В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, осуществляющим процесс обучения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словарный запас, старший дошкольный возраст .
По мнению многих учёных, занимающихся изучением детей с общим недоразвитием речи, то есть детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но имеющим нарушения или недоразвитие всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики, проблема развития словарного запаса и его диагностики занимает важнейшее место в их развитии.
В отечественной логопедии проблему особенностей словарного запаса и его развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассматривали в научных исследованиях Л. Н. Алехина, Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Г. В. Рыбинцева, Л. Ф. Спирова, В. С. Учамбрина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и другие. Они считали, что формирование словарного запаса ребенка происходит постепенно, сначала ребенок овладевает словами с определенным, точным значением, позднее — словами обобщающего, синтезирующего характера.
Все дети развиваются по-разному, так и их словарь растет вместе с ними. Нормы у каждого ребенка будут индивидуальными. Дети одного возраста могут иметь разный уровень из-за многих причин, в основном, социальных, например, культурный уровень семьи, умение родителей следить за своей речью и исправлять ошибки ребенка уже с раннего возраста, так как словарь формируется в процессе общения дошкольника с ближайшим окружением.
Г. Р. Шашкина указывала в своей работе, что особенностью лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи является бедность словарного запаса, незнание и неумение использовать слова в речи, правильно выражающих смысл фразы [8, с. 124]. Образующиеся у детей характерные ошибки в виде разных замещений слов, говорят о недоразвитии системы значений и представлений о предметах и явлениях. Детям с общим недоразвитием речи трудно усваивать слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество, признак предмета. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей.
В словарном запасе дошкольников с общим недоразвитием речи, согласно Е. В. Завольской, отмечается отсутствие большого количества общеупотребительных слов. Подобная ситуация связана с низким запасом представлений, небольшим словарем относительно разных видов деятельности, плохим разграничением похожих объектов [3, с. 15]. Дети ошибаются при названии картинок, смотря только на внешнее сходство предметов (репа-свекла), на их сходство по назначению (лейка-чайник), на ситуативную связь.
По данным Н. С. Жуковой, в словаре дошкольника с общим недоразвитием речи присутствуют в малых количествах обобщающие определения, практически отсутствуют синонима, недостаточно антонимов. У детей прослеживается различный характер ошибок в случае выбора антонимов. Взамен антонимов дети чаще выбирают: слова, семантически схожие используемому антониму той же части речи (день — ночь, высоко — низко); слова-стимулы с использованием частицы не (стучать — не стучать, сидеть — не сидеть); слова, близкие по ситуации исходному слову (идти — ходить); формы слова-стимула (петь — поет); слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами; синонимы [2, с. 206].
Как полагает Н. В. Сычева, присутствие своеобразных погрешностей в речи ребенка связано с ограниченностью словарного запаса, недостающим осознанием значимости фразы, проблемами актуализации слова, неумением отметить характерные смысловые свойства в структуре значения слова, непониманием поставленной проблемы [5, с. 74].
Таким образом, особенностями словарного запаса детей с общим недоразвитием речи является полное отсутствие знаний, ложное понимание и применение ряда слов, замена видовых понятий родовыми и напротив, взаимозамещение признаков. В словаре детей мало обобщающих понятий, они мало используют синонимы. Дети путаются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями.
Для успешного овладения образовательными универсальными действиями необходимо постоянное расширение словарного запаса, совершенствование владения словом и разнообразными лексическими средствами языка, что в свою очередь, будет способствовать развитию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции дошкольников. Полноценная речь ребенка, имеющего общее недоразвитие речи, может быть развита только при целенаправленной коррекционной работы.
Но перед началом коррекции специалисту необходимо провести обследование речи детей. На первом этапе логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком. Вторым этапе проводится обследование компонентов речевой системы. На основе логопедических данных делается логопедическое заключение.
Диагностика детей должна проходить в непринужденной, привычной обстановке, при полном расположении к логопеду. Чтобы ребенок не переутомился, стоит проводить физкультурные минутки и давать отдохнуть от заданий. Если видно, что длительный процесс утомляет ребенка и из-за этого результаты исследования меняются в худшую сторону, стоит проводить диагностику в несколько встреч. Задания для каждого ребенка должны подбираться индивидуально с учетом возраста и других особенностей. Ребенку будет легче воспринимать информацию при четких и понятных инструкциях. Также стоит подготовить картинки подходящего размера, не слишком маленькие, не слишком большие, чтобы они умещались в поле зрения ребенка. Логопед может предложить эти задания и с помощью компьютера (презентация, различные программы), но в этом случае стоит помнить о времени, ведь дошкольнику можно работать за компьютером не более 10 минут. В такое исследование нужно включить гимнастику для глаз.
Исследование особенностей развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось на базе муниципального детского образовательного учреждения «Детский сад № 97 комбинированного вида» г.о. Саранск. В экспериментальной части исследования принимали участие дети старшей группы компенсирующей направленности 5–6 лет с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи III уровня».
К настоящему времени методика диагностики словаря дошкольников располагает богатым практическим материалом. Для определения активного словарного запаса можно использовать следующие:
Задание 1. «Что делают предметом?».
Задание направлено на исследование глагольного состава словаря дошкольника. Логопед дает ребенку такую инструкцию: «Посмотри на картинки, и скажи, как используют предмет?»
Задание 2. «Антонимы».
Задание направлено на исследование состояния антонимического словаря. Логопед дает ребенку такую инструкцию: «Подбери к моему слову противоположное по значению».
Задание 3. «Назови предмет».
Задание направлено на исследование номинативного словаря ребенка. Логопед дает такую инструкцию: «Назови картинки на тему…».
Задание 4. «Назови по описанию».
Задание направлено на исследование номинативного словаря ребенка. Логопед дает такую инструкцию: «Назови предметы по их описанию».
Задание 5. «Подбери определение к слову».
Задание направлено на исследование состояния атрибутивного словаря детей. Логопед дает такую инструкцию: «Подбери определения к словам».
Для определения пассивного словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи можно использовать следующие задания:
Задание 1. «Обобщающие слова»
Задание направлено на выявление умений классифицировать понятия по лексическим темам. Логопед дает такую инструкцию: «Перед тобой разложены картинки, выбери те, которые относятся к понятию».
Задание 2. «Найди семью».
Задание направлено на понимание названий детенышей домашних и диких животных. Логопед дает такую инструкцию: «Сейчас я буду называть тебе животное, а ты найди его детеныша на картинках».
Задание 3. «Выбери противоположное».
Задание направлено на понимание антонимов. Логопед дает такую инструкцию: «Найди на картинке противоположное к моему слову».
Задания оцениваются с помощью баллов, 0 баллов — ребенок не справился с заданием или отказался от его выполнения, 1 балл — ребенок выполнил задание с помощью логопеда или после 1–2 примеров, 2 балла — ребенок справился с заданием хорошо.
Рассмотрим результаты исследования особенностей развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи, проведенного по методике, описанной выше.
С первым заданием правильно справились 25 % дошкольников. Частично справились с заданием 58,3 % детей. Анализ результатов показал, что в некоторых случаях испытуемые без труда отвечали на вопросы, а некоторые моменты вызывали у них затруднения. Оставшиеся 16,7 % не справились с выполнением задания. Они смогли ответить лишь на 2‑3 вопроса, а остальные глаголы не подходили к ответу по смыслу.
Во втором задании детям предлагалось найти слова с противоположным значением. Полностью выполнили задание 16,7 % детей с общим недоразвитием речи. Они без труда подобрали антонимы ко всем предложенным словам. Частично это задание выполнило 58,3 % дошкольников. Среди ответов детей были: «выходит», «сидит», «лежит», «смеется», «радуется», «идет», «стоит» и т. д. Большинство трудностей вызвало задание подобрать антоним к словам «кладет», «закрывает», «ложится».
Третье задание было направленно на изучение состояния номинативного словаря испытуемых. Полностью с заданием не справился ни один дошкольник. Частично выполнили это задание 25 % дошкольников. Они назвали все слова из серий «животные», «овощи» и «фрукты». Однако затруднения вызвали слова из серии «посуда» и «мебель». Допустили ошибки в более половины случает 75 %.
Четвертое задание, направленное на изучение состояния номинативного словаря, вызвало большие затруднения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Не справились с заданием 83,3 % детей. Оставшиеся 16,7 % детей смогли ответить на вопросы только с помощью экспериментатора.
Пятое задание испытуемые не выполнили. Выполнили только частично задание по даче определений словам лишь 41,7 % дошкольников с общим недоразвитием речи. Среди ответов детей: туча — «бывает вечером», «когда идет дождь», «всегда бывает на небе»; море — «когда много воды»; 58,3 % дошкольников не смогли справиться с заданием.
При проверке активного словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня допускались ошибки следующей направленности: замена названий предметов, внешне схожих между собой (молоток — топор,); замена названия действий другими, семантически близкими действиями (расческа расчесывает — расправляет); замена существительного на более широкое значение (карп — рыба).
Вторая серия заданий была направлена на определение пассивного словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.
Первое задание правильно выполнили 33,3 % детей. Они смогли во всех случаях правильно обобщить предложенные детали. Частично выполнили это задание 50 % дошкольников. Они смогли обобщить большинство деталей, но у них вызвали затруднения детали посуды. А оставшиеся 16,7 % затруднились при группировке предметов транспорта и посуды.
Второе задание не вызвало особых затруднений у дошкольников. Правильно выполнили задание 75 % детей. Не знают, как называются детеныши у ежа, овцы, лошади 16,7 % дошкольников. И в 8,3 % испытуемых справились с заданием только с помощью экспериментатора
Анализ результатов, полученных с помощью третьего задания «Понимание слов с противоположным значением» показало, что 16,7 % дошкольников с общим недоразвитием речи без труда подобрали противоположные слова ко всем предложенным. Частично это задание выполнили 58,3 % дошкольников. Они смогли справиться с заданием при небольшой помощи педагога. Не справились с заданием 25 % детей.
При качественном анализе пассивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи установлена цепь ошибок, свойственных для детей с нарушениями речи: замена названий предметов, внешне близких между собой (стакан — кружка); использование семантических замен на основе недостаточной выделения ситуативной связи (торопиться — опаздывать).
Итоги диагностики позволили выявить у дошкольников определенные проблемы при подборе противоположных по смыслу слов: называние исходного слова с отрицанием (счастье — не счастье), называние слов с одним значением (ледяной — холодный).
На основании проведенного эксперимента были выделены уровни сформированности словарного запаса детей с общим недоразвитием речи старшей группы детского сада.
Анализ полученных в исследовании данных свидетельствует о том, что большая часть дошкольников с общим недоразвитием речи имеют средний 40,6 % и низкий 38,6 % уровни сформированности словарного запаса. Высокий уровень выявлен лишь у 20,8 % испытуемых.
На основании диагностики детей можно выявить следующие типичные особенности словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи:
- Дети с общим недоразвитием речи имеют более низкий уровень сформированности словарного запаса по сравнению с нормой.
- Дошкольники с общим недоразвитием речи допускают значительные лексические ошибки в речи.
- Низкий уровень сформированности словарного запаса носит стойкий характер.
- Патология проявляется в бедности активного словарного запаса, в неточном употреблении многих слов — названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Детям трудно усваивать слова, имеющие обобщенное значение и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. У детей отмечается задержка в формировании семантических полей.
Литература:
- Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2009. — 396 с. Текст: непосредственный.
- Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 2010. — 236 с. Текст: непосредственный.
- Завольская, Е. В. Особенности формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / Е. В. Завольская — Текст: непосредственный // Логопед. — 2013. ‒ № 15. — С. 13–21.
- Карпова, С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С. Н. Карпова. — М.: Гном-Пресс, 2013. — 70с. Текст: непосредственный.
- Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Сычева — Текст: непосредственный // Вестник Куб ГУ. — 2014. — № 5. — С. 72–76.
- Ушакова, О. С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова — Текст: непосредственный // Детский сад от А до Я. — 2005. — № 2 (14). — С. 9–15.
- Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников / Т. Б. Филичева. — М.: Альфа, 2013. — 210 с. Текст: непосредственный.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М.: Академия, 2003. — 240 с. Текст: непосредственный.