В настоящей статье автором исследуются отдельные вопросы государственной поддержки малого предпринимательства посредством стимулирования его участия в государственной контрактной системе. Автором выделяются некоторые проблемы данного участия, а также указывается на необходимость их скорейшего решения.
Ключевые слова: государственные закупки, инструмент поддержки, закупки, государственная поддержка, индивидуальный предприниматель.
In this article, the author examines certain issues of state support for small business by stimulating its participation in the state contract system. The author highlights some of the problems of this participation, and also points out the need for their speedy solution.
Keywords : public procurement, support tool, procurement, state support, individual entrepreneur.
Одним из перспективных направлений государственной деятельности последних лет является развитие малого предпринимательства и бизнеса. Участие государства в развитии предпринимательства оправдывается весьма важным положением малого бизнеса в общей экономической системе государства. Индивидуальные предприниматели, выступая особым субъектом малого бизнеса претерпевают некоторое давление экономической ситуации и других сдерживающих выгодную деятельность факторов, в связи с чем становятся нуждающимися в государственной поддержке.
Помимо прямой поддержки малого предпринимательства государство опосредует и непрямые способы его поддержки, среди которых является активное вовлечение его субъектов к участию в государственных и муниципальных закупках [1].
По справедливому замечанию О. В. Локоты, Е. А. Поповой, Е. М. Медяковой, А. И. Морозовой, законодательство о контрактной системе в России сегодня представляет собой динамично развивающуюся отрасль права, что позволяет обеспечить эффективность внедрения инновационных и электронных технологий. Модернизация механизма организации государственных закупок позволяет обеспечивать единство экономического пространства, расширять возможности для участия в закупках отдельных категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей), развивать добросовестную конкуренцию [2].
Согласно устоявшемуся в юридическом сообществе мнению, государственные закупки представляют собой один из основных инструментов поддержки экономической и социальной стабильности государства. Кроме прочего, институт государственных закупок демонстрирует общий рост экономических показателей. Экономическая нестабильность, прослеживаемая в последние годы, диктует необходимость поиска новых рынков сбыта продукции и услуг для предпринимателей. В данном случае вероятным заказчиком становится государство [1].
По разным оценка, объем закупок малого предпринимательства составляет от 3 до 4 триллионов рублей в год. Кроме этого, государственные планы предполагают увеличение данных показателей до 5 триллионов рублей к 2024 году [3].
Обозначенные статистические и теоретические особенности свидетельствуют о необходимости исследования вариантов государственной поддержки малого бизнеса посредством государственных контрактов. Данный инструмент видится достаточно эффективным и крайне необходимым в условиях современной экономической ситуации в нашей стране.
Российское законодательство о контрактной системе предусматривает некоторые варианты прямой поддержки малого предпринимательства, а именно:
— Положение п. 4 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работа, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает участие предпринимателей в государственных закупках. Законодателем предполагается, что участие малого бизнеса в контрактной системе необходимо ввиду меньших издержек производства и необходимости реализации товаров и услуг;
— Тем же Федеральным законом устанавливается обязанность для заказчиков в лице государственных органов и организаций покупать товары, работы или услуги в объеме не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства;
— Постановление правительства № 642 предусматривает особый перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, закупка которых осуществляется исключительно субъектами малого предпринимательства;
— На законодательном уровне предусмотрена поддержка предпринимателей в государственных закупках посредством установления обязательного требования о привлечении субподрядчиков из числа малого бизнеса;
— Поддержка малого бизнеса осуществляется также и льготной системе штрафов, которые предусматриваются за неисполнение обязательств по контракту;
— Дополнительным направление поддержки являются сокращенные сроки оплаты заказов поставщиками из числа субъектов малого предпринимательства [3].
Исследованный перечень, несмотря на широту мер государственной поддержки, видится необходимым прорабатывать и в дальнейшем. Кроме этого, существуют основания полагать, что для малого предпринимательства реализованы не все направления государственной деятельности, поддерживающей их участие в организации и участии в государственных закупках.
Среди общего круга не устранённых проблем принято называть:
Низкий уровень конкуренции;
Сохраняющийся уровень недобросовестной конкуренции при проведении торгов;
Отсутствие централизованного государственного органа контроля и аудита в сфере государственных закупок;
Недостаточный уровень понимания и квалификации у малого предпринимательства о возможностях, предоставляемых участием в государственных закупках;
Затраты на осуществление некоторых регистрационных моментов, необходимых для участия в государственных закупках. Сложность процедуры, а также затраты на получение электронной подписи.
Резюмируя, необходимо отметить, что уровень государственной поддержки малого предпринимательства посредством стимулирования участия последнего в государственных закупках является недостаточным. Безусловно, участие предпринимателей в контрактной системе является достаточным стимулом развития экономики страны. Именно поэтому, государству крайне важно обратить внимание на ряд обозначенных в настоящем исследовании проблем. Настоящее исследование может стать базой дальнейшей теоретической работы по исследуемой проблеме.
Литература:
- Велиева Р. Ш., Паулов П. А. Государственные закупки // Вестник науки. 2019. № 5 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki-1 (дата обращения: 05.05.2022).
- Локота О. В., Попова Е. А., Медякова Е. М., Морозова А. И. Контрактная система. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник. Ростов н/Д: ООО Альтаир, 2016.
- Матышева, В. В. Государственные закупки — инструмент поддержки малого предпринимательства в России / В. В. Матышева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 370–373. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54477/ (дата обращения: 05.05.2022).