Ни для кого не секрет, что каждый человек выполняет свои трудовые функции в том числе и за свою заработную плату, и каждый работодатель не раз сталкивался с «волной» неудовлетворения своих работников по поводу размера их заработной платы. Работники всё чаще стали отстаивать свои права в судебных спорах, а также обращаться в трудовые инспекции. Даже если работодатель выплачивает заработную плату в срок и в полном объёме в соответствии с Трудовым Кодексом РФ [1], а также внутренними локальными актами, разработанными в организации, недовольные работники всё-таки встречаются.
Финансовое положение подрядных организаций в дорожной отрасли напрямую зависит от финансирования утвержденной государственной программы дорожных работ на уровне федерального, областного и муниципального бюджета на каждый год в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2030 года» [2]. В результате выигранных торгов и аукционов в рамках конкурентной процедуры согласно Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [3], а также в соответствии с бюджетным финансированием, специалисты предприятия ежегодно разрабатывают бюджет по всем статьям расходов, в том числе и на оплату труда. При разработке статьи расходов на оплату труда экономисты предприятия проводят анализ экономических показателей, наблюдается ли рост средней заработной платы, выработки труда на одного работника, сравнивается планируемый фонд оплаты труда с заложенной в сметах заказчика сметной заработной платой. По факту фонд заработной платы предприятий в дорожной отрасли как правило выше, чем сметная заработная плата. Соответственно, чтобы сохранить численность персонала и не допустить снижение средней заработной платы, работодателю приходится снижать расходы по другим статьям.
Говоря об обязательствах работодателя в организациях дорожной отрасли, немаловажной проблемой является выполнение требований Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству РФ [4]. А именно, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации [4]. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2. Также работодатель должен стремиться к достижению среднемесячной заработной платы по предприятию в размере не менее четырехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, в котором находится предприятие. Работодатели обеспечивают долю тарифа (оклада) с учетом гарантированных выплат в заработной плате на уровне не менее 60 процентов.
Итак, величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения на сегодняшний день составляет 15 172 рублей [5]. Средний разряд рабочих профессий в дорожной отрасли в соответствии с ЕТКС и профессиональных стандартов соответствует 5 разряду [6]. Соответственно, при выполнении требований Федерального отраслевого соглашения месячный тарифный заработок работника 5 разряда в дорожной отрасли составит: 15 172 рублей * 1,15 * 1,8 (0,2*4) = 31 406,04 рублей без учета районного коэффициента, надбавок, премий и доплат. Минимальная среднемесячная заработная плата с учетом надбавок и доплат по предприятию минимум должна составить 31 406,04 + 40 % = 52 343,4 рублей.
Средняя заработная плата в целом по предприятию по факту выше, так как в фонд оплаты труда включается также заработная плата административно-управленческого персонала, выплата отпускных, выплат стимулирующего характера, ну и соответственно сдельная оплата труда в строительный сезон, которая выше, чем тарифный заработок.
Сметная заработная плата, предусмотренная сметами заказчика, на 30 %-40 % ниже, чем фактическая. Следовательно, требуется увеличение индексации всей сметной стоимости выполнения работ, а также сметной заработной платы, нужно решать вопрос ценообразования.
В письме Минстроя России № 22232-ИФ/09 от 19.05.2022 года [7] предусмотрено увеличение индексов сметной стоимости строительно-монтажных работ, но данное увеличение в части сметной заработной платы всё-таки ниже фактической заработной платы.
Все работодатели обязаны индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ). Индексация зарплаты сотрудников обязанность, а не право работодателя. Повышать уровень заработной платы — одна из основных государственных гарантий (ст. 130 ТК РФ). По данным Росстата отраслевой рост средней заработной платы по России в 2021 году по сравнению с 2020 годом составил 110 %, а увеличение сметной стоимости на всего на 7 % в сравнении с прошлым годом.
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 42594-СМ/09 от 04.10.2021 года [8] планируется увеличение сметной стоимости контрактов на 30 % в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, но об увеличении сметной заработной платы речи не идет. Откуда работодателю изыскивать денежные средства на рост заработной платы — неизвестно.
Правительство РФ подписало постановление, согласно которому системообразующие предприятия страны смогут получить льготные кредиты в российских банках под 11 % годовых, но не брать же кредит работодателю для индексации заработной платы своим сотрудникам.
Альтернативой для роста средней заработной платы в дорожной отрасли являлось бы как вариант снижение ставки по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС). НДС является обременительным для строительных предприятий. Согласно действующему в настоящее время порядку обложения этим налогом отрасль фактически кредитует бюджет, ожидая возврата НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений, до введения объекта в эксплуатацию. При снижении ставки НДС у предприятий будет возможность направить свои доходы в том числе и на повышение заработных плат работникам.
Также назревшей проблемой в дорожной отрасли являются устаревшие нормы выработки, заложенные в нормативных сборниках, различных правилах и СНиПах. Технический прогресс в строительстве, ремонте автомобильных дорог растет (новая техника, новые материалы, новые технологии), требуется обновление и разработке новых нормативных сборников с учетом новых технологий. Следовательно, фонд сдельной оплаты труда за выполненные работы занижен. Требуется разработка новых нормативных сборников на выполнение работ с учетом новых технологий, новой техники.
В заключении хотелось бы сказать, что рост заработной платы способствует повышению производительности труда, улучшению организации нормирования труда, полному использованию рабочего времени, укреплению дисциплины труда, повышению качества выполняемых работ. Но, увеличение заработной платы должно объективно закладываться в сметной стоимости заказчика, то есть требуется пересмотр индексов сметной стоимости по контрактам, а также увеличение сметной заработной платы. Снижение ставки налога на добавленную стоимость поспособствует росту средней заработной платы не только в дорожной отрасли, но и в России в целом.
Литература:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
4. Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020–2022 годы, зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 года, регистрационный № 17/20–22.
5. Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 г. № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума».
6. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» № 243 от 06.04.2006 г.
7. Письмо Минстроя России № 22232-ИФ/09 от 19.05.2022 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
8. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 42594-СМ/09 от 04.10.2021 года «По вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы».