В рамках данной статьи автор анализирует историю татуировки в России на протяжении длительного исторического периода: с момента предполагаемого по археологическим находкам начала формирования искусства тату на территории, которая входит в состав современной Российской Федерации, вплоть до настоящего времени. За этот период тату пережило кардинальные изменения не только в части технологии нанесения, но и отношения к нему в социуме.
Ключевые слова: история, тату, Россия, криминальное тату, современное искусство.
В современной России Люди осознают, что татуировка — это не признак принадлежности к криминальному миру, а вид искусства, имеющий собственный стиль, язык и законы [1], но это понимание сформировалось не сразу: указанному процессу препятствовал исторический бэкграунд, познание и научное осмысление которого необходимо для понимания феномена татуировки в российском социокультурном контексте, что обуславливает актуальность выбранной темы.
В 1948 году к северу от границы между Россией и Китаем российский археолог Сергей Руденко начал раскопки группы могильных курганов: в высоких горах Западной и Южной Сибири были найдены мумии, чей возраст достигал 2,4 тыс. лет. На кожу этих мумий были нанесены татуировки, изображающие различных животных и монстров. Монстры являются отражением мысли и имеют магическое значение, но некоторые элементы кажутся современным исследователям чисто декоративными. Фактически считается, что татуировки в древности отражали статус человека.
Однако исторические документы умалчивают об особенностях развития татуировки в Древней Руси. Относительно царской России есть сведения о преемственности европейской татуировки, которая развивалась в трех основных направления — морском, военном и уголовном. В России к указанным направлениям добавилось еще одно — дворянское: этот факт восходит к допетровской эпохе, когда родовитые бояре татуировали у себя на теле символ или герб собственного рода. Доказательство этого можно увидеть в романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, на страницах которой Пугачев показывал на груди «царские знаки»: двуглавого орла и непосредственно лик царя, которые он использовал в качестве доказательств своего предназначения и высокого положения.
Эта традиция продолжилась и в императорской России, в том числе в высших кругах: имеются исторические сведения относительно того, что император Николай II во время посещения Японии был вдохновлен японским стилем татуировки и сделал себе тату в виде дракона; татуировка была и у великого князя Михаила Александровича. Это добавило популярности дворянской татуировке, которая вышла на пик в конце девятнадцатого — начале двадцатого столетия. В 1906 году в Петербурге появился даже первый в истории страны салон художественных татуировок. Были очень модными восточные и японские мотивы, которые наносили себе не только высокопоставленные чиновники, но и представители искусства.
Возможно, именно этот факт большой популярности тату у аристократов привел к появлению неприятия и даже неформального запрета на татуировку в советский период, в рамках которого все старались избавиться от наследия и традиций императорской эпохи. Тату стало символом буржуазной эпохи и вредоносным пережитком царизма. Под угрозой расстрела были запрещены все виды татуировок, за исключением морской (которая сама по себе является наиболее древним видом тату-направлений). В период с 1936 по 1938 годы нанесение татуировки на территории СССР являлось уголовно наказуемым деянием, что усугубило негативное восприятие татуировки в обществе [2].
В этот же период, кроме морского направления, начало активно распространяться уголовное: асоциальная прослойка общества, характеризующаяся своей внутренней иерархией, и нательные рисунки отражали положение конкретного человека в преступном сообществе. Особенно много татуированных россиян было на Сахалине, куда с начала двадцатого столетия ссылали уголовников-рецидивистов, которые на месте прибытия испытали влияние японского стиля в целом и татуировок народа айну в частности, что популяризовало нанесение на тело специфических изображений, наделенных смыслом; только на теле преступников изображения были связаны с уголовными законами и исправительными учреждениями [3].
Ситуация поменялась с наступлением Великой Отечественной войны, когда запрет на татуировки был снят на государственном уровне: тысячи заключенных участвовали в боях в составах штрафбатов и иных подразделений. Вернувшиеся с победой с фронта герои с татуировками не могли оказаться «вне закона» только по причине наличия нательных рисунков. Армейские татуировки в дальнейшем развивались: наиболее популярными были парашюты (для служащих ВДВ), группа крови и резус фактор, аббревиатура ЗГВ («Западная группа войск»). Но несмотря на отсутствие государственного запрета, негативное отношение к татуировкам продолжало сохраняться.
Также исследователи отмечают бессистемность криминальных татуировок в России в первой половине двадцатого века. Если до 1863 года преступников клеймили, то Александр III отменил закон о нанесении знаков-клейма на теле осужденного, однако пребывающие в местах лишения свободы люди добровольно наносили себе тату, только уже в виде картин, тематика которых чрезвычайно варьировалась. Это было своего рода бравадой и хвастовством, характерных для профессиональных преступников, чьи потребности в самоутверждении перевешивали потребности в конспирации. Но постепенно криминальная татуировка прошла свой путь от пиктографического до идеографического письма, когда в криминальной татуировке начали появляться не только изображения, но и своеобразные высказывания и даже аббревиатуры [4].
С конца двадцатых годов до семидесятых годов двадцатого века в России была сформирована жесткая татуировочная иерархия. Элитой криминалитета с начала тридцатых годов стали воры в законе, чьим символом стал крест с распятым Иисусом Христом и ангелами, которые были выколоты на груди. Число куполов на храме на татуировке означало число судимостей. Наручники, вытатуированные на запястье, означали, что тюремное заключение данного человека превышало пятилетний период. Осужденные на пожизненное заключение наносили себе на кожу рисунок черепа с костями. Деву Марию с младенцем накалывали те, кто сидел в тюрьме с юных лет. Изображения звезд наносили на тела заключенных с целью обозначить отсутствие готовности осужденного сотрудничать с тюремным персоналом. Лодка, плывущая к горизонту, свидетельствовала о вынашивании плана побега из мест лишения свободы. Эполеты на плечах говорили о недоверии обладателя такой татуировки к коммунистической власти, а змея на шее символизировала пристрастие к наркотикам.
Жесткая татуировочная иерархия окончательно распалась только к концу столетия по причине исчезновения воровской идеи.
Во время хрущевской «оттепели» изображение татуировок начало появляться даже на экранах кинофильмов. В качестве примера можно привести культовый фильм «Сережа» (режиссер Георгий Данелия). Это способствует распространению культуры тату в дворово-деревенских слоях, но указанная культура продолжает тяготеть к криминальному миру. Это продолжалось до середины 80-х годов, когда в качестве носителей татуировок выступают заключенные, военные и моряки [5].
Лишь с началом перестройки тату-индустрия получила свое новое развитие в России. Практика знает случаи, когда тату-мастерами становились бывшие военные, которые во время службы в армии наносили тату своим сослуживцам. Для этого использовали преимущественно китайские чернила и даже самостоятельно собирали импровизированные дермографы, а наиболее популярными армейскими татуировками начала двадцать первого века были самолеты, военные корабли и танки, а также портреты. Также достаточно популярным в современной России являются японский стиль, классические узоры (например, бабочки и розы) и панк-стиль (последний начинает утрачивать свою популярность). При этом клиентам тату-салонов нужны либо «старомодные» изображения, как на средневековых гравюрах, либо точечная работа, техника создания рисунки с использованием точек. Еще один стиль, популярный в настоящее время в России, — это «немецкий реализм»: жуткие, немного искаженные рисунки, которые кажутся заляпанными цветом или содержат яркий элемент. Достаточно востребованным является нанесение изображений по мотивам литературных произведений или кинофильмов, а также слов или фраз, выполненных не только на русском, но и на английском и китайском языках, а также на латыни. Неожиданно популярным образом стала татуировка совы.
Еще три или пять лет назад многих клиентов российских тату-салонов интересовали стили «старой техники» (простые изображения, вдохновленные комиксами и символизирующие различные идеи, особенно популярны морские символы) и «биомеханика» (рисунки, имитирующие механические компоненты, разрывающие кожу). При этом клиенты чаще всего ищут тату-мастера, который специализируется на выбранном ими мотиве.
Иногда клиенты обращаются к тату-мастеру, найдя понравившийся рисунок в Интернете, но не задумываются об его значении и смысле. Так зачастую случается с китайскими иероглифами. Особенно это актуально для жителей из провинции. Иными словами, в настоящее время татуировка в современном тяготеющем к визуализации обществе начинает характеризоваться доминированием эстетической и декоративной функций [6].
Таким образом, история татуировки в России восходит к древности; необходимо отметить также влияние сначала европейской, а потом и восточной традиций нанесения тату. В России татуировку делали даже царственные особы: Николая II сделал татуировку дракона на левой руке во время своего визита в Японию. Этот жест, довольно необычный тогда, не остался незамеченным, и популярность татуировки среди высокопоставленных лиц, чиновников и придворных резко возросла. После Октябрьской революции в России забыли о татуировке, но ненадолго: искусство рисования на коже вновь появилось в тюрьмах. В этот период татуировка была связана в России с преступным населением; действительно, государство запретило ее в 1937 году, но закон был отменен только через два года. В конце Второй мировой войны многие советские солдаты вернулись домой с рисунками на коже, и таким образом татуировка вошла в военную культуру, тогда как ранее она была востребована преимущественно у моряков. Однако, системы тату-индустрии в стране не существовало до девяностых годов двадцатого века, когда в России появились первые авторизованные тату-салоны.
Литература:
- Данилова, Е. А. История татуировки в России / Е. А. Данилова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. — 2019. — С. 128–130.
- Корж, П. А. Татуировка в России: история, классификация, уголовно-правовое значение / П. А. Корж // Актуальные вопросы современной науки. — 2016. — № 1. — С. 122–128.
- Ким, Е. А. История развития татуировок в криминалистике и ее значение в России на современном этапе / Е. А. Ким // Традиции и новации в системе современного российского права. — 2021. — С. 198–199.
- Грачев, М. А. История криминальных татуировок в России как важная составная часть знания для лингвистов-экспертов / М. А. Грачев // Фундаментальная лингвистика и проблемы судебной экспертизы: социальные сети как объект научного и экспертного анализа. — 2022. — С. 231–237.
- Михайлова, Я. С. Обзор татуировки в России конца XIX-начала XXI в. / Я. С. Михайлова // Провинциализм как механизм / инструмент сохранения русской национальной культуры. — 2020. — С. 191–197.
- Макиевская, Ю. Ю. Культура татуировки среди молодежи России и Китая / Ю. Ю. Макиевская // Наука и инновации — современные концепции. — 2020. — С. 66–72.