В данной статье на основе анализа доктрины, судебной практики, нормативных правовых актов Российской Федерации анализируется правовая природа ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, по законодательству Российской Федерации. Автором исследуются различные виды ответственности, наступающие за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Поднимается вопрос о конституционно-правовой ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.
Ключевые слова: юридическая ответственность, государственная тайна, разглашение сведений, составляющих государственную тайну.
In this article, based on the analysis of the doctrine, judicial practice, regulatory legal acts of the Russian Federation, the legal nature of liability for the disclosure of information constituting state secrets under the legislation of the Russian Federation is analyzed. The author explores various types of liability arising for the disclosure of information constituting a state secret. The question is raised about the constitutional and legal responsibility for the disclosure of information constituting a state secret.
Key words : legal responsibility, state secret, disclosure of information, constituting a state secret.
Государственная тайна является не только залогом сохранности определенной информации, но и составляющей механизма работы системы власти в стране, поэтому ее значение для политического устройства государства сложно переоценить. Сохранение информации, составляющей государственную тайну, крайне важно для осуществления работы органов власти и обеспечения позиций государства на мировой арене. Именно поэтому ее защита является одним из главных направлений деятельности государства, что предопределяет повышенный характер юридической ответственности за распространение сведений, составляющих государственную тайну [1, С. 18].
Следует отметить, что разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может стать основанием для привлечения к различным видам юридической ответственности — уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной, что следует из ст. 26 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485–1 (далее — Закон о гостайне, Закон № 5485–1) [3].
В частности, уголовно наказуемые деяния предусмотрены сразу несколькими статьями уголовного законодательства, в частности, ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УК РФ) «Государственная измена», ст. предусматривает ответственность граждан РФ за выдачу государственной тайны иностранному государству, международной либо иностранной организации исключительно гражданами РФ, которым данная информация стала известна в связи со службой, работой, учебой и в иных случаях, установленных законом; ст. 276 УК РФ «Шпионаж» также содержит составы, связанные с разглашением секретных сведений в интересах иностранных государств, организаций, но только уже не гражданами РФ, а иностранными гражданами и лицами без гражданства; а также собственно ст. 283 «Разглашение государственной тайны» предусматривает ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну для тех, кому они стали известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законом. Так, например, в 2017 году два журналиста в Перми написали статью, в которой раскрыли личные данные агента правоохранительных органов, а это совершенно секретная информация. Журналистов и сотрудника полиции, который им про это рассказал, обвинили в разглашении государственной тайны и дело направили в суд. В результате сотрудник полиции был привлечен к уголовной ответственности [4].
Отличительными признаками указанных преступлений выступают высокая общественная опасность, что сказывается и на повышенных мерах ответственности.
В свою очередь, административная ответственность за разглашение секретной информации возможна только в том случае, если действия злоумышленников не влекут последствий, предусмотренных уголовным законом. Об этом говорится в ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Разглашение информации с ограниченным доступом».
Фактически данный состав в практике встречается очень редко. Как правило, привлекают или к уголовной ответственности, если есть ущерб от разглашения, или к дисциплинарной, если его нет. Например, в Петропавловске-Камчатском военнослужащий в социальных сетях разместил на своей странице сведения о находящихся на вооружении воинской части боевых машинах и снарядах к ним, а также сведения об учениях. Ущерба государству это не причинило, но раз факт был, военная прокуратура решила привлечь его к административной ответственности, тем более что военнослужащий своей вины не отрицал. Однако, гарнизонный суд с мнением прокуратуры не согласился. За такое нарушение административная ответственность для военнослужащих не предусмотрена. Производство по делу прекратили. Постановление о прекращении производства направили командиру части, чтобы он привлек виновного к дисциплинарной ответственности [4].
Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение материального ущерба государству от действий лица, разгласившего государственную тайну. Возможно это в том случае, если ущерб удастся оценить, например если кто-то раскроет иностранным агентам устройство систем распознавания самолетов и его придется срочно менять. Стоимость замены посчитают, и виновному придется ее возместить.
Привлечение к дисциплинарной ответственности зависит от формы вины и тяжести содеянного. Если служащий из корыстного, злого умысла передал секретные сведения третьим лицам, то он подлежит увольнению, и есть большая вероятность того, что его привлекут еще и к уголовной ответственности. Если ущерба от разглашения нет и содеянное произошло по неосторожности, то к служащему применят менее строгое наказание (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
Вместе с тем, в науке в качестве самостоятельного вида выделяют конституционно-правовую ответственность, обладающую как общими, так и специфическими признаками (основание ответственности, механизм привлечения к ответственности, конституционно-правовые санкции). Не отрицая самостоятельность указанного вида ответственности, считаем необходимым проанализировать возможность привлечения к конституционно-правовой ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну [2, С. 318].
Проанализировав Закон о гостайне нами было установлено, что разглашение государственной тайны, в частности, может служить основанием для прекращения (ст. 23) или ограничения (ст. 24) допуска к государственной тайне. На наш взгляд, установленная мера является примером применения конституционно-правовой санкции, отличной от иных мер юридической ответственности, и применяемой наряду с привлечением к иным мерам ответственности, что свидетельствует о возможности привлечения к конституционно-правовой ответственности за разглашение государственной тайны. Например, в случае разглашения должностным лицом сведений, составляющих государственную тайну, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, а также ограничен в праве допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Указанное позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в ст. 26 Закона о гостайне, ограничивающей нарушения законодательства Российской Федерации о государственной тайне возможность привлечения к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.
Литература:
- Верютин, В. Н. Общественные отношения, возникающие в сфере отнесения сведений к государственной тайне / В. Н. Верютин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — № 4. — С. 318–325.
- Виноградов, В. А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2002. — № 10. — С. 18–22.
- Добрынская, (Спиридонова) В. В., Бадальянц, Э. Ю., Бевзюк Е. А. Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 г. N 5485–1 «О государственной тайне» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cloud.consultant.ru/
- Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudact.ru/practice/sudebnaya-praktika-po-ugolovnym-delam/