Начиная разбирать такую достаточно сложную тему, как особенности правового регулирования административной опеки и попечительства, хотелось бы начать с самого основного, с истоков практически любой темы, работы. В данной научной статье таковыми являются административная опека и административное попечительство.
Начиная разбирать сущность и значение вышеуказанных терминов, хотелось бы отметить, что в действующем Российском законодательстве определений рассматриваемых нами терминов не имеется. В связи с чем, нами будут рассматриваться научные, доктринальные, теоретические позиции различных учёных и правоведов в области административного права и не только.
Итак, под административной опекой Д. Н. Бахрах понимает систему государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляет [1]. Анализируя вышеуказанное определение, хотелось бы выделить несколько основных его признаков. Во-первых, административная опека является определенной на законодательном уровне закреплённой системой. Во-вторых, ранее указанная система носит государственный характер, то есть исходит непосредственно от имеющихся в России, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Третьим признаком, исходя из определения Д. Н. Бахраха, хотелось бы отметить то, что рассматриваемая государственная помощь прямым образом никак не является связанной с трудовой деятельности, точнее самим трудом должностных лиц всех органов власти.
Рассмотрев такое понятие, как административная опека, проанализировав его сущность, хотелось бы отметить, что термин административное попечительство обладает теми же признаками, что и административная опека.
В тоже время, Федеральный закон от 24.04.2008г. 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» даёт определения понятиям: опека и попечительство. Под опекой в данной ситуации понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия [2]. Под попечительством законодатель считает: форму устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Анализируя вышеуказанные два определения, данные законодателем, хотелось бы отметить, что они являются намного более полными, чем определение данное Д. Н. Бахрахом, поскольку исходя из них становится понятно, кто именно может являться субъектам отношений, связанных с опекунством и попечительством.
Как в теории, так и на практике — особенно часто на практике, возникает дилемма, вопрос о том, как разграничить рассматриваемые в данной научной статье понятия административной опеки и административного попечительства с опекой и попечительством из гражданского права, гражданских правоотношений. На первый взгляд кажется, что это практически невозможно сделать. Но поразмыслив и рассудив, можно выделить отличительные черты рассматриваемых явлений. Опека и попечительство с точки зрения гражданского права состоит исключительно в том, что нуждающимся субъектам оказывается различная правовая, юридическая помощь, в то время как административная опека и административное попечительство — это уже определённая материальная помощь субъектам правоотношений.
Кроме того, как это ни сложно догадаться, административные опека и попечительство, главным образом, регламентируются нормами административного права, законодательства, а опека и попечительство, связанное с гражданским правом — соответственно гражданским законодательством.
В тоже время стоит обратить внимание на тот факт, что отдельного института административной опеки и попечительства в настоящее время в российском праве не имеется. Исходя из чего, можно сделать вывод о том, что вся деятельность, связанная, как с административной опекой, так и с административным попечительством в любом случае охватывает различные направления российского, как права, так и законодательства. Именно поэтому, главной особенностью правового регулирования административной опеки и попечительства является тот факт, что главного акта, главенствующего нормативного акта, характеризующего, описывающего административную опеку и попечительство в Российской Федерации в настоящее время не имеется. В связи с чем, особенностью правового регулирования административной опеки и попечительства является достаточно обширная, но в тоже время не структурированная и до конца не разработанная законодательная база.
К основным законодательным нормативным правовым актам об административной опеке и административном попечительстве следует относить уже ранее упомянутый ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008г. 48-ФЗ, конечно же, КоАП России, Конституцию России, различные нормативные и нормативные правовые акты министерств и ведомств, а также всё-таки хотелось бы отнести, хотя, возможно, это не совсем и правильно, как с точки зрения теории права, так и практики, — Гражданский Кодекс, поскольку у него все же имеется много важных аспектов, благодаря которым мы можем понимать, что из себя представляет система опеки и попечительства.
Таким образом, подводя итог по всей научной работе, хотелось бы сделать несколько основных выводов. Во-первых, понятия административная опека и административное попечительство являются между собой идентичными. Под ними принято понимать помощь нуждающимся субъектам со стороны государства, которая прямым образом не связана с трудом, службой лиц, которыми она предоставляется. А во-вторых, говоря об особенности правового регулирования административной опеки и попечительства, следует сделать вывод, что у неё имеется достаточно обширная, но в тоже время не структурированная и до конца не разработанная законодательная база.
Литература:
- Бахрах Д.Н. Учебник Административное право России / М.: НОРМА, 2002.
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" // Российской газета. 30.04.2008. N 94.