В статье автором предпринимается попытка обобщить проблемы административно-правового регулирования въезда в Российскую Федерацию и выезда из неё.
Ключевые слова: миграционные процессы, правовое регулирование, въезд в РФ и выезд из РФ.
В последние годы политические, экономические, технические, торговые, научные, культурные, туристические и иные связи и контакты Российской Федерации, ее государственных органов и организаций, общественных объединений и граждан с другими государствами, их государственными и общественными организациями, предпринимателями, региональные организации углубились. граждане. Российское законодательство сняло многие ограничения на выезд и въезд в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан. В результате значительно увеличился поток граждан, пересекающих границы Российской Федерации в обоих направлениях. В этом контексте большое значение имеет режим въезда и выезда из Российской Федерации.
Миграционные процессы в современном мире носят глобальный характер. Военные, политические, экономические, социальные и другие факторы способствуют тому, что глобальная миграция становится характерной чертой большинства стран мира. Миграция в настоящее время является одним из важнейших факторов, влияющих на демографическую ситуацию и безопасность в Российской Федерации и мире в целом, а значит, необходимо четкое и проработанное законодательство в этой сфере.
Обострение ситуации в Украине, Сирии и некоторых других странах мира способствовало активизации миграционных потоков в Россию. Статистика показывает, что проблемы в сфере российской миграции требуют серьезных мер в законодательном поле при строгом соблюдении прав и свобод граждан России и иностранцев, пребывающих на территории России.
С каждым годом миграционный поток в Россию только увеличивается, и законодатель требует серьезных шагов по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Хотя предпринимаются усилия по приведению российского миграционного законодательства в соответствие с международными стандартами, в настоящее время оно далеко от идеала.
Для определения эффективности законодательства в исследуемой сфере можно использовать несколько критериев:
1) уровень развития терминологического аппарата;
2) четкость правового регулирования порядка привлечения к ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
3) полнота правового регулирования порядка передвижения по территории Российской Федерации;
4) правовой статус трудовой миграции [10].
Особенно в отношении разработанности и системности понятийного аппарата следует отметить, что некоторые правовые категории не имеют четкого определения в действующем миграционном законодательстве, что приводит к неоднозначному толкованию правовых норм. Например, одна из ключевых категорий, термин «миграция», не закреплена в законодательстве, отсутствует четкая однозначная фиксация термина «место жительства» в нормативных актах, существует неопределенность в отношении места жительства, согласно которой иностранец (лицо без гражданства), временно пребывающий в России, обязан зарегистрироваться, а именно: допустима ли она и в каком случае регистрация по месту (адресу) принимающей стороны служит основанием для подачи жалобы иностранным гражданам США Н. Д. Вордена и П. Д. Олдхэма в Конституционный Суд Российской Федерации [7], в главе 2 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» понятие приглашающего, его обязанности и ответственность в случае приглашения иностранца, цель въезда которого не соответствует заявленной [3].
При этом следует учитывать, что терминологический аппарат в этой области имеет первостепенное значение. Без четко сформулированных и законодательно закрепленных понятий возникают проблемы при определении конкретных субъектов, на которые распространяются соответствующие правовые нормы.
Относительно вопроса о полноте правового регулирования общественных отношений, возникающих при въезде, перемещении (пребывании) на территорию Российской Федерации или выезде из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимо констатировать наличие пробелов.
Например, пункт 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. 115-ФЗ [4] сформулирован таким образом, что не позволяет дать однозначный ответ на вопрос — «с какого числа должен первоначально начинаться отсчет шестимесячного пребывания иностранного гражданина, для определения общей продолжительности пребывания иностранного гражданина не более 90 дней в течение 180 лет?», что не способствует единству практики правоохранительных органов по привлечению к административной ответственности по п. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ [2].
Законодательство о миграции практически не содержит регулирования миграционных потоков из стран — участников Содружества Независимых Государств, гражданам которых предоставляются упрощенные визы или безвизовый въезд. Есть проблемы, например, с регулированием миграционного потока из Республики Беларусь и Украины [9, с. 94].
Особенно в связи с открытостью российско-белорусских границ и недостаточным обменом информацией между ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь сложно оперативно реагировать на проникновение иностранных граждан на территорию государств, въезд которых запрещен из одного из государств, регистрация и контроль факта выезда — прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию через границу с Республикой Беларусь невозможны.
Актуальным остается вопрос принудительного исполнения решений об административном выдворении в отношении лиц, не имеющих или утративших документы, удостоверяющие их личность, отсутствие четкого правового регулирования в данной сфере послужило поводом для рассмотрения жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации. Федерация. федерации [6].
Требует правового регулирования и проблема отсутствия у иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации и имеющего права собственности на жилой дом в Российской Федерации, возможности регистрации членов семьи при миграции. В связи с ухудшением ситуации на востоке Украины и усилением притока мигрантов из этого региона складывающаяся на практике ситуация требует специального правового регулирования обращения мигрантов за подтверждением временного убежища и в последующем — предоставления гражданства РФ в упрощенном порядке в рамках участия в государственной программе переселения соотечественников с последующим письменным запросом в миграционное управление о возврате их национального и заграничного паспортов, ранее хранившихся в связи с их заявлением о предоставлении временного убежища.
Таким образом, данная категория граждан, имеющих паспорт гражданина Российской Федерации, а также гражданина Украины, свободно пользуются национальными паспортами, пользуясь конституционными правами обеих стран, что не может не сказаться на экономическом положении страны. условия социальных гарантий и предоставления льгот, а также охраны государственной границы Российской Федерации.
Имеются также серьезные пробелы в законодательном регулировании трудовой миграции, тем более что в настоящее время отсутствуют специальные программы по сезонной трудовой миграции, и действующая система квотирования не в полной мере удовлетворяет потребности работодателей [8].
Еще одним актуальным вопросом является продление срока пребывания иностранного гражданина государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе в связи с заключением трудового (гражданско-правового) договора. Пробелы в действующем законодательстве позволяют гражданам Договора о Евразийском экономическом союзе и членам их семей находиться на территории Российской Федерации неограниченное время, а значит, иметь постоянное место жительства, при заключении трудового договора на неопределенный срок. на территории Российской Федерации, не имея статуса иностранца с временным или постоянным проживанием.
Не обошли стороной проблемы и порядок привлечения к ответственности за нарушение миграционного законодательства. В частности, не выработан единый подход в сфере применения административного выдворения иностранцев и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения. Согласно действующему законодательству, иностранец, нарушивший режим проживания в Российской Федерации, может быть выдворен в административном порядке. Однако иностранцы, совершившие уголовные преступления, не депортируются из России после отбытия наказания, хотя въезд в Российскую Федерацию запрещен для лиц с неснятой и неисполненной судимостью. Законодательством также не урегулирована возможность применения принудительных мер по принудительному исполнению решения о нежелательности пребывания на территории России в отношении иностранцев, освобожденных из мест лишения свободы.
На чем хотелось бы акцентировать внимание, так это на увеличении количества миграционных потоков в Россию, что связано с нестабильной ситуацией в мире в целом и особенно с ухудшением ситуации в Украине, Сирии и других странах. Сегодня государство в полной мере осознало необходимость детального регулирования миграционных процессов в стране. В связи с этим был издан указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 «О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [5]. В частности, хотелось бы отметить, что принятие данного нормативного правового акта является важным шагом на пути совершенствования административно-правового регулирования въезда в Российскую Федерацию и выезда с территории Российской Федерации.
В концепции установлены основные условия формирования и реализации миграционной политики, ее цели, принципы, задачи и основные направления. В то же время при изучении данного нормативно-правового акта можно сделать следующий вывод: миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и перспективным потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества. в целом. Такое положение имеет большое количество различных причин, например, особенности российской правовой системы, законодательные акты нашего государства не всегда успевают оперативно реагировать на динамично меняющуюся реальность внешнего мира. Отсюда возникает необходимость быстрого реагирования на изменения внешней среды и, соответственно, совершенствования законодательной базы государства.
Одним из проблемных аспектов современного миграционного законодательства является большое количество различных правовых актов. Что в свою очередь создает массу сложностей: спорных моментов, противоречий. Поэтому законодателю рекомендуется систематизировать действующие правовые акты.
Сегодня хотелось бы остановиться конкретно на связи миграционных правоотношений с конституционным правом граждан на свободное передвижение, выбор места жительства и места жительства [1]. А также с правом на свободу и личную неприкосновенность и т. д. В то же время ст. 71 Конституции закреплено положение, согласно которому регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств находятся в исключительном ведении Российской Федерации и подлежат регулированию государственными органами Федерации в целом, что достигается в первую очередь путем принятия соответствующих законов [1].
В этом контексте необходимо указать на то, что пункт «б» части 1 ст. 72 в связи с частью 2 ст. 11 Конституции РФ говорится, что обеспечение и защита прав граждан в целом и мигрантов в частности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1]. И соответственно они также вправе издавать нормативные правовые акты в целях обеспечения регулирующего воздействия в сфере рассматриваемых правоотношений. В соответствии с этим определяются субъекты полномочий, а конкретный объем некоторых полномочий никак не определяется. Такой подход, как представляется, создает риск дублирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, а также между органами власти каждого уровня [11].
Анализ законодательства по предложенным ключевым характеристикам с примерами конкретных примеров из судебной практики и выявление проблем и пробелов в законодательстве указывает на необходимость проведения целенаправленной государственной политики, направленной на создание эффективного миграционного законодательства, отвечающего современным потребностям.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020) // СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // «Парламентская газета» от 5 января 2002 г. N 2–5.
- Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ, N 34, 19.08.96, ст.4029.
- Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
- Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» // СЗ РФ. 2018. № 30. Ст. 4121.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н. Г. Мсхиладзе» // СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3473.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 № 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США Н. Д. Вордена и П. Д. Олдхэма // СЗ РФ. 2017. № 31 (часть II). Ст.4984.
- Абдуллаев Э. Э. Современные проблемы регулирования трудовых правоотношений с участием иностранных граждан на территории Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 11 (96). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-regulirovaniya-trudovyh-pravootnosheniy-s-uchastiem-inostrannyh-grazhdan-na-territorii-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.08.2022).
- Гацков Э. А. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 94–96.
- Зраева И. М. Правовое регулирование миграционных процессов в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-migratsionnyh-protsessov-v-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 16.08.2022).
- Ожкало И. В. Некоторые проблемы регламентации прав на свободу передвижения как основы конституционно правового регулирования миграции // Студенческий форум. — 2017. — № 2(2). — С. 46–52.