В статье описана методика статических и динамических испытаний акселерометра, приведена методика обработки результатов испытаний, проведен анализ конструктивного запаса.
Ключевые слова: акселерометр, крутизна преобразования, нулевой сигнал, виброустойчивость.
После реализации известных мер по минимизации погрешности акселерометра остающимися компонентами погрешности, влияющими на его точность в инерциальных навигационных системах, являются случайная составляющая погрешности нулевого сигнала и крутизны преобразования (масштабного коэффициента).
Рис. 1. Акселерометр
Данные погрешности сложно определить математически на этапе конструктивной проработки изделия, поэтому особое внимание необходимо уделять методике их экспериментального нахождения и анализа
Оценка эффективности модернизации проводилась по стандартным методикам, описанным в технической документации на датчик линейных ускорений. Для анализа стабильности нулевого сигнала и крутизны преобразования было собрано рабочее место, показанное на рисунке 2.
Рис. 2. Схема рабочего места
Перед началом проверок изделия собирают схему в соответствии с рисунком 2. Выходной сигнал канала измерения линейного ускорения акселерометра снимают с контактных клемм магазина сопротивлений МСР-63 вольтметром В7–54/2, работающим в режиме измерения постоянного напряжения с автоматическим выбором пределов измерения, во втором положении переключателя S2 пульта, в соответствии с рисунком 2.
Испытания проводятся в поле вектора ускорения свободного падения, путем поочередного замера выходного сигнала в четырех положениях кронштейна оптической делительной головки (0º, 90º, 180 º, 270º) в диапазоне рабочих температур (от минус 60° С до + 85° С). Значение коэффициента преобразования измеряемого линейного ускорения в выходной сигнал в режиме измерения 2 g вычисляют по формулам:
, (1)
, (2)
где K u — масштабный коэффициент выходной статической характеристики по напряжению, мВ/g;
K i — масштабный коэффициент выходной статической характеристики по току, мА/g;
U 1 , U 2 — значения напряжений, измеренные в положениях 0º, 180 º, мВ;
а — значение ускорения в единицах g, равное 1;
R н — значение внешнего сопротивления нагрузки, равное 4 кОм.
Значение нулевого сигнала акселерометра в режиме измерения 2 g вычисляют по формулам:
, (3)
, (4)
где — нулевой сигнал акселерометра, мВ;
— нулевой сигнал акселерометра, g;
— выходные напряжения, измеренные в положениях 0º, 180º, мВ.
Отклонение реального значения масштабного коэффициента при температуре + (22 4) С — значения, вычисляют по формуле:
, (5)
где — среднее значение масштабного коэффициента выходной характеристики по току (мА/g);
, — минимальное и максимальное значение масштабного коэффициента выходной характеристики по току на испытаниях при температуре + (22 4) С, мА/g.
Отклонение реального значения нулевого сигнала при температуре + (22 4) С — значения, вычисляют по формуле:
, (6)
где — среднее значение нулевого сигнала (10– 3 g);
, — минимальное и максимальное значение нулевого сигнала на испытаниях при температуре + (22 4) С, 10– 3 g.
Результаты климатических испытаний представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты испытаний
Номер образца |
Случайная составляющая нулевого сигнала, mg |
Случайная составляющая крутизны преобразования, mg |
1 |
±0,020 |
±0,0247 |
2 |
±0,018 |
±0,0294 |
3 |
±0,027 |
±0,026 |
4 |
±0,007 |
±0,0087 |
5 |
±0,012 |
±0,0144 |
6 |
±0,033 |
±0,025 |
7 |
±0,062 |
±0,0017 |
8 |
±0,022 |
±0.0031 |
9 |
±0,013 |
±0,0078 |
Температурные петли гистерезиса нулевого сигнала и крутизны показаны на рисунке 4 соответственно.
Рис. 3. Температурные петли гистерезиса макетных образцов
Суммарный температурный ход нулевого сигнала в диапазоне температур от -60° С до +85° С макетных образцов не превышает 1,5 mg. Суммарный температурный ход крутизны преобразования макетных образцов в диапазоне температур от -60° С до +80° С не превышает 1,5 %. Конструктивный запас по случайной и систематической составляющей погрешности нулевого сигнала и крутизны преобразования показан в таблице 2.
Таблица 2
Конструктивный запас
Номер образца |
Конструктивный запас погрешности нулевого сигнала, % |
Конструктивный запас погрешности крутизны преобразования, % |
||
Случайная составляющая |
Систематическая составляющая |
Случайная составляющая |
Систематическая составляющая |
|
1 |
76 |
93 |
47 |
29 |
2 |
81 |
85 |
23 |
3 |
3 |
66 |
82 |
45 |
20 |
4 |
66 |
82 |
45 |
20 |
5 |
85 |
89 |
61 |
18,5 |
6 |
58 |
97 |
40 |
12 |
7 |
31 |
94 |
90 |
33 |
8 |
77 |
90 |
93 |
10 |
9 |
82 |
94 |
81 |
2 |
Анализ виброустойчивости проводится на вибростенде TIRAVIB. Внешний вид рабочего места показан на рисунке 4. Спектр вибрации приведен в таблице 3.
Таблица 3
Спектральная плотность
Поддиапазон частот, Гц |
Спектральная плотность вибрации в поддиапазоне, g 2 /Гц |
Среднеквадратичное значение суммарного ускорения, м/с 2 ( g ) |
20–180 180–355 355–710 710- 1400 1400–2000 |
0,005 0,005 0,013 0,018 0,011 |
49 (5) |
Изделие устанавливается на вибростенд и включается в режиме 17 g, при сопротивлении нагрузки 230 Ом. Акселерометр включают и измеряют выходное напряжение U 1 * , затем акселерометр во включенном состоянии подвергают воздействию случайной широкополосной вибрации по нормам, указанным в таблице 3, и не ранее, чем через 30 с измеряют выходное напряжение.
Рис. 4. Рабочее место
Погрешность акселерометра при воздействии широкополосной вибрации вычисляют по формуле (9):
, (7)
где — погрешность акселерометра, %;
— среднее значение выходного напряжения при действии случайной широкополосной вибрации, рассчитанное по максимальному и минимальному значениям выходного напряжения акселерометра, мВ.
Результаты испытаний на виброустойчивость приведены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты испытаний
Номер образца |
Вибросмещение нулевого сигнала, mg |
|
До регулировки |
После регулировки |
|
1 |
5,4 |
0,09 |
2 |
-1,2 |
-0,05 |
3 |
0,8 |
0,19 |
4 |
-0,6 |
0,14 |
5 |
-6,4 |
-0,08 |
6 |
0,93 |
0,22 |
7 |
0,55 |
-0,05 |
8 |
1,52 |
0,11 |
9 |
-5,4 |
0,14 |
В рамках проведенных лабораторных испытаний были исследованы метрологические характеристики макетных образцов акселерометров, отвечающие требованиям объекта применения. Наиболее важными и труднодостижимыми параметрами в акселерометре являются минимизация случайной составляющей нулевого сигнала и вибрационной погрешности. Обработка экспериментальных данных показала эффективность данной модернизации. Для обеспечения виброустойчивости акселерометра была разработана и апробирована комплексная методика ее регулировки. По результатам лабораторных исследований можно сделать вывод, что изделие имеет достаточные конструктивные запасы по основным точностным характеристикам.
Литература:
- Аш Ж. Датчики измерительных систем: В двух книгах. Книга 2/ Ж. Аш. М.: Мир, 2012. — 187 с.
- Бобровников Л. З. Электроника: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 560 с.
- Виглеб Г. Датчики. Устройство и применение. Перевод с немецкого языка/ Г. Виглеб. М.: Мир, 2009. 456 с.