Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир» / К. А. Михалева, А. Ю. Великая, Т. А. Шеховцова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94864/ (дата обращения: 16.11.2024).



Формирование исследовательских умений у младших школьников является одной актуальных проблем для образовательной практики. Целью современного обучения служит предоставление детям возможности самостоятельного добывания знаний и творческих решений учебных задач.

Исследовательская деятельность способствует формированию разностороннего развития личности и таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.

Работая над формированием исследовательских умений у младших школьников нами были поставлена задача включить учащихся в практические работы по предмету «Окружающий мир».

Изучив программу Н. Ф. Виноградовой по предмету «Окружающий мир» для третьего класса, мы пришли к выводу, что в её содержании определены практические работы учащихся с картой, глобусом, планом местности, растениями и гербарием. По темам программы «Условия жизни на Земле», «Вода. Значение воды для жизни на Земле», «Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле», «Способы размножения растений» — предлагаются практические работы с проведением опытов.

К некоторым практическим работам в учебнике для третьего класса предлагаются подробные инструкции, практические задания и рисунки опытов. Анализ этих заданий показал, что они в основном носят не проблемный, а репродуктивный характер. При этом положительно следует отметить, что в отдельных инструкциях встречаются вопросы и задания, упражняющие детей в выдвижении гипотез и формулировке выводов.

Например, после проведения опыта задан вопрос: «Выскажи предположение: откуда взялись капельки воды?». Другой пример — сформулирован готовый вывод и спрашивается: «Согласимся ли мы с выводом?». Рисунки в учебнике результатов опытно-практической работы, которые дети должны получить самостоятельно, на наш взгляд, снижают познавательный интерес к практическому исследованию. Зачем младшему школьнику получать результат, если он уже показан на рисунке?

Мы разнообразили урочную и внеурочную практическую работу учащихся по предмету «Окружающий мир». Для эффективного формирования исследовательских умений у младших школьников при проведении практических работ создавались следующие педагогические условия: предлагались проблемные задания (вопросы) исследовательского характера; использовались методы, развивающие эвристические способности учащихся; школьникам обеспечивалась позиция активного субъекта исследовательской деятельности; использовались исследовательские средства (дневник исследователя, таблицы наблюдений, эксперименты).

Для оформления результатов урочных, домашних и внеурочных практических работ по предмету «Окружающий мир» учащимся было предложено вести «Исследовательский дневник»

Приведём фрагмент практической работы на уроках и внеурочных занятиях. Практическая работа на уроке «Вода — условие жизни на Земле» была направленаформирование интереса к исследовательской деятельности и формирование исследовательских умений (видеть проблему, выдвигать гипотезы, проводить опыты, наблюдение, сравнение, обрабатывать результаты исследования, формулировать выводы).

В начале урока мы применили метод эвристических вопросов: Младшим школьникам было предложено сформулировать вопросы по теме урока, которые начинались со слов: что…? Зачем…? Где…? Чем…? Как…? Когда…? В результате этой работы на доске появились вопросы: что вы знаете о воде? Зачем нужна вода? Где в природе можно обнаружить воду? Чем вода отличается от других жидкостей? Как это можно установить? Когда вода начинает замерзать?

Ответы учащихся на эти вопросы способствовали возникновению познавательного интереса, порождали необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Прежде чемвходе практической работы исследовать свойства воды, мы предложили учащимся заполнить первую колонку таблицы: «Знаю — Узнал» Вторая колонка заполнялась при подведении итогов урока.

Таблица 1

«Знаю — Узнал»

Знаю о свойствах воды

Узнал о свойствах воды

Учащиеся самостоятельно провели на уроке несколько опытов, в ходе этой работы вырабатывались исследовательские умения. Так, например, перед проведением опыта № 4 мы использовали метод гипотез. Для этого попросили учащихся предположить, что будет, если бросить в воду соль, песок, сахар, масло? (свои предположения дети занесли в таблицу 2)

После выдвижения учащимися гипотез был применён метод прогнозирования . Мы поинтересовались у детей: что с этими веществами будет происходить в воде? В какой части стакана будет плавать вещество или его не будет видно? Свой прогноз младшие школьники также зафиксировали в таблице. После этого учащиеся провели опыт , записали свои наблюдения в таблицу, сравнили с прогнозом, сделали вывод о правильности своих предположений.

Таблица 2

Исследовательская таблица прогнозов, наблюдений и выводов

Свойство вещества

Название вещества

Соль

Речной песок

Сахар

Масло

Предположение по поводу растворимости

Прогнозирование наблюдения

Что наблюдали

Вывод

Обсуждение результатов практической работыобеспечивало младшему школьнику позицию активного исследователя самораскрывающегося в процессе общения. Мы предложили детям высказать предположение , какое значение для жизни человека, животных и растений имеет свойство воды растворять другие вещества? Затем был применён метод символического видения. Для этого мы прочли высказывание А. Сент-Экзюпери: «Вода — сама жизнь, ты самое большое богатство на свете…». Предложили учащимся пояснить, почему автор считает, что «вода — символ жизни» и «самое больше богатство».

В конце урока мы применили упражнение «Измени точку зрения на объект», которое способствовало формированию исследовательских умений видеть проблему и формулировать гипотезы.

Таким образом мы убедились, что систематическое включение в уроки и внеурочную деятельность по предмету «Окружающий мир» практических работ будет способствовать формированию исследовательских умений у младших школьников, если в процессе их выполнения учащиеся решают проблемные задачи исследовательского характера; (дневника исследователя, таблиц наблюдений, простейших приборов и оборудования).

Литература:

  1. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
  2. Берестнева Е. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы / Е. В. Берестнева // Начальная школа. — 2011. — № 6. — С.15–18.
Основные термины (генерируются автоматически): свойство воды, вод, исследовательская деятельность, практическая работа, работа, умение, учащийся, исследовательский характер, младший школьник, познавательный интерес.


Похожие статьи

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир». Педагогический проект

О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Дружба и взаимопомощь» (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир». Педагогический проект

О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Дружба и взаимопомощь» (из опыта работы)

Задать вопрос