Диалектика целевых программ и планов развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 12.09.2022

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Гурбанмурадов, Г. Б. Диалектика целевых программ и планов развития / Г. Б. Гурбанмурадов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94747/ (дата обращения: 15.11.2024).



Созданная целевая программа представляет собой проект целенаправленной плановой реализации конкретной задачи развития экономики. Возникает вопрос: какова взаимосвязь между целевыми программами и государственными планами экономического и социального развития, экономическими планами развития подотраслей или низших хозяйственных единиц? Поиск механического алгоритма разработки этих планов заранее обречен на неудачу, поскольку каждый план необходимо разрабатывать с помощью программно-целевого подхода.

Государственный план экономического и социального развития формулирует комплекс основных целей, их взаимную увязку и последовательность, конкретизирует их задачи для отдельных областей социально-экономической сферы, отдельных подотраслей с точки зрения комплексного анализа состояния, потребностей и возможностей развития социалистической экономики. Аналогичный характер носит и хозяйственный план подотраслей или производственно-хозяйственных единиц, хотя их цели производны от целей экономических систем более высокого уровня. Степень применения программно-целевого подхода в планах этого типа в значительной мере зависит от понимания главной целевой функции развития социалистического общества, от подхода к вопросу реализации основного экономического закона социализма. Поскольку раньше получение максимальных объемов продукции рассматривалось как цель, то и план в его конкретной форме и качестве представлял собой программу достижения этой цели. Отвечающее современным условиям строительства развитого социалистического общества понимание целей предъявляет значительно более высокие требования к последовательности и качеству осуществления программно-целевого подхода.

Перед тем как рассмотреть связь между целевыми программами и планом развития, отметим, что и целевые про граммы могут иметь разный временной горизонт (быть перспективными, долгосрочными, а также программами пятилетних планов) и разную степень важности. Характер их взаимосвязи зависит, прежде всего, от того, образуют ли они составную часть прогнозов будущих основных тенденций и составную часть первой фазы управленческого цикла или представляют собой плановое решение (часть второй стадии управленческого цикла).

Современное понимание целевой программы (и вообще программы) однозначно относит ее ко второй стадии управленческого цикла (категории плановых решений).

В комплексе мер по совершенствованию системы планового управления экономикой страны, речь идет о долгосрочных комплексных программах, направленных на основные структурные и качественные изменения, а также на достижение определенных целей из области связей между различными научными дисциплинами и производственными отраслями. Эти цели определяются не толь ко техническими, но и экономическими параметрами; составную часть программ образуют основные задачи их обеспечения. Программы входят в долгосрочный перспективный прогноз (перспективный план) развития экономики. В соответствии с этими программами, а также с долгосрочными целевыми программами на пять лет разрабатываются государственные целевые программы, направленные на решение главных задач, связанных с эффективным развитием народного хозяйства.

Поэтому очевидно, что целевые программы могут быть составной частью планов (в принципе могут иметь характер долгосрочных, среднесрочных, а в особых случаях и краткосрочных планов). Временной горизонт программ определяет степень подробности их разработки. В долгосрочных программах оговаривается структура частных целей и связей между ними. Степень подробности и обязательности среднесрочных программ выше, чем долгосрочных, но лишь настолько, чтобы это объективно предполагало и позволяло осуществлять на основе постоянного анализа реальных возможностей изменения, способствующие более высокому качеству и эффективности реализации главных, а также производных целей. Взаимосвязь между планом развития и целевой программой диалектическая, поскольку план, с одной стороны, составляется с учетом целевых программ, а с другой стороны, целевые программы разрабатываются на основе положений долгосрочного плана развития. Исходный пункт деловой программы может быть сформулирован еще до начала разработки плана, в то же время программа исходит на общей части плана. Взаимосвязь — государственного плана развития с целевыми программами, направленными на решение основных звеньев плана, позволяет повысить качество планирования и соответствую щей целевой программы путем их взаимного сопоставления и уточнения. Это относится не только к целевым программам и планам, разработанным на одну и ту же временную перспективу. Для совершенствования целевой программы, принятой до начала создания плана развития экономики и имеющей более длительный горизонт планирования, также используется метод взаимного сопоставления и уточнения.

Правильная взаимосвязь между целевыми программами и планами развития народного хозяйства способствует разрешению противоречия между требованием долгосрочности и стабильности плана и требованием гибкого приспособления к новым условиям, выявляемым при перманентном анализе состояния народного хозяйства, его потребностей и возможностей развития. Суть процесса принятия решений в его непрерывности, которая вытекает из непрерывности анализа (и, естественно, из непрерывности всего управленческого цикла). Непрерывность означает выявление и разрешение тех проблем и противоречий, которые возникают в ходе экономического развития. Это, однако, противоречит стремлению исполнителей конкретных задач плана иметь дело с постоянными и неизменными задачами. Это и понятно, ибо стабильность задач позволяет исполнителям постепенно оптимизировать процесс их реализации, в значительной степени уменьшить число возникающих проблем и противоречий и связанную с этим трудоемкость управленческого труда. Стремление к стабильным и долгосрочным задачам (а также программам их реализации) вытекает из объективной потребности иметь достаточное время для целенаправленной перегруппировки сил, для эффективного согласования деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских и прочих подразделений, поскольку каждому из этих видов деятельности присущи определенная продолжительность и инерция.

Разрешение противоречий между механически интерпретируемым требованием стабильности и неизменности планов и объективно меняющимся под влиянием современной экономики, содержанием потребностей и возможностей заключается в создании соответствующей гибкой и динамичной целевой программы, и динамичного плана, в умелом использовании их взаимных комбинаций. Знание основных целей и условий их реализации на длительную перспективу позволяет вовремя учитывать направления, масштабы и возможности изменений. Если известна программа будущих задач, их динамика, вероятность, возможность увязки и т. п., то есть возможность заранее подготовиться к их осуществлению.

Такая динамически понимаемая «стабильность», вероятность постановки конкретных задач ведет к тому, что надо готовить условия для решения более широкого круга проблем, чем понадобится в действительности. Это, в свою очередь, предъявляет более высокие требования к анализу потребностей и возможностей, а также к процессу принятия управленческого решения. Динамическая стабильность, в известной степени, вероятностный характер постановки целей, а в сущности, и других задач целевой программы влияют на характер задач и предпосылок, которые содержатся в долгосрочном или перспективном (в принципе и в среднесрочном) плане развития соответствующей экономической единицы. Несмотря на возражения сторонников механического понимания долгосрочной стабильности планов (состоящие в том, что такой подход якобы вносит в процесс принятия решения и его реализации некоторую неуверенность или даже риск), накопленный опыт разработки целевых программ и их реализации свидетельствует, что предприятия и производственно-хозяйственные единицы проявляют несравненно большую гибкость, если они основываются на динамичной стабильности целевых программ и планов развития. Частые и неожиданные перебои в поставках, дефицит частей и комплектующих изделий и т. п. приводят к серьезным изменениям номенклатуры продукции, вынуждают принимать сложные, а иногда и рискованные меры для реализации поставленных целей.

Итак, влияние новых факторов на процесс принятия управленческого решения исключает механическое понимания долгосрочной стабильности. Принятию управленческого решения должна сопутствовать необходимая гибкость и повышенная степень вероятности. Стабильными же остаются стратегические цели, основные направления развития, выступающие в качестве критерия принятия управленческого решения. Так, например, требование более полного использования сырья, материалов и энергии в долгосрочной перспективе будет иметь стабильный характер, хотя, конечно, нельзя исключить возможность изменений, связанных с новыми открытиями в науке и технике.

Динамичная стабильность постановки задач тесно связана с вероятностным характером требований к средствам для реализации целей. Это усложняет выполнение противоречивых требований отдельных исполнителей, стремящихся к тому, чтобы распределение целей однозначно связывалось с распределением средств и источников. Руководитель всей целевой программы стремится гибко реагировать на меняющуюся ситуацию путем дополнительного выделения средств и ресурсов в интересах эффективного и своевременного достижения общей цели.

Это противоречие разрешается тем, что между исполнителями распределяется только часть средств, в то время как остальные средства остаются в распоряжении руководителя всей целевой программы и служат своеобразным резервом. Оптимальное соотношение между распределенными и резервируемыми ресурсами зависит от характера целевой программы, сложности ее реализации, от методов стимулирования качества и эффективности ее выполнения.

Вероятностный характер целей (возможность их изменения в определенных границах) требует при принятии решений о целевых программах и связанных с ними общих планах развития иметь необходимые резервы материальных и финансовых ресурсов, а также резервы производственных мощностей. Это служит необходимой предпосылкой для бесперебойной реализации целевых про грамм и комплексных планов развития, условием для повышения качества и эффективности их выполнения прежде всего, путем использования новых, не учитывавшихся ранее результатов научно-технического развития.

Литература:

  1. Антонцев В. А., Бедный Б. И. Инновационный менеджмент. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2018.
  2. Ксенофонтова Х. З. Корпоративный менеджмент. Учебник. — М.: КноРус. 2020.
  3. Менеджмент. Учебник для СПО / ред. Кузнецов Ю. В. — М.: Юрайт 2019.
  4. Управление Экономикой. Галушка И. — Издательство политической литературы, Москва 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): целевая программа, программа, план, план развития, управленческий цикл, управленческое решение, народное хозяйство, программно-целевой подход, взаимное сопоставление, механическое понимание.


Задать вопрос