Формирование исследовательских умений у младших школьников является одной актуальных проблем для образовательной практики. Целью современного обучения служит предоставление детям возможности самостоятельного добывания знаний и творческих решений учебных задач.
Исследовательская деятельность способствует формированию разностороннего развития личности и таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.
Работая над формированием исследовательских умений у младших школьников нами были поставлена задача включить учащихся в практические работы по предмету «Окружающий мир».
Изучив программу Н. Ф. Виноградовой по предмету «Окружающий мир» для третьего класса, мы пришли к выводу, что в её содержании определены практические работы учащихся с картой, глобусом, планом местности, растениями и гербарием. По темам программы «Условия жизни на Земле», «Вода. Значение воды для жизни на Земле», «Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле», «Способы размножения растений» — предлагаются практические работы с проведением опытов.
К некоторым практическим работам в учебнике для третьего класса предлагаются подробные инструкции, практические задания и рисунки опытов. Анализ этих заданий показал, что они в основном носят не проблемный, а репродуктивный характер. При этом положительно следует отметить, что в отдельных инструкциях встречаются вопросы и задания, упражняющие детей в выдвижении гипотез и формулировке выводов.
Например, после проведения опыта задан вопрос: «Выскажи предположение: откуда взялись капельки воды?». Другой пример — сформулирован готовый вывод и спрашивается: «Согласимся ли мы с выводом?». Рисунки в учебнике результатов опытно-практической работы, которые дети должны получить самостоятельно, на наш взгляд, снижают познавательный интерес к практическому исследованию. Зачем младшему школьнику получать результат, если он уже показан на рисунке?
Мы разнообразили урочную и внеурочную практическую работу учащихся по предмету «Окружающий мир». Для эффективного формирования исследовательских умений у младших школьников при проведении практических работ создавались следующие педагогические условия: предлагались проблемные задания (вопросы) исследовательского характера; использовались методы, развивающие эвристические способности учащихся; школьникам обеспечивалась позиция активного субъекта исследовательской деятельности; использовались исследовательские средства (дневник исследователя, таблицы наблюдений, эксперименты).
Для оформления результатов урочных, домашних и внеурочных практических работ по предмету «Окружающий мир» учащимся было предложено вести «Исследовательский дневник»
Приведём фрагмент практической работы на уроках и внеурочных занятиях. Практическая работа на уроке «Вода — условие жизни на Земле» была направленаформирование интереса к исследовательской деятельности и формирование исследовательских умений (видеть проблему, выдвигать гипотезы, проводить опыты, наблюдение, сравнение, обрабатывать результаты исследования, формулировать выводы).
В начале урока мы применили метод эвристических вопросов: Младшим школьникам было предложено сформулировать вопросы по теме урока, которые начинались со слов: что…? Зачем…? Где…? Чем…? Как…? Когда…? В результате этой работы на доске появились вопросы: что вы знаете о воде? Зачем нужна вода? Где в природе можно обнаружить воду? Чем вода отличается от других жидкостей? Как это можно установить? Когда вода начинает замерзать?
Ответы учащихся на эти вопросы способствовали возникновению познавательного интереса, порождали необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Прежде чемвходе практической работы исследовать свойства воды, мы предложили учащимся заполнить первую колонку таблицы: «Знаю — Узнал» Вторая колонка заполнялась при подведении итогов урока.
Таблица 1
«Знаю — Узнал»
Знаю о свойствах воды |
Узнал о свойствах воды |
Учащиеся самостоятельно провели на уроке несколько опытов, в ходе этой работы вырабатывались исследовательские умения. Так, например, перед проведением опыта № 4 мы использовали метод гипотез. Для этого попросили учащихся предположить, что будет, если бросить в воду соль, песок, сахар, масло? (свои предположения дети занесли в таблицу 2)
После выдвижения учащимися гипотез был применён метод прогнозирования . Мы поинтересовались у детей: что с этими веществами будет происходить в воде? В какой части стакана будет плавать вещество или его не будет видно? Свой прогноз младшие школьники также зафиксировали в таблице. После этого учащиеся провели опыт , записали свои наблюдения в таблицу, сравнили с прогнозом, сделали вывод о правильности своих предположений.
Таблица 2
Исследовательская таблица прогнозов, наблюдений и выводов
Свойство вещества |
Название вещества |
|||
Соль |
Речной песок |
Сахар |
Масло |
|
Предположение по поводу растворимости |
||||
Прогнозирование наблюдения |
||||
Что наблюдали |
||||
Вывод |
||||
Обсуждение результатов практической работыобеспечивало младшему школьнику позицию активного исследователя самораскрывающегося в процессе общения. Мы предложили детям высказать предположение , какое значение для жизни человека, животных и растений имеет свойство воды растворять другие вещества? Затем был применён метод символического видения. Для этого мы прочли высказывание А. Сент-Экзюпери: «Вода — сама жизнь, ты самое большое богатство на свете…». Предложили учащимся пояснить, почему автор считает, что «вода — символ жизни» и «самое больше богатство».
В конце урока мы применили упражнение «Измени точку зрения на объект», которое способствовало формированию исследовательских умений видеть проблему и формулировать гипотезы.
Таким образом мы убедились, что систематическое включение в уроки и внеурочную деятельность по предмету «Окружающий мир» практических работ будет способствовать формированию исследовательских умений у младших школьников, если в процессе их выполнения учащиеся решают проблемные задачи исследовательского характера; (дневника исследователя, таблиц наблюдений, простейших приборов и оборудования).
Литература:
- Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
- Берестнева Е. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы / Е. В. Берестнева // Начальная школа. — 2011. — № 6. — С.15–18.