Сказать что-нибудь новое о карточках (как их ни назови — рабочие или тренировочные) сейчас почти невозможно. Уже окончили школы дети тех, кто впервые начал корректировать свою грамотность по знаменитым карточкам Шиловой. Эти плотные листочки картона размером 17 на 11 сантиметров в свое время были едва ли не самыми популярными учебными пособиями по русскому языку. Уже изрядно пожелтевшие, они до сих пор верой и правдой служат учителям со стажем, предпочитающим хорошо проверенные в деле карточки Шиловой компьютерным программам и иным новомодным учебным пособиям.
И тем не менее, прекрасно понимая, что мои карточки вовсе не являются чем-то новым, я рискую объяснить, почему к занятиям по индивидуальной коррекции грамотности нужно изобретать еще одну модель «велосипеда». И главная причина такого «изобретения» состоит в том, что индивидуальная коррекция грамотности предпочитает «штучную», индивидуальную работу.
Итак, во-первых, рабочая карточка необходима в первые 10–15 минут занятия, пока вы проверяете домашнюю работу своего подопечного.
Во-вторых, без нее не обойтись тогда, когда вы будете «ставить» в ходе занятия ту или иную орфограмму или пунктограмму.
В-третьих, она пригодится, если по ходу занятия выяснится, что ранее изученный материал вашим подопечным усвоен плохо и необходимо еще раз вернуться назад [3:67]
И, наконец, четвертая функция рабочей карточки — отработка навыков орфографии, пунктуации и грамматики дома самостоятельно после того, как соответствующий материал на занятии с вами разобран.
Как правило, первая часть рабочей карточки выглядит следующим образом. В ней я помещаю несколько десятков слов, которые предлагаю своему подопечному разобрать по составу. Выбор слов, разумеется, не случаен.
расстояниеодноклассницапериферийныйсвиной
припорошенныйрасположитьсяисчезнувшийпредыстория
нечаянныйпреподавательпривилегированныйполстраницы
будущееследующийнедомеритьискусственно
чествоватьчересчурвеснушчатыйистинный
объездчикчетырехсотграммовыйрасчетненавидящий
свежескошенныйпо-стариковскинебезыскусныйчествовать
[2:263]
Очевидно, что наличие большого числа слов с приставкой, заканчивающейся на з и с, словарных слов, прилагательных и причастий, в суффиксы которых входят н, нн , слов с неясно слышимыми согласными в данной карточке свидетельствует о том, что именно эти случаи представляли наибольшие трудности для моего ученика. По этому же подбору слов можно сделать вывод, что некоторые случаи правописания ( ъ и ь - разделительные знаки, написание корня — пол- , дефисное написание наречий, приставки при - и пре - и т. д.) мы продолжаем отрабатывать, но таких слов в этом фрагменте карточки меньше, поскольку отработка навыка написания слов с этими орфограммами происходила несколько ранее.
Таким образом, при составлении этой части коррекционной карточки я в первую очередь учитывают то, с какой орфограммой мы работали на предыдущем занятии (таких слов 3–4), с какой — на позапрошлом (таких слов 2–3), а с какими — 3–4 занятия тому назад (таких слов 1–2).
Ни одна ошибка в правописании, допущенная на тестовом и последующих за ним занятиях, не должна оставаться неотработанной. Даже если на первый взгляд это случайная ошибка.
Если тот или иной случай ошибочного написания был отработан сравнительно давно и ребенок, как правило, не делает ошибок на эту орфограмму, в первую часть коррекционной карточки я обычно помещаю по одному такому случаю через занятие.
Вторая часть карточки, с которой наш ученик работает в первые 10–15 минут занятия, обычно представляет собой от 15 до 25 словосочетаний или фраз, в которых пропущены буквы в морфемах, вызвавших затруднения на предыдущих, в том числе и тестовом, занятиях. В основном принцип организации материала здесь почти тот же, что и в первой части.
Во второй части карточки в качестве задания предлагается следующее: вставить пропущенные буквы, написать слова слитно, раздельно или через дефис, раскрыть скобки в соответствующих словах, а также выбрать из двух вариантов написания верный . Например:
Безобл_чный (пол)день, (н_)чем (н_)спр_воцирова_ое нап_дение, х_р_ктерное пр_ступление, спряч_тесь от нежда_ых в_з_теров, неожида_о блес_нувшая д_гадка, пр_градил дорогу пр_ступнику, (н_)смотря на вид_мую опас_ность, появился нежда_о_негада_о [2:265]
Даже поверхностный анализ этих словосочетаний и фраз показывает, что мой подопечный, для которого была составлена данная часть рабочей карточки, испытывал наибольшие трудности в случаях с н и нн в различных частях речи (особенно в страдательных причастиях прошедшего времени и наречиях), в написании производных предлогов, слитном и раздельном написании приставок и частиц не и ни, написании приставок пре - и при- , в выборе гласной в суффиксах различных частей речи (- як, -ик, -ость, -лив, -ива-) и так далее.
Конечно же, подобный материал не предназначен для «постановки» той или иной орфограммы, а позволяет лишь проконтролировать, «сняты» ли нами проблемы, работу над преодолением которых мы начали на предыдущих занятиях.
Если же на коррекционном занятии необходимо «отработать» определенную орфограмму, то эта часть рабочей карточки может выглядеть по-иному. Например, при задании в ставить пропущенные буквы в следующих отглагольных прилагательных и причастиях:
рассея_ый розда_ый вяле_ая отчая_ый спроше_ы
подкова_ый глаже_ый реше_ый встрече_ый неслыха_ый
воспита_ый линова_ый жаре_ый счита_ый полузакопче_ый
пута_ый корчева_ый испуга_а неспрош_н_ый неопубликова_ый
еще не скоше_ый, собрание организова_о плохо, ружье никем не пристреля_о, сообщение встрече_о, общество в этом заинтересова_о.
замасл_н_ая [1:175]
Каждый случай ошибочного заполнения карточки должен быть разобран, прокомментирован, учтен и отобран.
Иногда при составлении коррекционной рабочей карточки я помещаю в ней задание для самостоятельной отработки навыков грамотного письма дома. Происходит это в тех случаях, когда уже заранее решено, какую орфограмму или пунктограмму за какой «ставить», а коррекционное занятие спланировано так, что оно «подводит» моего подопечного к этой части работы. Иногда на одном листе весь материал уместить невозможно. Тогда карточка печатается на двух листах. Кроме того, убеждаться, что лучше обеспечить ученика оригинальным подбором тренировочных упражнений, чем отсылать его к стандартным часто беспорядочным наборам их, помещенным в различных пособиях, — это куда эффективнее, хотя и хлопотнее.
В ряде случаев полезно бывает предложить ребенку самому составить ряд тренировочных словосочетаний или предложений по уже изученному и отработанному правилу на примере моих рабочих карточек. Наиболее удачные из этих карточек, составленные моими «помощниками», я использую в занятиях с другими учениками.
Конечно, мне не всегда удавалось составлять коррекционные материалы, скрупулезно соблюдая абсолютно все изложенные в этой статье правила и принципы. Не является догмой и порядок коррекционных упражнений: все зависит от конкретного занятия и задач, поставленных перед ним. Однако основные принципы соблюдать все же необходимо.
Ну а для того, чтобы карточки не пропадали и были всегда под рукой, я обычно прошу своего ученика завести специальную папку, где хранились бы и тесты, и памятки, и другие рабочие материалы. (Материал для карточек взят из произведений Чехова, Лермонтова, Тургенева и др.)
Литература:
- Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ Т. А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2021
- Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ С. Г. Бархударов и др. М.: Просвещение, 2020
- Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.