Ключевые слова: проектная деятельность, задержка психического развития, общеобразовательная школа, сюжетно-ролевая игра.
Введение. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов работы, она позволяет воссоздать условия для формирования недостающих новообразовании в условиях той деятельности, которая интересна личности на данном возрастном этапе. В нашем случае такой деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а не учебная деятельность, так как дети с ЗПР отстают от нормативных возрастных границ.
Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. Содержанием этой деятельности становится или выбирается уже существующий в культуре фрагмент научного, житейского или искусственного опыта, только он представлен в обобщенном виде, и задача субъекта деятельности — реконструировать процесс открытия или осознания этого опыта, пропустить его через собственное сознание, а также сделать его инструментом своей собственной жизни, своего мировоззрения. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали два основных положения:
- Специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические орудия-средства — знаки (в т. ч. символы, язык, меры, сенсорные эталоны и т. п.);
- Всякий психический процесс возникает и функционирует в 2 планах — социальном и психологическом, или, как писал Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая.
Главной целью нашего исследования является изучение формирования высших психических функций, а также их составляющих и инструментов коррекции у детей младшего школьного возраста посредством проведения коррекционных мероприятий в виде проектной формы обучения.
Исследование проводилось на базе МБОУ средняя общеобразовательная школа № 25, участие приняли 8 человек, женского и мужского пола в возрасте 7–9 лет.
Используемые методы — пробы Пиаже, клиническая беседа, проектная деятельность.
Были получены следующие результаты:
В ходе проекта действительно у каждого ребенка произошло развитие произвольности в сторону приобретения новых средств для саморегуляции, однако, полное овладение навыками саморегуляции оказалось возможным только для двух детей из восьми. Тем не менее, остальные участники проекта также достигли качественно нового уровня произвольности в своем поведении. Негативной динамики не наблюдалось ни у одного из участников проекта, однако, у некоторых их них кризис в ходе приобретения новых инструментов оказался не до конца пройденным.
Что касаемо освоения социально приемлемых форм взаимодействия, многие из участников вышли на этап экспериментирования социально приемлемыми способами взаимодействия со сверстниками, успешно пройдя этап экспериментирования со взрослыми, однако, полной интериоризации этих способов большинству так и не удалось достичь, так как не во всех ситуациях социального взаимодействия эти инструменты применялись детьми, в связи с недостаточным количеством занятий.
Относительно предположения о формах мышления стоит сказать, что ни одному из участников проекта не удалось в полной мере овладеть словесно-логической формой мышления, однако, у большинства детей появились предпосылки к формированию данной формы мышления, что свидетельствует о широкой зоне ближайшего развития и готовности выйти на новый уровень.
Проведя исследование на тему особенностей проектной деятельности, мы можем сказать, что поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. Проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию активной жизненной позиции. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Использование метода проектов в системе коррекционно-развивающей работы стимулирует познавательную активность детей с ЗПР, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность. Задачи коррекционно-развивающей работы учителя и воспитателей в рамках проектной деятельности тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода.
Литература:
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.// Собр. соч. — М., 2014.Т 4.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 439 с.
- Слободчиков В. В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
5. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. В. Б. Хозиев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.