В статье анализируется процесс зарождения права собственности в Древнем Риме.
Ключевые слова : право собственности, цивильное право, квиритское право, виндикационный иск, сервитут.
Процесс становления права собственности в Древнем Риме был длительным и сложным. По мнению, античных авторов: появлению частной собственности предшествовало появление коллективной собственности.
Деление права на публичное и частное известно юристам со времен Древнего Рима. Именно так правильнее будет сказать, не тиражируя распространенное суждение о том, что «впервые с таким делением мы знакомимся в трудах известного древнеримского юриста Домиция Ульпиана (конец II — начало III в. н. э.)» [4, с. 59].
Историк Савельев считает, что ранее всего частная собственность возникла на движимое имущество, а конкретно, на рабов и рабочий скот. Но, изначально, защита такой собственности осуществлялась не в интересах истца, а дабы наказать ответчика за его неправомерное поведение, то есть носило пока деликтный характер.
Отношение к недвижимости складывалось немного иначе: когда представление народа об общем праве на землю постепенно стерлось, то принадлежность того или иного земельного участка стало ассоциироваться с хозяйствующей на ней семьей — familia. Участок принадлежал семье в лице отца семейства — домовладыке. Считалось, что распределение земли происходило по воле всего народа, и являлось выражением публичного порядка. Земельный участок был, как бы, количественной долей семьи в общем земельном владении. Кроме того, право собственности на недвижимость еще не имело в себе такого компонента, как право распоряжения, так как участок земли присваивался не домовладыке в отдельности, а всей семье, поэтому домовладыка не мог отчуждать земельный участок от всей семьи. Но со временем публичный характер права собственности на землю, также как и идея семейной собственности, стираются, и домовладыка становится полноправным собственником земли.
Цивильное право делит все вещи на манципируемые и неманципируемые. Неманципируемые вещи — это такие, на которые право собственности может передаваться путем простой передачи вещи — tradicio. Маниципируемые вещи — это такие вещи, право собственности на которые, должно быть передано с соблюдением определенной процедуры — mancipatio. К манципируемым вещам относились италийские земли, рабы и рабочий скот. Римские источники не указывают на основания res mancipi и res nec mancipi, однако, если мы посмотрим на список манципируемых вещей, то мы можем увидеть, что это именно те вещи, которые являются основой земледельческого крестьянского хозяйства в Древнем Риме. Без этих вещей семья будет лишена возможности к существованию, так как участок земли без необходимого рабочего инвентаря будет просто мертвым капиталом. Отсюда можно предположить, что осложняющая передачу процедура манципации — это, не что иное, как попытка предупредить разорение крестьянских хозяйств, хотя на этот счет не существует единого мнения.
Если относительно абстрактной природы стипуляции среди романистов есть консенсус, то природа передачи вещи (traditio) определяется авторами по-разному. Одни исследователи считают римскую традицию абстрактной, другие каузальной. Можно встретить и промежуточную позицию, в соответствии с которой ближе к византийской эпохе эффект передачи вещи становится более независимым от ее основания [3, с. 73].
В цивильном праве квиритская собственность уже носит частный характер. Однако она сохраняет следы своего прежнего публичного значения. Так, цивильным собственником мог быть только римский гражданин или лицо, которому дарован jus commеrcii, а право квиритской земельной собственности могло быть осуществлено только относительно италийской земли.
Квиритское право собственности было сугубо римским, национальным, носило замкнутый, консервативный характер. Пока Рим представлял собой государство-город, оно соответствовало внутренним потребностям государства и уровню развития имущественных отношений. Но с выходом Рима за пределы своих городских стен квиритское право собственности стало препятствием для развития не только гражданского оборота, но и самого права собственности [2, с. 73].
В отношении квиритской собственности в «Законах XII таблиц» были также установлены некоторые ограничения в интересах соседей:
- собственник обязался оставлять на своей меже свободной полосу земли в 2,5 фута;
- собственник обязан был терпеть ветви, перевешивающиеся с дерева соседа, если они находятся на высоте не менее 15 футов;
- собственник обязан допускать соседа на свой участок, через день, для собирания плодов, упавших с дерева соседа;
- собственник, с помощью искусственных сооружений, не должен изменять естественный сток дождевой воды.
С течением времени к ограничениям эпохи «Законов XII таблиц» присоединились и другие. Например, правило об immissiones: «Никто не обязан терпеть исходящего от соседнего участка дыма, запаха шума и так далее, если все эти явления выходят за пределы обычного».
В цивильном праве существовало три формы вещного оборота — это mancipatio, in jure cessio, usucapio. Самым древнейшим из известных способов передачи квиритского права на собственность является mancipatio. Знаменитый римский юрист Гай описывал процедуру следующим образом: в присутствии не менее пяти свидетелей и весовщика приобретатель касался рукой приобретаемой вещи и произносил формулу покупки. Например, в случае с продажей раба, формула выглядела так: «Я утверждаю, что этот раб мой, и будет он мне продан через эту медь и весы». После он ударял маленьким куском меди по весам, и передавал его продавцу вместо покупной цены. Очевидно, манципация возникла еще в то время, когда в качестве денег употреблялся металл в слитках, а медь отвешивалась и передавалась в нужных количествах.
Когда в Древнем Риме появились монеты, то оказалось, что процесс оплаты стоимости вещи должен происходить уже за пределами акта mancipatio, так как в описании самой процедуры mancipatio фигурирует лишь слиток меди. Чтобы уравновесить положение сторон «Законами XII таблиц» было установлено, что право собственности на вещь переходит тогда, когда уплачена ее стоимость.
Как уже было упомянуто, появление монеты выявило установление цены за пределы акта mancipatio, и поэтому форма mancipatio стала применятся не только для сделок купли-продажи. Она также сала применятся для сделок дарения, завещания и многих прочих.
Также словестная формула mancipatio допускала различные вставки, благодаря чему стороны могли договариваться о каких-то второстепенных вещах. Эти вставки назывались «Leges mancipii» — «О чем договоримся в ходе mancipatio, то пусть будет правым». Такое положение «Законов XII таблиц» еще более облегчило использование mancipatio.
Другая формула вещного оборота, in jure cessio, представляло собой фиктивный процесс, предназначенный для перенесения права собственности. Приобретатель и отчуждатель являлись, по взаимному согласию, к магистрату, и приобретатель выдвигал виндикационный иск — он качался рукой вещи, и говорил, что она принадлежит ему. Отчуждатель признавал право истца или просто не защищался. На основании этого претор предоставлял фиктивному виндиканту и псевдоистцу, то есть покупателю. В отличие от mancipatio, in jure cessio, могла быть применена не только к манципируемым, но и неманципируемым вещам. Вообще, ко всем вещам, в отношении которых можно подать виндикационный иск. Также как и при mancipatio, здесь допускались различные вставки, что делало формулу in jure cessio также очень удобной и распространенной.
Третьим способом приобретения права собственности в цивильном праве является приобретательная давность, то есть usucapio. Если человек приобретал вещь без соблюдения формулы приобретения, то он не становился собственником, однако со временем он мог таковым стать. «Законы XII таблиц» устанавливают, что после одного года владения движимым или двух лет владения недвижимым имуществом человек становился полноправным собственником вещи.
Основным средством защиты цивильного права на вещь являлся виндикационный иск. Rei vindicatio — это иск, не владеющего собственника, против владеющего не собственника. То есть целью данного иска является возвращение вещи из чужого незаконного владения.
Виндикация как способ защиты права собственности на протяжении римской истории значительно изменила свой характер. Первоначально она была только средством для защиты интересов членов одной семьи в случае возникновения спора между ними. Затем она превращается в средство защиты права собственности, в подлинную виндикацию и рассматривается как иск не владеющего собственника против владеющего несобственника. Целью иска является возращение вещи. Но эта цель достигалась разными путями [1, с. 32]
В самом раннем легисакционном процессе, rei vindicatio имело двусторонний характер: и истец, и ответчик одинаково обязаны были доказывать свое право на вещь. Если ответчик отрицал право истца, но пре этом не мог доказать своего права на вещь, то вещь передавалась истцу.
В более позднем формулярном процессе, rei vindicatio окончательно стало односторонним иском. Теперь только истец обязан был доказать свое право на вещь, ответчик же мог просто усомниться в праве истца.
Также как и в легисакционном процессе, во время разбирательства вещь оставалас в руках ответчика. Если судья находил, что истец прав, он обязывал ответчика, совершить одно из двух действий: либо вернуть вещь истцу, либо уплатить определенную стоимость, но так как стоимость данной вещи истец зачастую определял сам, и мог завысить ее до невообразимых пределов, то вещь чаще всего просто возвращалась. К обязанности вернуть вещь здесь уде присоединяются уже и другие обязательства — это оплата за ухудшение качества вещи, возращение доходов и так далее.
Самыми ранними правами на чужие вещи в цивильном праве являются предиальные, то есть земельные, сервитуты. Из предиальных сервитутов раньше всех появились сельские сервитуты, четыре из которых являются самыми древними и относятся к res mancipi. Это три дорожных сервитута, право прохода через чужой участок, право прохода и прогона скота, право прохода, прогона скота и проезда вообще. И один вводный сервитут — право провести воду из чужого участка.
Несколько позже стали появляться и городские сервитуты. Историки считают, что появление городских сервитутов связано с перестройкой Рима после галльского погрома. Древнейшим из таких городских сервитутов является — право проложить клоаку через чужой участок.
Римская классическая юриспруденция создала единую систему земельных сервитутов (iura pra-ediorum), которые были разделены на сельские и городские. Произошло это, очевидно, в период конца Римской республики — начала Римской империи (I в. до н. э. — I в. н. э.). Список сервитутов еще в начале Империи, как уверяют романисты, сохранял определенную гибкость и лишь позднее был окончательно закреплен. Они стали пониматься в отличие от древних сервитутов не как вещи манципированные, а как отдельные вещные права собственника господствующего участка на участок служащий. Сервитуты устанавливались в целях обременения служащего участка определенными ограниченными функциями (правомочиями) в пользу участка господствующего. Причем для многочисленных городских сервитутов основным правомочием обладателя господствующего участка не являлось ограниченное право пользования, характерное для сельских сервитутов [5, с. 94].
Во второй половине республики возникло также четыре личных сервитута:
- ususfructus — право пользования чужой вещью и плодами от нее;
- usus — право пользования чужой вещью без прав на плоды этой вещи;
- habitation — право проживания в чужом доме;
- право пользования чужим рабом или чужим рабочим скотом.
Личные сервитуты чаще всего оформлялись в виде завещательных наказов –легатов, и имели несколько особенностей: личный сервитут давался в пожизненное владение, он не мог быть не отобран, не передан другому лицу.
Никаких других прав на чужие вещи, кроме как, сервитуты, цивильное право пока ещё не знало. В нем была лишь предпосылка закладного права — продажа вещи с целью дальнейшего её выкупа. Это было чем-то вроде займа, целью залога, которого служил институт feducio. Вещь передавалась в собственность кредитору, и он имел право не возвращать эту вещь даже в случае уплаты долга должником.
Литература:
- Гончаров И. А. Актуальные вопросы института собственности в римском частном праве / И. А. Гончаров // Образование. Наука. Научные кадры. — 2020.- № 3. — С. 29–35.
- Гончаров И. А. Историческое развитие гражданского оборота в Древнем Риме: от квиритского права к преторскому праву / И. А. Гончаров //Вестник экономической безопасности. — 2020.- № 5. — С. 73–79.
- Карпушкин С. М. Принцип абстрактности в римском праве / С. М. Карпушкин // Вестник науки и образования. — 2016. — № 7(9). — С. 72–74.
- Макеев В. В., А. Г. Головко. Частное право Древнего Рима: Учеб. Пособие. Ростов н/Д: изд. центр «МарТ». — 2002. — 256 с.
- Савельев В. А. Сервитуты и узуфрукт в римском классическом праве / В. А. Савельев // Журнал российского права.– 2011.- № 11 (179). — С. 92–102.