В статье рассматривается современные формы воспитания патриотизма у студенческой молодежи.
Ключевые слова: формы воспитания, патриотизм, патриотическое воспитание, студенчество, студенческая молодежь.
На протяжении многих лет на территории Забайкальского края, как и в других субъектах Российской Федерации к понятию «патриотизм» растет особое внимание. Вопрос о патриотическом воспитании озадачены различные социальные институты, в том числе институт образования.
Патриотизм — это своеобразная, добровольная позиция, определяющая формат жизненных ориентаций индивида, в котором приоритетом выступает любовь к Отечеству, желание подчиняться его интересам свои частные, гордость за историко-культурные достижения родины, готовность сохранять социокультурную самобытность народа.
Патриотическое воспитание студенческой молодежи актуально для данной категории ввиду ее особой социальной активности. Как отмечает С. Н. Иконникова и В. Т. Лисовский студенчество — социальная группа, по своему общественному положению ближе всего стоящая к интеллигенции и предназначенная в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных отраслях науки, техники, управления, культуры [2].
В научной литературе нет единой точки зрения по поводу трактовки понятия «студенческая молодежь». Трактовку понятия «студенческая молодежь» дают Н. Лясникова и Ю. Лясниковой — это смена поколения в интеллектуальной сфере, и насколько эта интеллектуальная смена способна воспроизводить толерантные отношения, насколько в духовной культуре утвердится задача лучше понимать и создать мультикультурную реальность [2].
Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности, в студенческом возрасте необходимо поддержать это чувство. Поэтому патриотизм рассматривается в ФГОС как базовая национальная ценность, требующая искать новые методы и формы, используемые в воспитании патриотизма у студенческой молодежи.
В своей работе о формах воспитания патриотизма в студенческой среде Н. Л. Авилова выделяет следующие подходы:
– когнитивный подход определяется уровнем знаний о истории страны в целом и истории малой Родины человека, позволяющий развивать у студентов чувство гордости за историческое прошлое своего государства;
– мотивационный подход заключается в ценностной ориентации студенческой молодежи на социально-активное участие в жизни общества;
– третий подход — творческий, или творческое проявление активной жизненной позиции [1].
Исходя из выделенных подходов можем сказать, что формирование патриотического сознания у студенческой молодежи во многом зависит от ценностных ориентации.
В настоящее время в любой школе высшего образования имеются нормативные документы, которые определяют основные положения и мероприятия по патриотическому воспитанию.
Воспитательная работа по патриотизму в Забайкальском Государственном Университете осуществляется на основе устава или положений студенческих объединении, регламентирующий их работу.
На базе вуза осуществляет свою деятельность волонтерские отряды, которые так или иначе связны с патриотической деятельностью, в работе каждого отряда есть ряд мероприятий, цель которых — формирование патриотизма у молодежи.
На сегодняшний день популярна форма патриотического воспитания через акции, флешмобы, челленджи и другие современные формы. Так, например на базе ОА ВО «Городок» (открытая ассоциация волонтерских отрядов) реализуется проект «Город.Чита», где в видеороликах студенты рассказывают о исторически памятных местах в свободной и доступной формы для слушателя.
Помимо этого ОА ВО «Городок» совместно с отделом молодежных инициатив вуза организуют и принимают участие в различных акциях в направленных на формирование социально-активной гражданской позиции обучающейся в вузе молодежи. С недавнего времени начала реализоваться социально-значимая акция «Помоги ветерану».
Патриотическое воспитание как одно из направлений деятельности студенческого волонтерского отряда «Лига добра» базирующегося на историко-филологическом факультете ЗабГУ осуществляется с целью сохранения ценностей прошлого. Отряд проводит ежегодно ряд мероприятии, например такие как: день памяти жертв политической репрессий, экскурсии по памятным местам, уборка и участие в реставрации исторических памятников, круглые столы, викторины о краеведении и др. [4].
Можно сделать вывод, что данный отряд единственный в университете, имеющий такое направление, но стоит так же отметить региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы». Упомянутое движение официально не имеет отношения к вузу, но студенческая молодежь активно принимает участие в мероприятиях подготовленные движением, и, кроме того, многие студенты являются часть. этого масштабного движения.
Творческий подход, как было выявлено выше, в формировании патриотизма является неотъемлемой частью. Среди многообразия форм развития патриотического воспитания в ЗабГУ осуществляют свою деятельность творческие коллективы фольклорной направленности такие как: «Здравица» и «Румяницы». Через искусство молодые люди выражают чувства причастности к общему делу, помнят свои традиции.
В стенах Забайкальского государственного университета патриотическое воспитание молодежи с 1 сентября 2018 года имеет одну из первостепенных задач этому послужило создание военной кафедры, которая была открыта по результатам консолидации усилий различных ведомств. Целью данной кафедры является подготовка студентов по воинским специальностям, так же курсанты получают так называемый полевой опыт, создают тренировочные инженерные сооружения на территории военно-учебного центра — окопы и полосу препятствий, состоящую из «ежей» и колючей проволоки, получают знания в области истории страны и другой теоретический материал по своей специализации [3].
Стоит так же отметить спортивно-массовые мероприятия как одну из форм патриотического воспитания студентов, здесь уже речь о втором подходе — мотивационном. Где патриотизм проявляется как ценностная установка при участии в соревнованиях за вуз или факультет.
Безусловно, патриотическое воспитание происходит не только силами студенческих отрядов, в первую очередь этим вопросом озадачен управление воспитательной и социальной работы университета, в рамках данного направления ежегодно проводятся мероприятия, посвященные победе советских войск в Великой Отечественной Войне.
Крупные мероприятия прошли в 75- годовщину ВОВ на базе вуза и при его участие: интеллектуальные игры, круглые столы, олимпиады и викторины, выставки развлекательные квесты, благоустройство территории мемориалов боевой и трудовой Славы Забайкалья, посвященных победе советских и монгольских войск на р. Халхин-Гол и многое другое [3].
Таким образом, изучив различные формы патриотического воспитания студенческого молодежи на примере Забайкальского государственного университета мы выявили, что основными современными формами являются: акции, проекты, спортивно-массовые мероприятия, круглые столы, интеллектуально-развлекательные игры и др.
При реализации воспитания патриотизма у студенческой молодежи важно соблюдать принципы добровольности, поддерживать инициативность молодых людей, активность только тогда молодежь станет приобщаться к патриотическим мероприятиям.
В результате работы необходимо дать краткие рекомендации по использованию форм воспитания патриотизма у студенческой молодежи. Итак, при организации патриотического воспитания необходимо использовать педагогическую литературу, привлекать студентов для реализации мероприятии, необходимо постоянно анализировать накопленный опыт и использовать новые формы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи.
Литература:
- Авилова Н. Л. Современные формы патриотического воспитания студенческой молодежи / Н. Л. Авилова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2016. — № 1 — С. 21–23.
- Дементьева Н. Н. Воспитание духовности и нравственности студенческой молодежи / Н. Н. Дементьева // Патриотизм: история, современность, образ будущего: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Ульяновск, 14–16 апреля 2015 г.): сб. науч. тр.: в 2 ч. Ч. 2. — Ульяновск: УлГТУ, 2015. — С. 58–63.
- Забайкальский государственный университет. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://zabgu.ru/php/index.php. –(дата обращения: 30.03.2020).
- К. В. Венедиктова Патриотическое воспитание молодежи как одно из направлений деятельности студенческого волонтерского отряда «Лига Добра» // V Забайкальские рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность»: материалы науч.-практ. конф.. отв. ред. К. А. Стародубцева, Н. Н. Волнина. 2016. — № 5 — С. 91–93.