Актуальность темы исследования. Административные правонарушения в области дорожного движения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений в Российской Федерации. В вопросе административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения происходят постоянные изменения, направленные на совершенствование механизма административной ответственности. Однако, несмотря на это, данный вопрос по-прежнему остается актуальным и характеризуется наличием большого количества проблем. В этой связи, для большего понимания сущности административных правонарушений в области дорожного движения становится необходимым исследовать правовую природу такого вида правонарушений с обозначением их состава.
Цель научной статьи — исследовать правовую природу административных правонарушений в области дорожного движения в Российской Федерации.
Ключевые слова: административные правонарушения, дорожное движение, Кодекс об административных правонарушениях, состав административных правонарушений.
Состав административных правонарушений в области дорожного движения, как и все остальные виды правонарушений, подразумевает наличие совокупности объективных и субъективных признаков, которые характеризуют конкретное общественно опасное деяние в качестве административного правонарушения. В такую совокупность включены объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения [2, C. 70].
Объектом всякого правонарушения выступают такие общественные отношения, в отношении которых совершено противоправное деяние. В этой связи для характеристики объекта правонарушений в области дорожного движения нужно определить конкретные отношения, подпадающие под категорию «область дорожного движения» и охраняемые административно-правовыми нормами, которые предусматривают ответственность за противоправное посягательство на них. Причем, отметим, что отношения в области дорожного движения обладают соответствующими родовыми признаками [4, C. 61].
Используя метод «от противного», можно сделать умозаключить, что все общественные отношения, которые охраняются нормами главы 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1] и некоторыми соответствующими нормами региональных законов об административных правонарушениях, являются совокупностью родового объекта такого рода правонарушений.
Проблемой в исследуемой области является тот факт, что рассматривать фактическое основание ответственности отдельно от его нормативного основания представляет задачей трудной, так как это, как называется, «две стороны одной медали», то есть категории взаимосвязанные.
Необходимо отметить, что родовой объект административных правонарушений в области дорожного движения подразумевает несколько видовых объектов, которые представляют собой особые специфические группы общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода. В частности, таковыми являются собственно дорожное движение, безопасность дорожного движения, установленный порядок эксплуатации транспортных средств и прочее.
В это же время нужно обозначить, что любого рода административное правонарушение в области дорожного движения несет в себе общественную опасность тому или иному конкретному общественному отношению, которое охраняется административно-правовой санкцией и называется непосредственным объектом посягательства. Как таковой объект рассматриваются общественные отношения, направленные на обеспечение соблюдения установленного порядка регистрации транспортных средств, правил дорожного движения, проведения государственного технического осмотра автотранспортного средства и прицепов к нему, безопасное использование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и тому подобное.
Объективной стороной административного правонарушения в области дорожного движения выступает система предусмотренных законом признаков, которые отражают внешнее проявление того или иного противоправного деяния, направленного на посягательство области дорожного движения. Эта система включает в себя, в первую очередь, само противоправное деяние, выраженное в действии или бездействии, а также наступившие в результате его совершения вредные последствия. Объективная сторона в каждом, отдельно взятом случае, определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая предусматривает ответственность за противоправное деяние, являющееся административным правонарушением в области дорожного движения [1].
Отметим, что анализ диспозиций норм главы 12 Кодекса позволяет сделать вывод, что в большинстве своем административные правонарушения в области дорожного движения совершаются в активной форме, то есть путем совершения противоправного действия соответствующих субъектов. Однако, нельзя говорить о том, что такие случаи являются подавляющими, поскольку формулировку «Соблюдение Правил дорожного движения» нужно толковать через призму теории права как пассивную форму реализации права, которая выражает в правомерном бездействии, то есть в не нарушении соответствующих запретов. При этом, отметим, что Правила дорожного движения, будучи объектом противоправных посягательств, по большей степени, состоят из соответствующих запретов [3, C. 665].
Наличие объективной стороны отдельных видов административных правонарушений в области дорожного движения законодателем устанавливается в зависимость со способом и характером совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, в частности, его повторности и прочих условий [2, C. 71].
Субъектом административных правонарушений в области дорожного движения является любое лицо, которое является субъектом административной ответственности (им может быть физическое лицо, должностное лицо или юридическое лицо), подлежащее ответственности за предусмотренные законодателем в области дорожного движения действия или бездействие, связанные с нарушением правил, входящих в его установленные законом либо другим нормативно-правовым актом обязанности в области дорожного движения.
Отметим, что субъектом административной ответственности в области дорожного движения может быть только то лицо, на которое возложено обязанность по выполнению определенных правил, охватываемых областью правового регулирования дорожного движения. Такими, как принято, выступают водители транспортных средств, иногда пешеходы, пассажиры и другие участники дорожного движения.
Субъективная сторона состава административного правонарушения в области дорожного движения, в большинстве своем, зависит от того, кто является субъектом такого правонарушения: физическое лицо или юридическое лицо [3, C. 667].
В случаях, когда субъектом административного правонарушения является физическое лицо (или должностное), — субъективная сторона состава правонарушения характеризуется виной, представляющей собой психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его последствиями. Она может быть выражена в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с нормами статьи 2.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1] умысел предполагает, что лицо, которое совершило административное правонарушение в области дорожного движения, осознавало противоправных характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления или сознательно допускало наступление такого рода последствий или относилось к ним безразлично. Как показывает анализ нормативных формулировок главы 12 Кодекса, большинство административных правонарушений в исследуемой области совершается именно умышленно [5, C. 711].
Все же, стоит обозначить, что в некоторых случаях административные правонарушения в области дорожного движения совершаются по неосторожности. Форма вины должна отражаться на санкции при привлечении к административной ответственности. Однако, анализ правоприменительной практики показывает, что, как правило, такие обстоятельства на размер административного наказания никакого влияния не оказывают и даже не выясняют в ходе производства по делу совсем. Это является серьезным упущением.
Вместе с обязательными признаками субъективной стороны административного правонарушения, коими являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив противоправного поведения лица, которым является побудительная причина совершения административного правонарушения, и тесно взаимосвязанная с ним цель, то есть результат, на достижение которого направлено противоправное деяние, может и должно оказывать отдельного рода влияние на правильную квалификацию правонарушения и назначение наказания за него. Однако, в данном случае, как показывает анализ правоприменительной практики, также имеется проблема, которая заключается в том, что мотив и цель в ходе производства дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, как правило, не выясняются и не анализируются.
Если субъектами административных правонарушений в исследуемой области выступают юридические лица, то их вина определяется нормами части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Так, для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения в области дорожного движения нужно установить факт того, что такое юридическое лицо могло принять все меры, необходимые для соблюдения норм и правил в области дорожного движения, за нарушение которых установлена административная ответственность, но не предприняла таковых. В это же время, применительно к деянию юридического лица Кодексом не устанавливается форма вины, как это установлено в случае с физическим лицом.
В целом, нужно отметить, что совершение правонарушений в области дорожного движения и привлечение за таковое к административной ответственности юридических лиц является вопросом сложным, требующим отдельного внимания и исследования.
В завершении проведенного исследования обозначим, что исследуемая проблематика представляется очень обширной, требующей тщательного исследования и анализа, что позволит выявить основные трудности, проблемы и пробелы административного законодательства, а значит, и разработать рекомендации по решению таких проблем.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Иванова К. Б. Особенности административных правонарушений в области дорожного движения // Реформа контрольно-надзорной деятельности в России: актуальные проблемы теории и практики. 2021. С. 69–73.
- Лукьянов С. Н. Законодательство об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 4. С. 661–668.
- Павлова Е. В. Неотвратимость административной ответственности как фактор обеспечения безопасности дорожного движения // Закон и право. 2022. № 4. С. 60–62.
- Тен К. С. Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 4. С. 708–715.