Без игры нет и не может быть полноценного развития детей. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Через игру ребенок познает окружающий мир.
В связи с актуальностью развития речи, сенсорных и познавательных способностей детей, нами проделана работа по созданию и внедрению в педагогический процесс дидактического пособия «Умный паровозик». Пособие способствует речевому, познавательному, сенсорному развитию малышей. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями и трудностями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Пособие создано нами, учитывая особенности и потребности детей раннего возраста. Внимание малышей привлекает яркость, желание все потрогать, открыть, расстегнуть, прикрепить. Данная игра может удовлетворить все желания и потребности ребенка. Научит его играть и взаимодействовать с другими детьми, ведь чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Многофункциональная игра «Умный паровозик» способствует осуществлению познавательного, речевого и сенсомоторного развития детей. Реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Характеристика игры
Многофункциональная игра «Умный паровозик» предназначена для детей 2–3 лет. Данная игра представляет собой паровоз и несколько вагонов, а также 2 комплекта предметов и геометрических фигур, изготовленных из приятного и мягкого на ощупь материала — фетра. Предметы крепятся к вагонам при помощи липучек.
Играть одновременно могут от 1 до 6 человек. Данная игра может служить, как для самостоятельной, так и совместной с педагогом деятельности.
Комплект № 1 представляет собой предметы для игры «Умный паровозик» (одежда, обувь, посуда, игрушки, животные).
Комплект № 2 представляет собой геометрические фигуры разного цвета, формы и величины.
Цель игры
Развивать познавательное, речевое и сенсорное развитие детей раннего возраста.
Задачи:
– Вызвать интерес к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, животные, геометрические фигуры;
– Способствовать пониманию и появлению в словаре детей слов обозначающих цвет, величину, форму предметов и обобщающих понятий одежда, обувь и т. д.;
– Развивать мелкую моторику пальцев рук через игры с липучками;
– Обогащать словарь детей, развивать речь, мышление, внимание, память;
– Создать условия в группе детского сада для познавательного, речевого и сенсорного развития детей и формирования умения играть индивидуально и вместе со сверстниками.
Варианты игры с комплектом № 1
Вариант № 1 «Что везет паровоз в вагонах?»
Цель: Научить детей узнавать и называть диких и домашних животных, предметы ближайшего окружения (игрушки, посуда, одежда, обувь).
Ход игры: Воспитатель раскладывает паровоз с вагончиками на столе или полу, прикрепляет предмет в вагон и предлагает назвать, что это такое? Когда все предметы разложены по вагонам. Воспитатель еще раз просит детей назвать предметы в каком-либо вагоне и подводит к пониманию обобщающего слова. Например, чашка, тарелка, чайник — это посуда. Этот вагон везет посуду.
Вариант № 2 «Умный паровозик»
Цель: Научить детей объединять предметы в группы по их назначению в быту или месту обитания и называть эти группы обобщающими словами — посуда, одежда, обувь, игрушки, домашние, дикие животные.
Ход игры: Разложить паровоз с вагончиками. Обратить внимание детей, что в окошечках вагонов изображены те предметы, которые должны ехать в этом вагоне. Например, в окошке вагона изображен шкаф с одеждой, значит, в этот вагон нужно поместить предметы одежды.
Начинать игру нужно с 2 вагонов. Например, научить ребенка сортировке одежды и обуви, посуды и игрушек, диких и домашних животных. По мере усвоения навыков классификации использовать следующие вагоны.
Варианты игры с комплектом № 2
«Подбери фигуру»
Цель: Учить различать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ход игры: В игре могут участвовать от 1 до 4 человек. Воспитатель раскладывает паровоз с вагончиками на столе или полу. В окошко вагона вставляет карточку с изображением геометрической фигуры. Обращает внимание детей на то, что в вагоны нужно поместить те фигуры, какие изображены в окошке. Можно каждому ребенку дать вагон и после того как он поместить все фигуры нужной формы, присоединяет свой вагон к паровозику с помощью застежки. Когда все вагоны присоединены, паровоз отправляется в путь. Дети произносят; «Ту-Ту-уууу» и изображают движение паровоза.
«Разноцветные вагоны»
Цель: Учить группировать фигуры, ориентируясь на цвет, не зависимо от формы и величины.
Ход игры: В игре могут участвовать от 1 до 4 человек. Воспитатель раскладывает паровоз с вагончиками на столе или полу. В окошки вагонов вставляет карточки красного, синего, желтого и зеленого цвета. Обращает внимание детей на то, что в вагоны нужно поместить только фигуры того цвета, какой горит в окошке вагона.
«Большие и маленькие»
Цель: Учить различать фигуры, ориентируясь на величину. Употреблять в речи прилагательные большой и маленький.
Ход игры: Воспитатель раскладывает паровоз с 2 вагончиками на столе и выкладывает комплект геометрических фигур разного цвета, формы и величины. В окошко одного вагона помещает изображения фигур маленькой величины, а в окошко другого вагона вставляет большие изображения фигур. Обращает внимание детей на то, что в одном вагоне паровоз везет маленькие фигуры, а в другом вагоне большие фигуры. Предлагает ребенку рассортировать фигуры по вагонам ориентируясь на величину.