В настоящей научной работе исследуется опыт регулирования юридической ответственности за нарушения налогового законодательства в Германии. Автором отмечается важность разграничения понятий «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение» в немецкой налоговой системе, обозначается система органов налогового контроля Германии. По результатам исследования автор приходит к ряду полезных выводов, позволяющих обозначить ключевые направления немецкого налогового администрирования, а также возможность их заимствования в отечественной правовой системе.
Ключевые слова: налоговая система Германии, Налоговый кодекс Германии, налоговые преступления, налоговые правонарушения, налоговая полиция.
Выступая одним из важнейших факторов функционирования национальной экономики, налоговая система является весьма сложным и требующим детального изучения институтом. Исследование иностранного опыта регулирования института юридической ответственности за налоговые правонарушения представляется крайне необходимым ввиду открывающихся возможностей заимствования апробированных достижений и внедрения таковых в рамках отечественной правовой среды. Так, анализ налоговой системы Федеративной Республики Германия, позволяет определить весьма общие черты с налоговой системой Российской Федерации, а также выделить перспективные направления для её развития.
Анализ немецкого законодательства позволяет обозначить Налоговый кодекс Германии от 1 октября 2002 года (с нем. Fiscal Code of Germany), как ключевой законодательный акт, определяющий рамки ответственности за совершаемые налоговые преступления и проступки на территории государства [1]. Что касается других кодифицированных актов, то норм, регулирующих вопросы ответственности за налоговые правонарушения в них крайне мало. Так, Уголовный кодекс Германии от 13 ноября 1998 года (с нем. German Criminal Code) содержит лишь несколько положений, предусматривающих ответственность за подделку знаков уплаты пошлины и разглашение налоговой тайны.
В рамках настоящего исследования крайне важно отметить, что в немецком налоговом законодательстве существует строгая градация разграничения понятий «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение». Существенная разница состоит в признаках данных деяний, позволяющих определить их в качестве таковых, а также санкциях, предусмотренных за их совершение.
В соответствии с вышеназванным актом, классификация налоговых преступлений в Германии выглядит следующим образом:
– действия, которые преследуются налоговым законодательством;
– нелегальный импорт, экспорт, а также транзит товаров;
– подделка печатей или подготовительные действия, связанные с налоговой документацией;
– оказание помощи и склонение лица к совершению налогового преступления.
Одним из серьезных налоговых преступлений, подобно российскому опыту, Налоговый кодекс Германии определяет уплату от налогов — ст. 370. Субъектом данного преступления является налогоплательщик, который:
– предоставляет налоговым органам недостаточную или неверную информацию по вопросам персонального налогообложения;
– не предоставляет существенно важных для налогообложения фактов в налоговые органы;
– не применяет знаков уплаты пошлины или налоговых штампов.
Совершение указанного преступления по налоговому законодательству Германии влечет за собой наложение на нарушителя весьма серьезных санкций — до 5 лет лишения свободы, а в особо тяжких случаях — до 10 лет.
При этом, следующей статьей Налогового кодекса закрепляется вопрос освобождения лица, совершившего преступления от наказания. Условиями, которые могут освободить лицо от санкции служат дополнение и исправление предоставленной налоговой документации, а также добровольное возмещение суммы налога, которая оставалась «в тайне». Однако, данные требования необходимо соблюсти до возбуждения уголовного дела, либо раскрытия преступления, в противном случае ответственность все же наступит.
Анализ законодательства о налоговых правонарушениях, позволяет сказать, что немецкий законодатель рекомендует обращаться к нормам Налогового кодекса Германии, несмотря на то, что в государстве действует и кодекс об Административных правонарушениях от 19 февраля 1987 года (с нем. Act on Regulatory Offences) [3].
Налоговый кодекс Германии предусматривает несколько деяний, которые можно расценивать как налоговое правонарушение, а именно:
– занижение налога в результате грубой небрежности — ст. 378;
– общие незначительные налоговые махинации — ст. 379;
– создание препятствий для налогообложения — ст. 380;
– незаконное получение льгот — ст. 383.
Стоит отметить, что их совершение зачастую лежит «на грани» с совершением преступления, и имеет одной из своих целей — превентивную. Это означает, что законодатель заинтересован в том, чтобы продемонстрировать нарушителю возможность наложения на него более серьезных санкций в том случае, если налоговые правонарушения с его стороны не прекратятся или будут иметь более существенных характер.
На практике в налоговой системе Германии существует отдельный орган Министерства финансов Германии, осуществляющий налоговый контроль и, в частности, расследование нарушений подобного толка — налоговая полиция «Штойфа». Её структурная организация включает в себя следственный аппарат, а также некоторые специфические подразделения, занимающихся расследованием налоговых преступлений и правонарушений [4].
Судебная практика Германии, которая включает в себя дела о налоговых преступлениях и правонарушениях, позволяет выделить конкретные стадии их совершения:
– подготовительные действия к совершению налогового нарушения;
– совершение попыток совершения налогового нарушения;
– непосредственное завершенное действие по совершению налогового правонарушения или преступления [2].
Для того, чтобы пресечь предполагаемое нарушение на одной из стадий, в Германии предусмотрена специальная система проведения налоговых проверок. Их характер отличается особой плановостью, а также способами производства. От российского опыта их также отличает срочность проведения: для крупных предприятий это 25–30 дней, для средних — 15 дней, а для малых предприятий и частных малых налогоплательщиков проверка может быть проведена за 6–8 дней [2].
По результатам проведения налоговой проверки составляется акт, подтверждающий или опровергающий факты совершенного нарушения.
Одним из примечательных способов проведения налоговых проверок в Германии является метод «случайного отбора» [2]. Посредством его происходит случайная выборка организаций и налогоплательщиков для проведения профилактических мероприятий по пресечению налоговых правонарушений. Охватывается весьма широкий круг потенциальных нарушителей и среди них выявляются факты несоблюдения налогового законодательства. Данная методика представляется весьма эффективной ввиду фактора внезапности и невозможности сокрыть совершаемые правонарушения для их субъектов.
Резюмируя, справедливо отметить несколько ключевых особенностей института принуждения за налоговые нарушения в Федеративной Республике Германия.
Так, немецкое законодательство в области налогообложения и ответственности за совершаемые правонарушения и преступления пошло по пути закрепления таковых в едином акте — Налоговом кодексе Германии, а другие кодифицированные акты в этом вопросе носят ссылочный характер.
Кроме этого, немецкий законодатель предусмотрел четкие правила разграничения между понятиями «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение». Государство в данном случае стремится путем наложения санкций предупредить более серьезные нарушения и продемонстрировать возможность наступления серьезных последствий для нарушителя закона.
Немецкое налоговое законодательство предусматривает возможность освобождения от налоговой ответственности при соблюдении ряда условий, выгодных государству. В данном случае речь идет о восстановлении «доброго имени» налогоплательщика и исправления совершенного нарушения.
Несмотря на обозначенный круг особенностей принуждения за совершение налоговых нарушений, некоторые эксперты полагают, что их эффективность достаточно спорна, а существующие нормы требуют доработки в сторону ужесточения санкций для нарушителей. Оправдывается данные тезисы тем, что разработанные методы действуют достаточно долго, без привнесения в них коренных изменений, соответствующих требованиям времени.
При этом важно отметить, что наличие споров и дискуссий в юридическом сообществе всегда полезно по той причине, что позволяет выработать конечный результат с учетом апробации более аргументированных позиций. Изучение иностранного опыта для российской налоговой системы заслуживает большего внимания в рамках её реформирования и использования достижений зарубежных коллег.
Литература:
- Васкевич К. Правовое регулирование ответственности за нарушения налогового законодательства в ФРГ // Государственная служба. 2015. № 2 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-otvetstvennosti-za-narusheniya-nalogovogo-zakonodatelstva-v-frg (дата обращения: 27.08.2022).
- Бутузова А. С. К вопросу организации налогового контроля в Германии / А. С. Бутузова // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. г. Краснодар, февраль 2018 г. — Краснодар: Новация, 2018. — С. 43–46. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13689/ (дата обращения 28.08.2022).
- Кузнецов Л. Д. Институциональные особенности налоговой системы Германии / Л. Д. Кузнецов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2018. — Т. 8. — № 9A. — С. 224–230.
- Tax control in Germany // URL: https://eurasialaw.ru/doi/yuridicheskie-nauki/tax-control-in-germany (дата обращения 28.08.2022).