В статье проведено сравнение образовательных систем управления обучением, выявлены достоинства, недостатки и основные возможности системы Moodle, показана роль этой системы на web-сайте, а также описан полный реализованный на сайте функционал этой системы.
Ключевые слова: Web-сайт, образовательные системы управления обучением, Moodle.
В настоящее время обучение становится все более сложным процессом, в связи с этим существуют обстоятельства, когда обучение проходит дистанционно. Этому способствуют быстроразвивающиеся образовательные системы управления обучением, использующиеся для организации учебных курсов между преподавателями и студентами, обучающимися и работающими дистанционно. Такое программное решение необходимо для планирования и управления всеми учебными мероприятиями в организации. Существует достаточно много таких систем, наиболее популярными в России являются Moodle, Эквио и другие.
В нашем университете такой системой является Moodle — это функциональная настраиваемая система дистанционного обучения с открытым исходным кодом, помогающая обеспечить широкие потребности в организации обучения для образовательных учреждений и бизнеса.
Основными функциональными возможностями этой системы выступают:
– Создание онлайн-курсов. Любые документы, презентации и видео в Moodle можно объединить в изучаемый курс, который будет открыт всем студентам или отдельной группе.
– Тестирование. В Moodle встроен настраиваемый редактор тестов. По умолчанию доступно более 15 типов проверочных работ: от выбора правильных вариантов ответа до соединения блоков между собой. Чтобы студенты не жульничали, есть возможность ограничить время на решение проверочного задания и число доступных попыток. Система автоматически проверяет задания, демонстрирует допущенные ошибки и выводит заработанную оценку.
– База знаний — это архив учебных материалов, доступный всем пользователям. В любой момент студенты могут зайти в нее и найти нужный документ, видеокурс или статью.
– Статистика по обучению. Moodle отслеживает успеваемость студентов и составляет отчёты для преподавателей [1].
Основным достоинством системы Moodle можно выделить то, что за работу в сервисе не нужно доплачивать. При необходимости сервис можно доработать или расширить функционал с помощью аддонов и плагинов.
Однако система не лишена недостатков. Например, для работы Moodle нужен сервер. У сервиса нет техподдержки, а для его обслуживания понадобится системный администратор.
Роль системы Moodle в разрабатываемом сайте является упрощение работы преподавателей и студентов. Так, например, не требуется авторизация на платформе, потому что студент или преподаватель авторизуется при входе на сайт кафедры [2, с.229].
Чтобы получить какие-то ресурсы на сайте, предусмотрены определенные формы. Пользователь отправляет запрос на сервер и ему возвращается ответ, то есть все книги и информацию можно получить на сайте, вне самой системы Moodle [3, с.122].
На рисунке 1 показан Axios-запрос к серверу Moodle.
Рис. 1. Axios-запрос к серверу Moodle
База данных системы Moodle хранится на сервере тем самым пользователю удобно получать данные из одного места, а именно на нашем сайте [3, с.108–117]. Основными возможностями нашего сайта является удобство и скорость обработки. Из базы данных динамически подгружается расписание каждой отдельной специальности и группы, также предусмотрены внутренние тесты для оценивания студента, так преподаватель может выбрать дисциплину и тему, а также отслеживать результаты тестирования [4, с.184–204].
Также существует база данных лабораторных и практических работ, курсовых и дипломных проектов, которые хранятся в определенных поддерживаемых системой форматах.
В хранилище Moodle можно загрузить файлы в следующих форматах:
– Текстовые форматы —.doc,.pdf,.xls,.csv
– Форматы изображений —.jpeg,.png,.gif
– Видео форматы —.flv,.f4v,.f4p,.mp4,.m4v,.m4a,.3gp
– Аудио форматы —.mp3,.aac,.flac,.m4a,.oga,.ogg,.wav
Эти файлы послужат основными ресурсами для формирования заданий, создаваемых во встроенном редакторе.
На сайте реализован большой функционал платформы, такой как:
– Форматы, которые поддерживает система. Moodle поддерживает большую часть форматов, которые используются в повседневных задачах. SCORM, AICC и IMS поддерживаются по умолчанию, для xAPI нужен плагин (например, Logstore API).
– Интеграция с системой. Moodle легко комбинируется с другими системами и сервисами. Если нужно подключить систему на базе CRM, можно воспользоваться Arlo или Edwiser Bridge. WordPress также интегрируется через Edwiser Bridge [2, с.173].
– Материалы обучения. В Moodle можно загрузить любой тип материалов: текстовый, изображения, презентации, тесты, задания и курсы. Можно формировать планы обучения (learning plans).
Основным достоинством сайта является его безопасность. Предусмотрена общая информация для всех, и частная информация для каждого зарегистрированного пользователя. Это достигается за счет авторизации внутри системы, где студент или преподаватель определяет себя.
В заключение можно отметить, что добавление взаимодействия с системой Moodle позволяет вывести сайт кафедры на новый уровень, превратив его тем самым из информационного пространства в полноценный учебный портал для студентов кафедры.
Литература:
- Www.ispring.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/moodle. — Дата доступа: 14.08.2022.
- Меджуи, Мехди Непрерывное развитие API. Правильные решения в изменчивом технологическом ландшафте. / Мехди Меджуи, Эрик Уайлд, Ронни Митра. — СПб.: Питер, 2020. — 272 с.
- Айвалиотис, Д. Администрирование сервера NGINX. / Д. Айвалиотис, Эрик Уайлд, Ронни Митра. — М.: ДМК Пресс, 2015. — 288 с.
- Шениг, Г.-Ю. PostgreSQL 11. Мастерство разработки / Г.-Ю. Шениг, Эрик Уайлд, Ронни Митра. — М.: ДМК Пресс, 2019. — 352 с.