Одной из задач образовательного процесса является подготовка обучающихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко приспосабливаться к трансформирующимся условиям социума, взаимодействовать в разнообразных сферах коллективной жизнедеятельности, в том числе в сфере физического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, так как это один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач учебного проекта.
Для повышения результативности учебного процесса, необходимо внедрять новые организационные, методические и научные идеи, а так же применять новые подходы в физическом воспитании. Невысокий уровень развития двигательных качеств зачастую является одной из главных причин неуспеваемости ученика по физическому воспитанию. Помимо этого обучающиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культуры на некоторый срок. Тем не менее, все временно освобожденные должны быть аттестованы по физкультуре. Обучающиеся которые освобождены от практических занятий, способны выполнять теоретические задания по физической культуре, в том числе и творческие. Один из вариантов решения данной проблемы это проектная деятельность. Важным требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Индивидуальный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физического воспитания. Современные требования общего образования предъявляются не только по руководству педагогом проектной деятельностью обучающихся, но и разработке и реализации своих проектов. В процессе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании физической культуры является освоение знаний о физической культуре и спорте, истории развития, формировании здорового образа жизни. При решении данной задачи учитель сталкивается трудностями в своей деятельности, лишением школьников столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучением теоретической части вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это побуждает педагога искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физического воспитания. Проектная деятельность как рациональное средство модернизации урока физкультуры, которая помогает строить учебный процесс на активности, через целенаправленную деятельность ученика, сообразно его индивидуальным потребностям. Собственный проект, превращается из объекта в субъект обучения, ученик самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Он обучается посредством организации собственной деятельности, которая обеспечивает возможность понять, что уроки физкультуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность — это самостоятельная творческая работа школьника, от идеи до её воплощения, выполненная под руководством педагога. Реализация проекта осуществляется во внеурочное время, но создается он школьниками на уроке.
Проектная деятельность решает следующие задачи: выработка положительной самооценки, самоуважение, формирование моральных взглядов, привычек и других сторон личности, характеризующих нравственно-волевые качества для достижения эталонов физического развития; развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве, умение вести диалог, согласовывать свои действия с действиями партнеров по коллективной деятельности. Формирование способности к организации проектной деятельности включает: знакомство обучающихся с методами исследования, умение ставить цель и формулировать конкретные задачи для ее достижения, выработка умений выбирать конкретные методы в собственном исследовании, формирование умения самостоятельно планировать, подбирать необходимые упражнения, проводить исследования, уметь делать выводы и ставить новые задачи. Формирование умения работать с полученной информацией включает: сбор и обработку информации, систематизирование и применение полученных данных. Использование информационно-коммуникативных технологий формирует умение оформлять: презентацию, диаграммы, таблицы, схемы. Метод проектирования ориентирован на индивидуальную, парную, групповую деятельность, которую они выполняют в отведенное для этой работы время.
Выделяют четыре основные категории проектов: информационный и исследовательский, обзорный, продукционный, проект инсценировки. Итогом реализации проекта является личностно или общественно значимый продукт: изделие, комплекс упражнений, макет тренажера, открытка, газета, фотоальбом, коллаж, оформление стендов, игрушка, костюм, спортивная эмблема и символика команды; информация: доклад, сообщение, реферат, презентация, видеоролик; комплексная работа: турнир, проведение спортивного праздника, флешмоба, игровые программы с привлечением родителей, организаторская и командная деятельность, конференция.
Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов: подготовительный, планирование, реализация проекта, презентация. Подготовительный этап — это трудоёмкий компонент проектной деятельности, так как в нем осуществляется интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части — мысленному прогнозированию, созданию замысла. Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание. Структура проекта состоит из пяти «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. На подготовительном этапе под руководством преподавателя обучающиеся должны сформулировать тему будущего проекта. Для этого им необходимо ответить на вопрос «Что они хотят узнать и сделать?». Ответ на этот вопрос определит тип проекта и проектный продукт. Всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения конкретного материала. Тема должна представлять интерес для обучающихся. Рекомендуется не предлагать ученикам готовые темы проектной работы. Лучше описать какую-либо проблему и дать обучающимся возможность домыслить её, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. Учитель поддерживает и побуждает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи проекта. Очень важно, чтобы содержание проекта было ориентировано на интересы и жизненную ситуацию обучающегося, поскольку это будет поддерживать интерес к проекту и побуждать к активной деятельности. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения. Таким образом, предварительный этап заканчивается формулировкой темы (что они будут делать?), цели (для чего они это будут делать?) и задач проекта (как они это будут делать?), определение проектного продукта (что должно получиться в результате?). К формулировке темы (названия) проекта предъявляются определённые требования: в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна; название должно выражать главную идею; название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание; название должно быть коротким и ёмким по содержанию, привлекательным и максимально индивидуальным.
Этап планирования — это осуществление проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность социально-значимого характера. Этот этап связан с поиском дополнительной информации, ее обсуждением и документированием, выбором способов реализации проекта. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, а другие с помощью учителя. Педагог не должен подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию успеха. Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Обучающиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами — это важнейшие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом. Таким образом, обучая планированию, формируются умения, которые понадобятся обучающимся не только в учебной деятельности, но и в жизни. На этапе планирования окончательно определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки процесса и результата проектной деятельности, согласовываются способы совместной деятельности. На этапе планирования не нужно увлекаться детализацией плана работы, предусматривать все мелочи и предвидеть все возможные трудности.
Реализация проекта включает в себя:сбор и обработку информации,решение возникающих вопросов и проблем,корректирование планирования,оформление документации проекта.Презентация проекта и защита проектной работы — аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии требований, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, контролирует соблюдение доброжелательности, тактичности, внимательного отношения к идеям и творчеству товарищей.Учитель оценивает проект: насколько полно и точно раскрыта тема? Следовали ли обучающиеся плану? Правильно ли они предоставили список фактов и подтверждающих доводов? Как они сами оценивают результат выполненной работы? На основании этих данных учитель выставляет оценку.
Рекомендуемые темы проектов по физической культуре: виды спорта (история возникновения, основные этапы становления, олимпийские и не олимпийские виды спорта, допинг в спорте); знаменитые спортсмены (района, города, области, страны, мира); мой спорт (каким видом спорта увлекается или занимается ученик, личные достижения); развитие физических качеств (гибкости, силы, координации, скорости, выносливости);
методы развития физических качеств (на уроке, дома, во внеурочной деятельности) ГТО — история создания комплекса ГТО в СССР и России; методы подготовки к успешной сдаче норм ГТО в различных возрастных ступенях; Здоровый образ жизни — режим дня школьника, закаливание, правильное питание; совместная работа семьи и школы; спортивные праздники.
Литература:
- infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-fizic...kultury-5137719.html
- педпроект.рф/смирнова-проектная-деятельность-2/
- www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/478439-...-urokah-fizicheskoj-
- uchitelya.com/fizkultura/145629-proektnaya-deyatel...cheskoy-kultury.html
- Полат. е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Полат Е.С, Бухаркина М. Ю. — М.:Академия. 2007. — С.120.
- Селуянов В. Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий // Теория и практика физической культуры, 2003.- № 5. — С. 9–12.