В статье автор пытается определить существующие особенности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Ключевые слова: защита прав, потребитель, жилищно-коммунальные услуги, качество обслуживания населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами [1].
Повышение тарифов на коммунальные услуги, произошедшие за последние годы, не отразилось на уровне и качестве обслуживания населения. По-прежнему допускаются факты подачи холодной и горячей воды с перебоями, нарушения в работе систем теплоснабжения и других коммунальных услуг без корректировки в сторону снижения платежей, что в условиях действующего законодательства о защите прав потребителей является глубоким противоречием между увеличивающимися размерами платежей за жилье и коммунальные услуги и качеством обслуживания населения. Уровень информированности населения об ответственности организаций, предоставляющих коммунальные услуги, и своих правах, предусмотренных в Законе РФ «О защите прав потребителей», невысок [2].
Распоряжениеv Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
Для развития рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах, предлагается содействовать обеспечению всеобщего доступа к коммунальным услугам, а также разрабатывать, осуществлять и укреплять национальную политику, направленную на совершенствование норм и положений, касающихся информирования потребителей данных услуг, урегулирования споров между потребителями и поставщиками коммунальных услуг [3].
Проанализировав подраздел 4.3.1. Жилищно-коммунальные услуги Государственного доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году», можно выделить ряд следующих ключевых моментов [4].
В 2021 жилищное законодательство претерпело ряд следующих изменений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)» были установлены новые правила контроля и надзора, которые с 20 октября 2021 г. вступили в законную силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в постановления Правительства Российской Федерации:
— от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
— от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
— от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами».
В частности, указанными изменениями установлено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией, и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме. Также предусмотрено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
По результатам проведенных проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства по фактам выявленных нарушений обязательных требований должностными лицами Роспотребнадзора в 2021 году составлено 1 219 протоколов об административном правонарушении (в 2020 г. — 775 протоколов).
В 2021 г. вынесено 934 постановления по делам об административных правонарушениях (в 2020 г. — 856 постановлений) о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа на общую сумму 15 124,5 тыс. руб. (в 2020 г. — 933,4 тыс. руб., в 2019 г. — 16 517,4 тыс. руб.).
Государственное регулирование сферы ЖКХ распределено между уполномоченными органами (органы прокуратуры; Роспотребнадзор; Государственная жилищная инспекция; органы местного самоуправления; суды), в связи с чем контроль (надзор) имеет многосторонний характер, при этом существует следующая проблема.
Вышеуказанные органы реагируют на обращения граждан и принимают меры в отношении фактов выявленных нарушений. Однако в ряде случаев штрафы являются незначительными и не достигают поставленной задачи, поскольку потребитель в сфере ЖКХ обращается за защитой своих прав с той целью, чтобы нарушения были устранены (соответствие температуры горячей воды установленному нормативу, правильное начисление жилищно-коммунальных услуг и т. п.), а не с целью наложения на исполнителя услуг ЖКХ штрафа.
Описанная ситуация порождает следующие проблемы. Управляющая компания, заплатив штраф, может и не устранить все нарушения, поскольку размер штрафа, предусмотренный административным законодательством, изначально не стимулирует хозяйствующих субъектов придерживаться линии соблюдения прав потребителей.
В результате игнорирования факта необходимости устранения нарушений со стороны исполнителя потребители вынуждены обращаться в суд, при положительном решении которого, получив исполнительный лист, потребитель сможет обязать исполнителя устранить нарушения в сфере защиты прав потребителей.
Литература:
1. Амелин Р. В., Колоколов А. В., Колоколова М. Д., Липатов Э. Г., Свечникова И. В., Чаннов С. Е. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая: комментарий к главам 1–14 КоАП РФ (под общ. ред. Л. В. Чистяковой). — ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2019 г.
2. Письмо ГКАП РФ от 11 декабря 1996 г. № НФ/5278 О практике внедрения результатов исследования рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года».
4. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. 340 с.