Площадка реструктуризации долга как альтернативный способ погашения налоговых обязательств в делах о банкротстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.09.2022

Статья просмотрена: 496 раз

Библиографическое описание:

Стецюк, Р. О. Площадка реструктуризации долга как альтернативный способ погашения налоговых обязательств в делах о банкротстве / Р. О. Стецюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 132-133. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94798/ (дата обращения: 19.12.2024).



Федеральная налоговая служба (далее — ФНС) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС в соответствии с современным законодательством может выступать инициатором процедуры несостоятельности (банкротства) лица путем подачи соответствующего заявления в суд [1]. Такое заявление подается после проведения налоговой проверки, в ходе которой была выявлена задолженность по налогам и сборам.

Необходимо отметить, что нормативное регулирование банкротства исходит из относительного равенства прав кредиторов должника вне зависимости от основания возникновения требований и статуса самого кредитора. При этом не ставиться под сомнение, что некоторые преимущества имеют залоговые кредиторы, как лица получившие гарантии исполнения до процедуры банкротства.

В соответствии со статистикой Единого федерального реестра сведений о банкротстве за 2019–2020 годы доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5 %; доля процедур, в которых выплаты кредиторам не производились, около 60 %; доля ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций составляет менее 2 % [4].

Статистика свидетельствует о том, что в ходе банкротных процедур погашается только 1,7 % требований незалоговых кредиторов [3].

Как указывал замглавы ФНС Чекмышев К. Н. «в процедурах банкротства должники списывают 98,3 % долга», более того российская экономика потеряла 12 трлн. рублей за пять лет из-за банкротств [5].

Таким образом, в современной ситуации ФНС в процедуре банкротства редко достигает цели возвращения в бюджет неуплаченных должником денежных средств.

Это объясняется в том числе тем, что действующее законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Это приводит к тому, что большинство дел о банкротстве возбуждается по заявлениям кредиторов и тогда, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника реализовано в ходе исполнительного производства. Должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем.

Для решения указанной проблемы в Государственную Думу был внесен законопроект № 1172553–7, в соответствии с которым, предлагается исключить процедуры финансового оздоровления и внешнего управления, при этом оставить для всех лиц одну реабилитационную процедуру — реструктуризацию долгов [2].

В апреле 2022 года ФНС был предложен проект «Площадка реструктуризации долгов», задача которого состоит в создании благоприятных условий для реализации согласительных процедур, повышения эффективности взаимодействия как со сторонами заключаемых соглашений, так и между третьими лицами, привлекаемыми в качестве профессиональных участников проекта.

Подобная цифровая площадка позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям избежать банкротства и решить свои финансовые трудности. Это будет возможно благодаря подробному анализу финансового состояния должника, в результате которого кредиторы смогут выбрать наиболее подходящую схему реструктуризации долгов [5].

Таким образом, кредиторы смогут вернуть свои денежные средства, в том числе должник сможет уплатить все долги по налоговым обязательствам, а должник сможет сохранить свой бизнес.

Возможность вернуть денежные средства в бюджет без введения в отношении должника процедуры банкротства является самой привлекательной для ФНС.

Во-первых, благодаря площадке реструктуризации долгов налоговая служба получит возможность участия в назначении реабилитационной процедуры должника.

Во-вторых, упростит процедуру взыскания налоговых средств в бюджет.

В соответствии с современным законодательством, для получения неуплаченных налогов и сборов налоговой службе необходимо учувствовать в каждом из этапов процедуры банкротства, а также следить за процедурой реализации имущества должника, оспаривания сделок. Именно постоянный контроль со стороны ФНС может привести к увеличению денежной массы, из которой будут выплачены в том числе фискальные долги.

Подобная процедура является ресурстнозатартной и не гарантирует поступление денежных средств для погашения задолженности должника по неуплаченным налогам и сборам.

Даже в случае приравнивания требований по обязательным платежам к требованиям обеспеченным залогом (что также направлено на более полную защиту интересов Российской Федерации в делах о банкротстве с учетом позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы полежит взносу в казну) не позволяет говорить об эффективности процедуры банкротства для защиты интересов государства.

Таким образом, ФНС как представителю интересов Российской Федерации в делах о банкротстве представляется наиболее правильным не доводить бизнес до банкротства, а с помощью государственной программы произвести реструктуризацию долгов, получить в бюджет причитающиеся денежные средства и при этом сохранить производство, рабочие места.

Литература:

  1. Богоутдинова И. В. Трудности налоговых органов при сопровождении дел о несостоятельности (банкротстве) //Молодёжь, наука, образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. — 2021. — С. 141–143.
  2. Законопроект № 1172553–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. (URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1172553 // дата обращения: 24.08.2022).
  4. В Госдуму внесен законопроект, направленный на реформирование института банкротства (URL: https://www.garant.ru/news/1464006/ дата обращения: 21.08.2022).
  5. Федресурс: официальный сайт. (URL: https://fedresurs.ru/news/c6d233c2–08dc-4512-b7fe-0ba0ab30d463 // дата обращения: 26.08.2022).
  6. Константин Чекмышев представил проект площадки реструктуризации долга в рамках ПМЮФ-2022 (URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12314105/ // дата обращения: 26.08.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): процедура банкротства, банкротство, Российская Федерация, должник, налоговая служба, реструктуризация долгов, современное законодательство, средство, том, ФНС.


Похожие статьи

Залог как основа создания единообразной процедуры для обеспечительных сделок при банкротстве

Регулирование дебиторской задолженности как один из элементов управления финансовым риском

Компенсационный фонд как способ защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг

Эмиссия долговых обязательств как инструмент финансирования дефицита муниципальных бюджетов

Активизация навыков говорения при общении с носителями языка как альтернативный метод совершенствования навыков устной речи

Тестирование активов на обесценение как обязательная процедура при подтверждении аудитором достоверности финансовой отчётности

Гармонизация процедур внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража как способ совершенствования механизма защиты прав инвесторов

Финансовое планирование как инструмент финансового оздоровления предприятия во время санации

Тенденции привлечения и освобождения от субсидиарной ответственности в делах о банкротстве

Лизинговая сделка как объект управленческого учета и анализа в авиакомпаниях

Похожие статьи

Залог как основа создания единообразной процедуры для обеспечительных сделок при банкротстве

Регулирование дебиторской задолженности как один из элементов управления финансовым риском

Компенсационный фонд как способ защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг

Эмиссия долговых обязательств как инструмент финансирования дефицита муниципальных бюджетов

Активизация навыков говорения при общении с носителями языка как альтернативный метод совершенствования навыков устной речи

Тестирование активов на обесценение как обязательная процедура при подтверждении аудитором достоверности финансовой отчётности

Гармонизация процедур внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража как способ совершенствования механизма защиты прав инвесторов

Финансовое планирование как инструмент финансового оздоровления предприятия во время санации

Тенденции привлечения и освобождения от субсидиарной ответственности в делах о банкротстве

Лизинговая сделка как объект управленческого учета и анализа в авиакомпаниях

Задать вопрос