Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.
Ключевые слова: алекситимия, проектная деятельность, задержка психического развития, эмоционально-волевая сфера.
Введение. Согласно статистике, в условия среднеобразовательных школ с каждым годом попадает все большее количество детей с ОВЗ, среди таковых самую внушительную и разнообразную группу составляют дети с ЗПР (задержкой психического развития). Большая часть авторов сходятся во мнении об общей незрелости эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР [2], что непосредственно проявляется в таких чертах как: эмоциональная неустойчивость и колебания настроения от агрессии до гипертимии, нарушения самоконтроля в любых видах деятельности, в особенности — учебной, более быстрая утомляемость в сравнении с сохранными сверстниками, проблемы с в дальнейшем формировании мировоззренческих чувств, т. е. нравственно-этической сферы. Таким образом, мы можем говорить о наличии достаточно широкой базы для дальнейшего развития алекситимии, проявления которой начнут выявляться с подросткового возраста, т. е. возраста активного формирования личностных черт ребенка [5].
Главной целью данной работы является изучение эмоционально-волевой сферы, а также ее составляющих и инструментов коррекции у детей младшего школьного возраста посредством проведения коррекционных мероприятий в виде проектной формы обучения.
Исследование проводилось на базе МБОУ Средней общеобразовательной школы № 25, города Сургута, участие в проекте приняли 8 человек в возрасте от 7 до 9 лет. Все они обучаются в первом-втором коррекционных классах.
Используемые методы: клиническая беседа, составление рассказа по серии сюжетных картинок, пробы Пиаже, а также дополнительные пробы на определение уровня эгоцентризма.
В рамках проведенной проектной деятельности были получены следующие результаты:
- Комплексное развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР произошло в условиях развертывания ПФО (проектной формы обучения) в виде сюжетно-ролевой игры со всеми структурными компонентами в рамках нашего эмпирического исследования. В рамках анализа как индивидуальной динамики каждого ребенка, так и групповой динамики всего коллектива, мы наблюдали развитие чувственной стороны действительности детей, увеличение среди них употребления конструктов и фраз, обозначающих эмоциональное состояние в той или иной ситуации, развитие телесной стороны чувственности, что проявлялось в меньшей скованности, увеличении количества жестов и мимических реакций, а также отобразилось непосредственно на повышении уровня эмоционально-волевой сферы, переходу от переживаний лишь за интеллектуальную сторону деятельности к переживаниям за эстетический и моральный компонент.
- Развитие же эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР происходило за счет развития и формирования средств произвольного поведения, приобретения качественно новых способов социального взаимодействия, а также формирования предпосылок или полному переходу к словесно-логическому мышлению. В ходе проекта действительно у каждого ребенка произошло развитие произвольности в сторону приобретения новых средств для саморегуляции, однако, полное овладение навыками саморегуляции оказалось возможным только для двух детей из восьми. Что касаемо освоения социально приемлемых форм взаимодействия, многие из участников вышли на этап экспериментирования социально приемлемыми способами взаимодействия со сверстниками, успешно пройдя этап экспериментирования со взрослыми, однако, полной интериоризации этих способов большинству так и не удалось достичь.
Относительно форм мышления стоит сказать, что ни одному из участников проекта не удалось в полной мере овладеть словесно-логической формой мышления, однако, у большинства детей появились предпосылки к формированию данной формы мышления, что свидетельствует о широкой зоне ближайшего развития и готовности выйти на новый уровень.
Обобщая все результаты, полученные нами в ходе теоретического и практического исследования, стоит сделать вывод о том, что коррекционные мероприятия в процессе обучения в младшем звене общеобразовательной школы имеют место быть. Дети с задержкой психического развития в разы медленнее адаптируются к новой среде и, как правило, к семи годам не обладают полноценной готовностью к приобретению роли ученика, смене ведущего типа деятельности на учебную, так как сюжетно-ролевая игра не пройдена ими в полной мере, а эмоционально-волевая сфера не созрела в достаточной мере для того, чтобы отказаться от непосредственно эмоционального общения со взрослым, что обозначает потребность в введении проектной деятельность в часть школьной программы начального звена общеобразовательной школы при интегрировании в ее структуру детей с ОВЗ.
Литература:
- Брель Е. Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях // Вестник КемГУ — 2012– № 3(51). — С. 173–176.
- Выготский, Л. С. К вопросу о динамике детского характера // Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Педагогика, 1983–5 т.с. 153–165.
- Коростелева И. С. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств / И. С. Коростелева, Ротенберг В. С. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. — М.: Изд. Филос. о-ва, 1991–150с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М., 197. — 304 с.
- Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003, — 272с.