В статье приводятся результаты изучение представлений современных родителей о качествах детей дошкольного возраста, соответствующих целевым ориентирам ФГОС, об их возрастной специфике, и важности для дальнейшего развития ребенка.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, представления родителей, целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.
Одним из важнейших условий качественного образования дошкольников является продуктивное взаимодействие всех его субъектов. Оно во многом зависит от представлений родителей о качествах детей, соответствующих целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования. Представляется, что их изучение позволит установить, насколько современные родители готовы поддерживать педагога при реализации образовательных задач, сотрудничать с ним для их решения. Однако исследования, выявляющие различные аспекты представлений взрослых об особенностях ребенка и его развития [1, 2, 3, 4] не позволяют в полной мере определить их содержание по поводу качеств дошкольников, указанных в образовательном стандарте.
Целью настоящего исследования было получение результатов, позволяющих ответить на вопрос: насколько конкретизированы представления родителей о качествах детей, соответствующих целевым ориентирам ФГОС, и насколько они соответствуют возрастным возможностям дошкольников.
В исследовании приняло участие 40родителей дошкольников старшего возраста. Возраст родителей: 29–35 лет.
Для проведения опроса родителей была разработана анкета на основе целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования, состоящая из 7 вопросов. 5 вопросов анкеты были составлены так, что в предлагаемый список ответов были включены:
– одно из перечисленных не конкретизированных (общих) качеств ребенка: любознательность, эмоциональная отзывчивость, общительность, умение регулировать свое поведение, сообразительность;
– описание конкретных возможностей ребенка, в которых эти общие качества могут проявляться (например, задавание вопросов по содержанию прочитанного, увиденного, рассказанного взрослым; умение ребенка согласовывать свои желания и действия с желаниями и действиями сверстников и взрослых). При этом такие возможности в разных вариантах ответов соответствовали младшему, старшему дошкольным возрастам и младшему школьному возрасту (например, умение изменять свое поведение в соответствии с требованиями взрослого; умение самостоятельно соблюдать простейшие моральные нормы; умение целеустремленно и последовательно выполнять стоящую перед ним задачу (задание), независимо от ее (его) эмоциональной привлекательности).
При ответе на эти 5-ть вопросов родители должны были выбрать только 1 ответ, который с их точки зрения наиболее точно характеризует его ребенка на момент проведения опроса.
В 2-х других вопросах родителям предлагалось оценить важность качеств дошкольников, на формирование которых ориентирована образовательная работа с ними, таких как: умный, креативный, общительный, дружелюбный, эмоционально отзывчивый, доброжелательный, любознательный, пытливый (любящий экспериментировать), самостоятельный для актуального и дальнейшего развития их детей.
Обобщенные результаты опроса, приведенные в таблице 1, что большинство родителей детей старшего дошкольного возраста в своих представлениях ориентируются на конкретные, а не на общие качества ребенка. Относительно же конкретизированных представлений анализ таких результатов не выявил сколь-нибудь выраженных тенденций.
Таблица 1
Общая характеристика представлений родителей о дошкольниках
Общие представления |
Конкретизированные представления |
||
соответствуют возможностям младшего дошкольника |
соответствуют возрастным возможностям |
соответствуют возможностям младшего школьника |
|
22,5 % |
21 % |
33 % |
23,5 % |
Анализ ответов родителей относительно различных основных направлений развития ребенка показал, что соотношение общих и конкретизированных представлений родителей, соответствующих или не соответствующих возрастным возможностям детей в каждой конкретной области различно. Приведенные в таблице 2 данные, показывают, что особенности представлений родителей о психологических особенностях детей зависят от сфер развития ребенка и указывают на несколько тенденций:
- Представления родителей могут быть достаточно конкретными и ориентироваться на психологические возможности детей. В случае настоящего исследований такая тенденция была обнаружена относительно произвольной регуляции поведения.
- Представления родителей могут не содержать конкретных знаний о том, как определенное качество ребенка проявляется в его возрасте. В исследовании такая тенденция была обнаружена относительно коммуникативной сферы.
- Представления родителей содержат конкретные знания о проявлениях качеств ребенка, но они не соответствуют возрастным его возможностям. Так, в результатах опроса видно, что родители детей 5–7 лет ориентируются на возможности младших дошкольников, когда речь идет об их умственном развитии, и на возможности младших дошкольников в случае ответов про эмоциональное развитие.
Таблица 2
Соотношение общих и конкретизированных представлений родителей о различных сферах развития дошкольников
Общие представления |
Конкретизированные представления |
|||
соответствуют возможностям младшего дошкольника |
соответствуют возрастным возможностям |
соответствуют возможностям младшего школьника |
||
умственное развитие |
10 % |
7,5 % |
10 % |
72,5 % |
познавательная активность |
22,5 % |
37,5 % |
25 % |
15 % |
эмоциональная сфера |
25 % |
67,5 % |
5 % |
2,5 % |
общение |
45 % |
17,5 % |
17,5 % |
20 % |
произвольность |
10 % |
35 % |
47,5 % |
7,5 % |
Обработка ответов родителей о важности качеств детей, на формирование которых ориентируется образовательная работа с ними, приведенная в таблице 3, показывает, что они все (за исключением креативности) большинством родителей рассматриваются как «очень важные для детского актуального развития. Однако их значение, за исключением такого качества, как общительность, для дальнейшего развития детей, по мнению родителей, несколько снижается: они в большинстве случаев относятся к ним как к «важным», но не «самым важным».
Таблица 3
Значение качеств дошкольника для его актуального и дальнейшего развития
актуальное развитие |
дальнейшее развитие |
|||||
очень важно |
важно |
не важно |
очень важно |
важно |
не важно |
|
умный |
50 % |
50 % |
0 % |
25 % |
72,5 % |
2,5 % |
креативный |
25 % |
58 % |
17 % |
17 % |
75,5 % |
7,5 % |
общительный |
42 % |
58 % |
0 % |
40 % |
60 % |
0 % |
дружелюбный |
50 % |
50 % |
0 % |
30 % |
60 % |
10 % |
эмоционально отзывчивый |
50 % |
50 % |
0 % |
25 % |
65 % |
10 % |
доброжелательный |
50 % |
50 % |
0 % |
25 % |
72,5 % |
2,5 % |
любознательный |
58 % |
42 % |
0 % |
27 % |
73 % |
0 % |
пытливый |
50 % |
50 % |
0 % |
27 % |
63 % |
10 % |
самостоятельный |
67 % |
33 % |
0 % |
30 % |
70 % |
0 % |
В целом, проведенное исследование показывает, что представления современных родителях о качествах детей, формируемых в образовательной работе с ними, создают благоприятные условия для принятия и понимания взрослыми целей и задач такой работы. Вместе с тем, оно показывает и необходимость дополнительной просветительской работы с родителями по вопросам умственного, эмоционального и коммуникативного развития дошкольников.
Литература:
- Колодина А. В. Представления родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений // ОмГУ,- 2016. — № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-roditelya-o-rebenke-kak-faktor-detsko-roditelskih-otnosheniy.
- Овсяникова Е. А. Психологический анализ содержания представлений родителей о ребенке // Вестник ТГУ, 2008.- № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-soderzhaniya-predstavleniy-roditeley-o-rebenke.
- Попова И. С. Образ ребенка в сознании родителей // Общество: социология, психология, педагогика, 2018.- № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rebenka-v-soznanii-roditeley (.
- Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. — СПб.: Химиздат, 2001.- С. 32.