействия в получении жилой площади, выдавали сироте лишь небольшую сумму наличных денежных средств, заставляя при этом подписать документ об отказе от причитающегося по закону ему жилья в пользу данного детского учреждения. Подобные случаи сейчас, конечно, скорее исключение, нежели стабильная практика, но все же имеют место быть обманы и другие злоупотребления со стороны таких детских учреждений, выражающиеся в игнорировании должностными лицами требований Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [9]. В результате чего, молодые люди, вышедшие из детского дома, вынуждены напоминать о своём законном праве через судебные органы, ожидая положительного решения годами [12, с. 364]. Очередь из таких детей не только не сокращается, но и продолжает расти ежегодно: по данным Министерства просвещения РФ, по состоянию на 1 января 2021 год численность сирот, состоящих на учете для получения жилого помещения, составила 279 тысяч человек. Из них 181,7 тысячи — это те, которые уже стали совершеннолетними и старше, а их право на жильё до сих пор не реализовано [13]. Имеются случаи и неправомерного исключения из очереди ожидающих своё жильё детей-сирот. Таким образом, ситуация в жилищной сфере для детей-сирот остаётся катастрофической.
Приведённые примеры подтверждают особую значимость органов прокуратуры в вопросах защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Более того, И. В. Краснов — Генеральный прокурор РФ, неоднократно подчёркивал приоритетность обозначенного направления в деятельности российской прокуратуры, обнажая наличие огромного количества проблем, криминогенных факторов в обозначенной сфере [10]. Также, в 2021 году И. В. Краснов выступал с инициативой о совершенствовании и модернизации действующего федерального законодательства в исследуемой области, предлагая выходцам из детского дома, ожидающим в очереди более пяти лет, предоставить право на получение сертификата на жилье, что позволит гражданам указанной категории самостоятельно подбирать и приобретать жилое помещение в собственность [14]. Инициатива Генерального прокурора РФ не осталась незамеченной. И уже в феврале 2022 года Минстроем России и 84 субъектами Российской Федерации (кроме г. Москвы) были заключены соглашения о предоставлении субсидии субъектам Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств общим объемом в 30 млрд. рублей на три года, что позволит обеспечить жильём более 14 тыс. детей-сирот в 2022–2024 годах. Также каждый российский субъект выступил с предложением о введении на федеральном уровне государственные жилищные сертификаты для исследуемой категорий граждан.
В завершении отметим, что на сегодняшний день самым эффективно-результативным правовым средством реализации защиты конституционного права на жильё детей-сирот, а также детей, оставшихся без родительского попечения, продолжает оставаться обращение прокурора в суд с иском, так как именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального и максимально эффективного восстановления нарушенных прав рассматриваемой категории детей. Несомненно, прокуратура стоит на страже защиты прав и законных интересов детей-сирот и оставшихся без родительского попечения. Однако нельзя останавливаться на достигнутом, важно продолжить решение обозначенных проблем путём, в том числе, совершенствования действующего законодательства.
Литература:
- «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», N 67, 05.04.1995.
- «Декларация прав ребенка» (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385–388.
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2022, с изм. от 12.07.2022) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16.
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание законодательства РФ», 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
- Генпрокурор России взял на особый контроль жилье для сирот. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/10/13/genprokuror-rossii-vzial-na-osobyj-kontrol-zhile-dlia-sirot.html (дата обращения: 04.08.2022).
- Информационно-аналитические материалы Минздрава РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4702 (дата обращения: 04.08.2022).
- Личковаха А. В. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути решения // В сборнике: Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник статей и тезисов. Главный редактор А. А. Панарин. Москва, 2022. С. 363–365.
- Министерство просвещения Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (дата обращения: 04.08.2022).
- Прокурор и сирота. Генпрокурор Игорь Краснов взял на особый контроль жилье для сирот // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/10/13/genprokuror-rossii-vzial-na-osobyj-kontrol-zhile-dlia-sirot.html (дата обращения: 04.08.2022).
- Усыновление в Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://усыновите.рф/children?page=7276#undefined (дата обращения: 04.08.2022).