Актуальность темы исследования. В соответствии с имеющимися данными МВД России существует целый ряд причин высокого уровня аварийности на дорогах России. И все же, основной из них, как считают аналитики, является противоправное поведение водителей транспортных средств, вина которых служит причиной 80 % дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно в Российской Федерации наказывается несколько миллионов человек за совершение такого рода проступков. В этой связи, ужесточение административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения является важнейшим направлением совершенствования российского законодательства.
Цель научной статьи — исследовать сущность понятия «административная ответственность в области дорожного движения», а также определить и охарактеризовать основные элементы его структуры.
Ключевые слова: административные правонарушения, дорожное движение, элементы административной ответственности, Кодекс об административных правонарушениях
Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения представляется частным случаем административной ответственности относительно такой сферы общественной жизни, как дорожное движение. В этой связи само понятие «административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения» должна быть рассмотрена через призму общих понятий «административная ответственность» и «дорожное движение».
В соответствии с Правилами дорожного движения понятие «дорожное движение» — нормативно определенное понятие, представляющее собой совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе перемещения людей и грузов посредством транспортных средств либо без таковых в пределах дорог. К последним относятся не только дорожные покрытия и полосы земли, предназначенные для движения транспортных средств, но также и трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.
Само понятие «дорожное движение» подразумевает под собой совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе перемещения людей и грузов посредством специально предназначенных для этого устройств, то есть транспортных средства, либо без таковых в пределах обустроенной или приспособленной и используемой для движения таковых полосы земли или поверхности искусственного сооружения, предназначенной для движения безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов, участниками которых могут быть водители транспортных средств и приравненные к ним лица, их пассажиры, а также пешеходы и приравненные к ним лица [4, C. 287].
Понятие «административная ответственность» является более сложным и неоднозначным. Однако, если следовать позиции В. А. Юсупова, то таковое характеризуется как регламентированная нормами права и правоприменительными актами система общественных отношений, которые обеспечивают исполнение административно-правовой обязанности.
В целом, нужно отметить, что законодатель сводит суть понятия административной ответственности к административному правонарушению и наказанию за него, в следствие чего, как видится, и не дефинирует его определение однозначно. Все же, «наказательный» подход к определению понятия «административная ответственность» не характеризует и не раскрывает такую правовую категорию в полной мере, отражая все ее структурные элементы, а замыкается только на одном из них — на наказании за совершенное правонарушение. В этой связи обуславливается необходимость нормативного определения категории «административная ответственность».
Складывая воедино выделенные понятия, можно сказать, что административная ответственность в области дорожного движения представляет собой вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного либо имущественного характера в итоге государственного осуждения совершенного им административного правонарушения, посягающего на совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе перемещения людей и грузов посредством использования специально предназначенных для этого устройств или без таковых в пределах обустроенной или приспособленной и используемой для движения такого рода устройств полосы земли или поверхности искусственного сооружения, предназначенной для движения безрельсовых транспортных средств, трамваем и пешеходов, участниками которых выступают водители транспортных средств и приравненные к ним лица, их пассажиры, а также пешеходы и приравненные к ним лица [3, C. 57].
Для более полного представления об административной ответственности в области дорожного движения нужно не просто выделить определение данного понятия, но и представить характеристику его основных признаков и структуры. Как представляется, основными признаками такого вида правонарушений являются следующие. В первую очередь, административная ответственность в области дорожного движения является механизмом, который функционирует на основе административно-материальных и административно-процессуальных норм. Первые из них предусмотрены различными нормативными правовыми актами: законодательного, подзаконного уровня, федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Административно-процессуальные нормы правонарушений в области дорожного движения обладают исключительным федеральным уровнем и содержатся в единстве актов законодательного характера, то есть в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации [1].
Во-вторых, административная ответственность в области дорожного движения возникает лишь в результате совершенного административного правонарушения соответствующего характера.
В-третьих, административная ответственность в области дорожного движения реализовывается только в охранительном правоотношении, в рамках которого правонарушитель отвечает перед государством в лице судьи или органа исполнительной власти, его должностного лица, которые правомочны применять соответствующего рода административные наказания.
В-четвертых, административная ответственность в области дорожного движения выделяется как самостоятельное процессуальное производство — производство по делам об административных правонарушениях. Другими словами, это особый процессуальный порядок, который включает в себя относительно компактные и расположенные в определенном порядке группы соответствующих процессуальных действий.
Выделенные признаки при объединении их в совокупность позволяют сделать еще один шаг к пониманию сущности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, который заключается в анализе структуры исследуемого понятия.
Структура юридической ответственности в общем, и административной ответственности, в частности, состоит из определенных элементов. Соответственно, отсутствие хотя бы одного из таких составных частей исключает наступление самой ответственности в целом.
Глядя на структуру административной ответственности через призму структуры базового элемента соответствующей отрасли российского законодательства, то есть Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, становится возможным четко увидеть все составляющие элементы. С такой позиции выделяют следующие составляющие: основания административной ответственности, ее субъекты, ее условия, мера наказания и процедура административной ответственности.
Отметим, что условие административной ответственности представляет собой наличие виновного действия или бездействия, а основание административной ответственности — совокупность нормативных, фактических и процессуальных факторов, которые могут в совокупности привести к наступлению ответственности. Субъекты ответственности, при этом, «поглощаются» категорией фактического основания ответственности, коим является деяние того или иного нарушающего лица [2, C. 15]. Таким образом, структура административной ответственности может быть представлена в более узком виде: основания административной ответственности, меры ответственности, механизм реализации ответственности.
Следуя мнению К. С. Вельского, административная ответственность не может быть сведена только к применению административного наказания, то есть к группе административно-процессуальных действий, которые образуют важный и завершающий, но совсем не единственный элемент в структуре административной ответственности. Ему предшествует иной элемент, который представляет собой группу процессуальных действий, направленных на квалификацию правонарушения, установление обстоятельств, связанных с виновностью и дееспособностью правонарушения, и принятие компетентным органом законного решения по делу [5, C. 664]. Такую группу процессуальных действий автор назвал «официальной оценкой противоправного деяния» и определяет ее место в структуре административной ответственности в качестве основного элемента, который характеризует качественную сторону рассматриваемого понятия, в то время как применение административного наказания представляется количественной стороной, означающей своеобразную материализацию официальной оценки. Такая оценка позволяет выделить тот смысл административной ответственности, для которого такое понятие и появилось: санкции применяются на законной и справедливой основе при соблюдении прав лица, которое совершило соответствующее правонарушение. За счет наличия феномена ответственности, санкциям предшествуют процессуальные действия, держащие ее под контролем.
Соглашаясь с мнением автора, все же отметим, что механизм реализации административной ответственности в области дорожного движения, в сущности, ничем кардинальным не отличается от процедуры реализации административной ответственности за нарушение норм и правил в других сферах государственного управления. Соответственно, он обладает такими же недостатками и пробелами. В этой связи возникает необходимость проведения дальнейших исследований в заданной области, в частности, в вопросе определения оснований наступления административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Балагаев Д. С., Годованный А. В. Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Современная научная мысль. 2022. С. 13–18.
- Булгаков Д. Б. Административные правонарушения в области дорожного движения и ответственность за них // Актуальные исследования. 2022. № 24 (103). С. 55–58.
- Булгаков Д. Б. Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Молодой ученый. 2022. № 3 (398). С. 286–288.
- Лукьянов С. Н. Законодательство об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 4. С. 661–668.