Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.09.2022

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Милякова, Е. В. Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Милякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94741/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Ключевые слова: фразовая речь, старшие дошкольники, дети с общим недоразвитием речи.

Связная речь детей с общим недоразвитием речи несовершенна по своей структурно-семантической организации, у них обнаруживаются значительные трудности в программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в единое структурное целое и в отборе материала с той или иной целью.

Е. Ф. Архипова придерживается того, что спонтанное развитие речи детей с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными [3]. М. М. Алексеева считала, что при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения [1]. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Такие речевые нарушения определены как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Во многом на низкий уровень развития фразовой речи негативно влияет окружающая атмосфера и близкие взрослые. Нередки случаи, когда родители, проявляя излишнюю опеку и заботу общаются с ребенком на «его языке», искажая слова и фразы, не привлекая ребенка к активной речевой деятельности.

Для детей с общим недоразвитием речи характерно недоразвитие как познавательных, так и психологических процессов таких как память, внимание, мышление [2]. В связи с этим можно говорить о трудностях овладения ими фразовой речью, в том числе и навыками повествовательного рассказывания, таких как: умение программирования связного повествовательного рассказа, синтезирование его элементов в структурное целое и подбор правильного лексического материала [3]. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью.

С целью выявления уровня развития фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи было организовано педагогическое исследование. В педагогическом исследовании было задействовано 10 детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Первым этапом был констатирующий. Для выявления уровней развития фразовой речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были использованы следующие диагностические методики, авторами которых являются Е. М. Струнина и О. С. Ушакова:

– «Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов»;

– «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»;

– «Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему» [4].

Процедура обследования проходила в индивидуальной форме и в спокойной обстановке. Дети не были ограничены во времени. Каждый ребенок приступал к деятельности лишь после того, когда выяснил суть инструкции и осмыслил содержание предстоящей работы. Чтобы это установить, дошкольникам задавали вопросы: «Скажи, что ты будешь делать?» или «Повтори, что нужно сделать?». Ответы детей фиксировались, а затем анализировались. За выполнение заданий присваивались баллы. На основании суммы баллов устанавливался уровень развития фразовой речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Анализ полученных данных после первичного обследования старших дошкольников с общим недоразвитием речи по каждой из диагностических методик рассмотрим ниже.

При проведении методики 1 «Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов» все дошкольники согласились выполнить задание предложенной им диагностической методики. Качественный анализ результатов позволил отметить, что дети в целом справились с описанием картинки.

Большинство дошкольников построили завершённые по смыслу фразы, употребляя в их структуре слова, обозначающие объекты, субъектов, признаки, действия. В совокупности использованные фразы составляли короткий текст, который соответствовал заданной теме. Также было достаточно большое количество детей, которые испытывали трудности при выстраивании фраз в определённой логической последовательности.

При составлении фраз большая часть дошкольников использовали в речи не все предложенные им лексические единицы. Построенные и использованные детьми в устной речи фразы были маловыразительны, недостаточно интонированы.

При проведении методики 2 «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» все дети поняли инструкцию и согласились выполнить предложенное им задание. Однако оно оказалось для обследуемых более сложным, чем предыдущее. Все дети старались ответить на предложенные вопросы, но в некоторых случаях имели место несоответствия. Так, детьми предлагались ответы, не соответствующие по своему содержанию поставленным вопросам. Было отмечено, что построенные детьми фразы были представлены в неверной последовательности. Это свидетельствует о нарушениях логики изложения.

У всех дошкольников во фразах наблюдалась неточность словоупотребления, прослеживались заминки и паузы. Также присутствовали неправомерные замены одних лексических единиц другими.

По сравнению с двумя предыдущими методиками, методика 3 «Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему» оказалась для обследуемых самой сложной. С ним смогли справиться только 4 детей, однако и этим дошкольникам требовалась помощь со стороны взрослого, а их фразы включали в основном перечисление признаков или объектов. При этом в составе использованных фраз отмечалось употребление детьми одних и тех же лексических единиц. Как и ранее, наблюдалось неточное словоупотребление, отмечались нарушения смысловой целостности и композиции высказывания. Были выявлены недостатки интонационного оформления фразы в устной речи. Наблюдалось нарушение причинно-следственных связей. Также в структуре фраз встречались аграмматизмы. Использовались далёкие словесные замены.

Итак, дети с разной степенью успешности справились с диагностическими методиками, набрав в итоге от 8 до 24 баллов.

Типичными ошибками, присущими детям, являются следующие:

– недостаточная информативность фраз;

– бедная лексическая наполняемость фраз;

– неточность использования лексических единиц в составе фраз;

– отсутствие средств межфразовой связи при объединении построенных синтаксических конструкций в текст;

– неверное интонационное оформление фразы, трудности постановки логического ударения;

– наличие аграмматизмов в используемых фразах;

– несоответствие фраз-ответов поставленным вопросам.

Среди обследуемых детей нет детей с высоким и выше среднего уровнями развития фразовой речи. У 50 % дошкольников уровень развития фразовой речи ниже среднего. У остальных детей выявлены средний (30 %) и низкий (20 %) уровни.

Таким образом, опираясь на результаты констатирующей части педагогического исследования, можно сделать вывод, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности при использовании фразовой речи. Дети затрудняются точно передать сообщение; последовательно и логично выразить свои мысли. Страдает содержательная сторона фразы, нарушается смысловая целостность. В ряде случаев построенные фразы не соответствуют языковым нормам, информативно бедны. Встречается неверное или неточное словоупотребление, отмечаются далёкие синонимические замены. Зачастую интонационное оформление высказывания не соответствует его содержанию, прослеживается отсутствие логического ударения.

Литература:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. Москва: Академия, 2000.

2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у детей /Е. Ф. Архипова. Москва: ACT: Астрель, 2016.

3. Блонский, П. П. Речь и мышление в старшем дошкольном возрасте //под ред. В. А. Сластёнина /П. П. Блонский. Москва: ВЛАДОС, 1999.

4. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Москва: ТЦ Сфера, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, фразовая речь, Составление рассказа, уровень развития, дошкольник, фраза, логическое ударение, неточное словоупотребление, смысловая целостность.


Похожие статьи

Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха

В статье автор теоретически обосновывает формы и методы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возра...

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается опыт организации работы по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами современных педагогических технологий.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Похожие статьи

Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха

В статье автор теоретически обосновывает формы и методы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возра...

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается опыт организации работы по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами современных педагогических технологий.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задать вопрос