Анализ результатов лабораторных испытаний акселерометров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.09.2022

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Бобкова, Е. Н. Анализ результатов лабораторных испытаний акселерометров / Е. Н. Бобкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94866/ (дата обращения: 29.11.2024).



В статье описана методика статических и динамических испытаний акселерометра, приведена методика обработки результатов испытаний, проведен анализ конструктивного запаса.

Ключевые слова: акселерометр, крутизна преобразования, нулевой сигнал, виброустойчивость.

После реализации известных мер по минимизации погрешности акселерометра остающимися компонентами погрешности, влияющими на его точность в инерциальных навигационных системах, являются случайная составляющая погрешности нулевого сигнала и крутизны преобразования (масштабного коэффициента).

Акселерометр

Рис. 1. Акселерометр

Данные погрешности сложно определить математически на этапе конструктивной проработки изделия, поэтому особое внимание необходимо уделять методике их экспериментального нахождения и анализа

Оценка эффективности модернизации проводилась по стандартным методикам, описанным в технической документации на датчик линейных ускорений. Для анализа стабильности нулевого сигнала и крутизны преобразования было собрано рабочее место, показанное на рисунке 2.

Схема рабочего места

Рис. 2. Схема рабочего места

Перед началом проверок изделия собирают схему в соответствии с рисунком 2. Выходной сигнал канала измерения линейного ускорения акселерометра снимают с контактных клемм магазина сопротивлений МСР-63 вольтметром В7–54/2, работающим в режиме измерения постоянного напряжения с автоматическим выбором пределов измерения, во втором положении переключателя S2 пульта, в соответствии с рисунком 2.

Испытания проводятся в поле вектора ускорения свободного падения, путем поочередного замера выходного сигнала в четырех положениях кронштейна оптической делительной головки (0º, 90º, 180 º, 270º) в диапазоне рабочих температур (от минус 60° С до + 85° С). Значение коэффициента преобразования измеряемого линейного ускорения в выходной сигнал в режиме измерения  2 g вычисляют по формулам:

, (1)

, (2)

где K u масштабный коэффициент выходной статической характеристики по напряжению, мВ/g;

K i — масштабный коэффициент выходной статической характеристики по току, мА/g;

U 1 , U 2 — значения напряжений, измеренные в положениях 0º, 180 º, мВ;

а — значение ускорения в единицах g, равное 1;

R н — значение внешнего сопротивления нагрузки, равное 4 кОм.

Значение нулевого сигнала акселерометра в режиме измерения  2 g вычисляют по формулам:

, (3)

, (4)

где — нулевой сигнал акселерометра, мВ;

— нулевой сигнал акселерометра, g;

— выходные напряжения, измеренные в положениях 0º, 180º, мВ.

Отклонение реального значения масштабного коэффициента при температуре + (22  4) С — значения, вычисляют по формуле:

, (5)

где — среднее значение масштабного коэффициента выходной характеристики по току (мА/g);

, — минимальное и максимальное значение масштабного коэффициента выходной характеристики по току на испытаниях при температуре + (22  4) С, мА/g.

Отклонение реального значения нулевого сигнала при температуре + (22  4) С — значения, вычисляют по формуле:

, (6)

где — среднее значение нулевого сигнала (10– 3 g);

, — минимальное и максимальное значение нулевого сигнала на испытаниях при температуре + (22  4) С, 10– 3 g.

Результаты климатических испытаний представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты испытаний

Номер образца

Случайная составляющая нулевого сигнала, mg

Случайная составляющая крутизны преобразования, mg

1

±0,020

±0,0247

2

±0,018

±0,0294

3

±0,027

±0,026

4

±0,007

±0,0087

5

±0,012

±0,0144

6

±0,033

±0,025

7

±0,062

±0,0017

8

±0,022

±0.0031

9

±0,013

±0,0078

Температурные петли гистерезиса нулевого сигнала и крутизны показаны на рисунке 4 соответственно.

Температурные петли гистерезиса макетных образцов Температурные петли гистерезиса макетных образцов

Рис. 3. Температурные петли гистерезиса макетных образцов

Суммарный температурный ход нулевого сигнала в диапазоне температур от -60° С до +85° С макетных образцов не превышает 1,5 mg. Суммарный температурный ход крутизны преобразования макетных образцов в диапазоне температур от -60° С до +80° С не превышает 1,5 %. Конструктивный запас по случайной и систематической составляющей погрешности нулевого сигнала и крутизны преобразования показан в таблице 2.

Таблица 2

Конструктивный запас

Номер образца

Конструктивный запас погрешности нулевого сигнала, %

Конструктивный запас погрешности крутизны преобразования, %

Случайная составляющая

Систематическая составляющая

Случайная составляющая

Систематическая составляющая

1

76

93

47

29

2

81

85

23

3

3

66

82

45

20

4

66

82

45

20

5

85

89

61

18,5

6

58

97

40

12

7

31

94

90

33

8

77

90

93

10

9

82

94

81

2

Анализ виброустойчивости проводится на вибростенде TIRAVIB. Внешний вид рабочего места показан на рисунке 4. Спектр вибрации приведен в таблице 3.

Таблица 3

Спектральная плотность

Поддиапазон частот, Гц

Спектральная плотность вибрации в поддиапазоне, g 2 /Гц

Среднеквадратичное значение суммарного ускорения, м/с 2 ( g )

20–180

180–355

355–710

710- 1400

1400–2000

0,005

0,005

0,013

0,018

0,011

49 (5)

Изделие устанавливается на вибростенд и включается в режиме 17 g, при сопротивлении нагрузки 230 Ом. Акселерометр включают и измеряют выходное напряжение U 1 * , затем акселерометр во включенном состоянии подвергают воздействию случайной широкополосной вибрации по нормам, указанным в таблице 3, и не ранее, чем через 30 с измеряют выходное напряжение.

Рабочее место

Рис. 4. Рабочее место

Погрешность акселерометра при воздействии широкополосной вибрации вычисляют по формуле (9):

, (7)

где  — погрешность акселерометра, %;

— среднее значение выходного напряжения при действии случайной широкополосной вибрации, рассчитанное по максимальному и минимальному значениям выходного напряжения акселерометра, мВ.

Результаты испытаний на виброустойчивость приведены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты испытаний

Номер образца

Вибросмещение нулевого сигнала, mg

До регулировки

После регулировки

1

5,4

0,09

2

-1,2

-0,05

3

0,8

0,19

4

-0,6

0,14

5

-6,4

-0,08

6

0,93

0,22

7

0,55

-0,05

8

1,52

0,11

9

-5,4

0,14

В рамках проведенных лабораторных испытаний были исследованы метрологические характеристики макетных образцов акселерометров, отвечающие требованиям объекта применения. Наиболее важными и труднодостижимыми параметрами в акселерометре являются минимизация случайной составляющей нулевого сигнала и вибрационной погрешности. Обработка экспериментальных данных показала эффективность данной модернизации. Для обеспечения виброустойчивости акселерометра была разработана и апробирована комплексная методика ее регулировки. По результатам лабораторных исследований можно сделать вывод, что изделие имеет достаточные конструктивные запасы по основным точностным характеристикам.

Литература:

  1. Аш Ж. Датчики измерительных систем: В двух книгах. Книга 2/ Ж. Аш. М.: Мир, 2012. — 187 с.
  2. Бобровников Л. З. Электроника: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 560 с.
  3. Виглеб Г. Датчики. Устройство и применение. Перевод с немецкого языка/ Г. Виглеб. М.: Мир, 2009. 456 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нулевой сигнал, крутизна преобразования, масштабный коэффициент, рабочее место, номер образца, нулевой сигнал акселерометра, режим измерения, результат испытаний, таблица, выходная статическая характеристика.


Ключевые слова

акселерометр, крутизна преобразования, нулевой сигнал, виброустойчивость

Похожие статьи

Анализ свободных колебаний в вибровискозиметрическом датчике

В статье произведено описание прицепа действия вибровискозиметра, показана схема датчика, произведен теоретический анализ собственных частот колебаний, выполнено сравнение полученных результатов с экспериментальными данными.

Перспектива применения тепломеханического преобразователя при организации активного аэродинамического эксперимента

В статье приведены результаты патентных исследований по схемам конструкций различных тепломеханических преобразователей. Проведен сравнительный анализ удельного изгиба термобиметаллов при изменении температуры от 20 до 200ᵒС.

Разработка инженерной методики расчета режимных параметров компактных теплообменных аппаратов

В работе проведен анализ эффективности теплообменных аппаратов с оребрением и без, и на основе этого анализа разработана графо-аналитическая методика инженерного расчета их характеристик.

Зависимость эффективности солнечных панелей от угла установления

В статье проанализирована зависимость выходного напряжения и коэффициента отражения солнечных панелей от угла установления, и с помощью виртуальной лаборатории вычислены и сравнены экспериментальные и теоретические результаты.

Обзор методов и средств для создания системы измерения угла отклонения аэродинамических поверхностей самолета

В статье приводится обзор современных методов оценки геометрических параметров аэродинамических поверхностей самолета. Предлагаются и оцениваются возможные реализации систем измерения угла отклонения руля высоты и выбирается наиболее оптимальный. Пре...

Разработка метода измерения теплового сопротивления микросхем

В статье произведен сравнительный анализ вариантов определения теплового сопротивления микросхем. Сравнению подверглись два предложенных способа и метод, описанный в ОСТ 11 0944–96. В результате моделирования в среде Synopsys TCAD выбран оптимальный.

Оценка показателей надежности испытаний при экспоненциальном законе распределения отказов

В статье проведена оценка показателей надежности безотказной работы системы. На примере показан расчет основных показателей средствами VBA.

Разработка автоматизированного стенда паспортизации пьезоэлектрических преобразователей

Данная статья посвящена перспективному направлению использования роботов манипуляторов для автоматизации процесса паспортизации ультразвуковых пьезоэлектрических преобразователей. Основное внимание уделено возможности использования робота-манипулятор...

Методика контроля аэродинамической асимметрии крыльевого отсека с помощью технологий 3D-сканирования

В статье представлены результаты исследования возможностей применения технологии 3D-сканирования для контроля аэродинамической асимметрии (АА) крыльевого отсека управляемого летательного аппарата (ЛА). Показаны аспекты влияния асимметрии на точность ...

Определение нагрузки для стендовых испытаний бензинового двигателя в условиях, приближенных к реальным

В статье рассмотрено использование методики расчёта разгона автомобиля и имитация данного разгона в условиях стендовых испытаний бензиновых двигателей. Рассмотрены возможные варианты нагрузки, произведён примерный расчёт, представлены данные для даль...

Похожие статьи

Анализ свободных колебаний в вибровискозиметрическом датчике

В статье произведено описание прицепа действия вибровискозиметра, показана схема датчика, произведен теоретический анализ собственных частот колебаний, выполнено сравнение полученных результатов с экспериментальными данными.

Перспектива применения тепломеханического преобразователя при организации активного аэродинамического эксперимента

В статье приведены результаты патентных исследований по схемам конструкций различных тепломеханических преобразователей. Проведен сравнительный анализ удельного изгиба термобиметаллов при изменении температуры от 20 до 200ᵒС.

Разработка инженерной методики расчета режимных параметров компактных теплообменных аппаратов

В работе проведен анализ эффективности теплообменных аппаратов с оребрением и без, и на основе этого анализа разработана графо-аналитическая методика инженерного расчета их характеристик.

Зависимость эффективности солнечных панелей от угла установления

В статье проанализирована зависимость выходного напряжения и коэффициента отражения солнечных панелей от угла установления, и с помощью виртуальной лаборатории вычислены и сравнены экспериментальные и теоретические результаты.

Обзор методов и средств для создания системы измерения угла отклонения аэродинамических поверхностей самолета

В статье приводится обзор современных методов оценки геометрических параметров аэродинамических поверхностей самолета. Предлагаются и оцениваются возможные реализации систем измерения угла отклонения руля высоты и выбирается наиболее оптимальный. Пре...

Разработка метода измерения теплового сопротивления микросхем

В статье произведен сравнительный анализ вариантов определения теплового сопротивления микросхем. Сравнению подверглись два предложенных способа и метод, описанный в ОСТ 11 0944–96. В результате моделирования в среде Synopsys TCAD выбран оптимальный.

Оценка показателей надежности испытаний при экспоненциальном законе распределения отказов

В статье проведена оценка показателей надежности безотказной работы системы. На примере показан расчет основных показателей средствами VBA.

Разработка автоматизированного стенда паспортизации пьезоэлектрических преобразователей

Данная статья посвящена перспективному направлению использования роботов манипуляторов для автоматизации процесса паспортизации ультразвуковых пьезоэлектрических преобразователей. Основное внимание уделено возможности использования робота-манипулятор...

Методика контроля аэродинамической асимметрии крыльевого отсека с помощью технологий 3D-сканирования

В статье представлены результаты исследования возможностей применения технологии 3D-сканирования для контроля аэродинамической асимметрии (АА) крыльевого отсека управляемого летательного аппарата (ЛА). Показаны аспекты влияния асимметрии на точность ...

Определение нагрузки для стендовых испытаний бензинового двигателя в условиях, приближенных к реальным

В статье рассмотрено использование методики расчёта разгона автомобиля и имитация данного разгона в условиях стендовых испытаний бензиновых двигателей. Рассмотрены возможные варианты нагрузки, произведён примерный расчёт, представлены данные для даль...

Задать вопрос