Основным источником акустического загрязнения в городах является автомобильный транспорт. По различным литературным данным, он является причиной от 80 до 90 % основных причин акустического загрязнения в городах. Наибольшие значения уровня шума, достигающие в дневное время 70–80 дБА, фиксируются в жилой застройке, примыкающей к высокоинтенсивным транспортным магистралям.
Один из основных источников шума в городе — автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Наибольшие уровни шума 90–95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2–3 тыс. и более транспортных единиц в час.
Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока [1]. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ.
За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12–14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту.
Продолжительность периода измерения шумовых характеристик автотранспортного потока, в состав которого могут входить автотранспортные средства различного вида (в частности, легковые и грузовые автомобили, общественный транспорт), зависит от интенсивности движения потока.
Интенсивность движения Q, авт/ч, определяется по формуле:
Q = , (1)
где N — число транспортных средств, прошедших через сечение дороги, авт.;
t — время измерения, ч.
Интенсивность движения — случайная величина, зависящая от многих факторов и изменяющаяся в пространстве и во времени.
Для магистральных улиц с N> 1000 продолжительность измерений составляет 10 мин, с N от 500 до 1000–20 мин, с N менее 500 автомобилей в час — 30 мин. Интервал между отсчетами уровней звука составляет 1–2 сек, поэтому одновременно с измерениями уровней звука фиксируют интенсивность движения. Достаточно подсчитать автотранспорт в течение 30 минут с последующим пересчетом за 1 ч.
Измерения велись два раза в месяц на выбранном участке с регистрацией состава и скоростного режима потока автотранспортных средств. На рисунке 1 представлена эпюра интенсивности движения автотранспортного потока по выбранным наиболее характерным элементам улично-дорожной сети г. Клинцы Брянской области по часам суток.
Рис. 1. Эпюра интенсивности движения автотранспорта по ул. Октябрьской
Проведенный анализ показал, что пиковый период приходится на утреннее время — 400–600 автомобилей, 900–1000 автомобилей — в вечернее время.
Протокол измерения уровней звука
- Объект: ул. Октябрьская, г. Клинцы.
- Дата и время проведения измерений: 06.08.2022 г., 12.00.
- Аппаратура: шумомер марки АТТ-9000, 2-й класс точности.
- Интервал между отсчетами: 2 сек.
- Формула определения эквивалентного уровня звука: L экв =L A +∆L, дБА.
Таблица 1
Преобразованная форма таблицы
Номер класса |
Границы класса, дБ А |
Количество отсчетов в классе |
Время воздействия уровней звука класса, % |
Частный индекс |
I II III IV V VI VII VIII IX |
48–52 53–57 58–62 63–67 68–72 73–77 78–82 83–87 88–92 |
1 24 62 132 178 99 15 3 4 |
0,2 4,6 12 25,5 34,4 19,1 2,8 0,6 0,8 |
28 2280 17500 132000 528000 878000 444000 2620000 1110000 |
Всего |
518 |
100 |
5731808 |
|
Как видно из таблицы, для каждого класса звуков (под номерами I– IX) было определено время их воздействия в процентах. После чего, по таблице 2 [2] находили частные индексы. Так, если в границах класса I (48– 52 дБА) всего один отсчет, то по таблице 2 [2] частный индекс составит 28. Подобным образом определяем остальные частные индексы для других классов. Затем все частные индексы суммируются, получили число 5731808.
Сумма частных индексов для точки составила 5731808. С помощью полученного числа по таблице 3 [2] определили величину ΔL, равную 67 дБ.
Следовательно, в условиях сложившейся застройки необходимы дополнительные конструктивные мероприятия, т. к. проникающий шум в примагистральных домах будет превышать, величину 40 дБ.
Мероприятия по снижению шума в городской застройке и в зданиях необходимо предусматривать в проектах по планировке, застройке, озеленению и благоустройству на всех стадиях проектирования. Причем в условиях города Клинцы, в создавшихся условиях возможно лишь применять архитектурно-планировочные методы борьбы с шумом лишь на стадии проектирования жилых районов и микрорайонов — решение планировочной и объемно-планировочной композиции застройки и благоустройства, эффективно использующие шумозащитные качества городской среды.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха»: — Санкт-Петербург, ДЕАН, 2012 г.- 32 с.
- ГОСТ 23337–78*. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий [Текст].- Введ. 1979.01.07.- М.: Изд-во стандартов, 1982.- 16 с.