В статье автор рассказывает о развитии в радиожурналистике программам для детей, которое, в большей степени, пришлось на вторую половину ХХ века.
Ключевые слова: радио СССР, детское радиовещание, подрастающее поколение, Советский Союз, вещательная сетка.
Детские радиопередачи являются незаслуженно забытым направлением радиожурналистики, поскольку детские радиопрограммы в современной сетке вещания встречаются редко. Средства массовой информации для детей несут большую ответственность за воспитание подрастающего поколения, способствуя формированию ценностей и моральных установок ребенка. Программное наполнение детских радиостанций всегда сопровождается передачами, связанными с получением знаний, что способствует расширению кругозора. Они также включают в себя программы, направленные на подкрепление ранее полученных школьных знаний, что активно проявляется во второй половине ХХ века. Однако в современном мире с приходом коммерческого радиовещания детские программы постепенно стали исчезать из эфира. Этот факт показывает актуальность обращения к проблеме исследуемой темы, в то время как во второй половине ХХ века радиопередачи пользовались большой популярностью среди подрастающего поколения.
Одним из более свойственных процессов формирования советского радиовещания послевоенного времени стало начало активного увеличения радиопередач для детей. В сетках программ восстанавливаются передачи и рубрики, которые возникли еще в предвоенные годы. Появляется большое количество новых передач различных форм и жанров для детской аудитории.
В жизни подрастающего поколения детское радиовещание Советского Союза играло огромную роль. Главной целью этих передач было коммунистическое воспитание детей. Таким образом, радиовещание помогало школам преобразовывать «неорганизованную детвору» в «организованное стройное целое: в братскую, дружную, пионерскую семью» [3, с. 61].
К созданию вещательной сетки для детей подходили не только с творческой и образовательной направленностью, но и с психологической. Благодаря социально-психологическим особенностям радио удавалось заинтересовать ребенка, чтобы он был не только слушателем, но и активным участником транслируемой передачи.
Впервые детские радиопередачи, радиогазеты и радиожурналы в эфире появились в 1925 году: «Радиопионер», «Радиооктябренок», позднее «Утренняя зорька» (в дальнейшем «Пионерская зорька»), «Маша-растеряша» и многие другие. Такие программы выходили в довоенное время и были стартом на пути детской радиожурналистики. К 1930 году подобных программ было около 300 на советском радио.
Сложные годы военного времени сказались на образовании детей, однако детское радио не сдавалось и продолжало работать. Теперь к образовательным функциям добавились воспитание патриотизма и мужества у подрастающего поколения. Радио всеми силами старалось поддерживать мощный старт детских программ и это успешно получалось [2, с. 75].
В развитии детского радиовещания обычно выделяется два этапа в годы Великой Отечественной войны:
- Агитационно-пропагандистский (1941–1943 гг);
- Образовательный, просветительский (1943–1945 гг).
Первый период, в большей степени, был нацелен на подростков, которым интересны события, происходившие на фронте. Ребята могли выходить в радиоэфир со своими рассказами. Была возможность поделиться интересной историей, связанной с жизнью самого ребенка. Для детского радиовещания выделялось чуть больше двух часов эфирного времени.
В связи с тем, что детское радиовещание было нацелено на конкретную аудиторию, в 1941 году детскую редакцию преобразовали в отдел при литературно-музыкальном канале. В таком виде радио для детей просуществовало до 1943 года.
Во время образовательного, просветительного этапа (1943–1945 гг.) после возобновления отдела детского радиовещания вернулось разделение на возрастные категории. Так, с 1946 года для маленьких слушателей вышла игровая радиопередача «Угадай-ка». Сценарий был очень прост. Истории, которые затрагивались в эфире, были близки детям. Это повышало интерес, и ребята с удовольствием принимали участие в передаче.
Детское радиовещание пропорционально совмещало в себе как военные, так и просветительские темы. Это помогало детям не только следить за фронтовыми событиями, но и получать новые знания либо же закреплять ранее полученные. Выпуск радиопрограммы «Пионерская зорька» от 10 мая 1945 г. был полностью посвящен великому празднику Победы. В дальнейшем стали рассказывать о мирной жизни.
Первоначальным занятием после завершения войны стало возрождение художественных радиопередач. Теперь в эфирах большую часть времени занимал радиотеатр. Это повысило интерес подрастающего поколения и стало резким скачком для повышения детских передач на радио. Однако послевоенное радиовещание стало сильнее углубляться в цензурные рамки. Около 95 % эфирного вещания записывалось на пленку.
Чтобы обозначить возрастные рамки, более четко определить тематику для того или иного детского возраста, в 1956 году было принято решение разделить редакцию на детскую и молодежную. Появились различные рубрики, которые были направлены на разную детскую возрастную аудиторию: дошкольная, школьная, студенческая.
В 1962 году появляется радиостанция «Юность», которая являлась продолжением существовавших до этого передач для подрастающего поколения. Эта программа стала новым феноменом для слушателей [1, с. 8]. Вещательная сетка была разнообразной. В программе «Молодежи о классическом искусстве» рассказывали о произведениях не только отечественной, но и мировой литературы.
В 70-е годы главной целью советского радиовещания стало нравственное воспитание детей. В эфир все чаще стали выходить радиоспектакли, требующие анализа. Радиопрограмма «В стране литературных героев» в каждом новом выпуске демонстрировала детям диалоги с различными героями литературных произведений. С помощью любимых сказочных персонажей удавалось донести до маленьких слушателей нужные идеалы.
Из этого можно сделать вывод, что радио 70-х годов было устремлено на развитие интеллектуального и информационного контроля не только с точки зрения взрослой аудитории, но и детской. Также подобные программы формировали у ребенка интерес к искусству, развивая его с культурной стороны.
Во время преобразований и перехода от индустриального общества к постиндустриальному радиопрограммам возвышают требования, которые осуществить редакция не может. Теперь для обсуждения со слушателями выдвигаются темы, о которых ранее говорить было запрещено: вера, детская преступность и другое. Рушатся ранее установленные стандарты радиовещания, и диалог с юными слушателями заходит в тупик. К такому роду изменений пыталась привыкнуть «Пионерская зорька», но подобные новые форматы реализовать в эфире не получилось.
Продолжали появляться новые программы. Дети дошкольного возраста слушали радиопередачу «Это мы не проходили», где общались с ведущими с помощью вопросно-ответной формы. Это программа была направлена на приобщение детей к коммуникации. Ранняя социализация важна для дальнейшей жизнедеятельности человека. Именно в этот период, в частности, формируются моральные и нравственные устои, определяется картина мира. Радио берет на себя большую роль, поскольку дети в раннем возрасте начинают познавать мир, что влияет на их психику и становление мировоззренческих взглядов.
В 1990-м году популярность набирают передачи не столько для детей, сколько для их родителей. В эфирах можно услышать такие программы как: «В кругу семьи» и «Радиостудия-73», где на вопросы родителей отвечали как врачи и психологи, так и воспитатели и педагоги. Это позволило укрепить роль детского радиовещания в сетке, поскольку теперь полезную информацию получали не только дети, но и родители.
Конец 90-х стоит охарактеризовать поиском спонсоров и средств для создания новых медиапродуктов. Частный рынок, который сформировался в конце XX века, стремился к поиску новых подходов понимания детской аудитории. Развивается рекламная индустрия, передачи становятся неинтересными, все начинает быть похожим на обычные заказные выпуски.
Подводя итог вышесказанного, следует сказать, что радиовещание Советского Союза стремилось к тому, чтобы подрастающее поколение было воспитанным. Так, происходило приобщение детей разного возраста к образовательному и культурному развитию, а также формировало у ребенка социальную позицию и коммуникативные способности для дальнейшей жизнедеятельности.
Литература:
- Музыря А. А. В эфире радиостанция юность. — М.: Искусство, 1979. — 199 с.
- Руденко И. А. Игровые формы в радиовещании для детей. // В диапазоне современности: тенденции развития радио в современном мире: сборник статей. − М.: Искусство, 1984. − С. 75–92.
- Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 231 с.