Проблема нарциссизма становится современным неврозом и все больше обычных людей могут обнаружить у себя нарциссическую травму. Связан этот факт с требованиями, предъявляемыми в современном обществе, высокие стандарты которым необходимо соответствовать, успех и идеальность, к которой необходимо стремиться. Людей ценят по достижениям и внешним атрибутам при несоответствии, которым у человека в первую очередь травмируется самооценка.
Ключевые слова: нарциссическая травма, Я-структура, нарциссизм, самость, self.
При нарциссической травме в первую очередь травмируется Я-структура человека. Для того чтобы пережить утрату внутренней Я-структуры и защитить от возможных психологических травм, у личности образуются паттерны нарциссического реагирования:
– дистанцированно-отстраненное, это поведение, при котором человек ведет себя холодно и отстраненно;
– компенсация через активную деятельность;
– завистливость, ревность, соперничество, у человека есть впечатление, что другим достается больше и проще;
– агрессия и нарциссический гнев [1];
Результатом нарциссической травмы для человека будет чувство одиночества, неудовлетворенность жизнью, ощущение внутренней пустоты.
Ситуация критики, обращенная в его сторону, будет вызывать в человеке непереносимый стыд. «Любой источник негативной обратной информации может вновь нанести серьезную травму и спровоцировать приступ ярости или защитные реакции» [2, с. 86], [1].
В понимании человека если отвергается что-нибудь из того, что он говорит, делает, чувствует, воспринимается как отвержение его самого. А это чрезвычайно разрушительно для его хрупкой самооценки.
Он становиться уязвимыми и в последующем выбирает либо изоляцию, либо старается чрезмерно угождать другим людям, чтобы не вызвать негативную реакцию в свою сторону [3].
Изоляция и дистанция, которую создает человек в отношениях оберегает его от действительности, в которой человек, которого он идеализирует оказывается недостаточно хорош и таким образом помогает сохранить иллюзию. Так же изоляция защищает от близких отношений, в которых может обнаружиться истинное Я, поэтому люди с нарциссической травмой выбирают страдать от одиночества, вместо выхода к людям [2]. При этом сохраняется необходимость в других людях, так как именно от их оценок зависит самооценка и понимание какой я.
У нарциссически травмированного человека присутствуют завышенные требования к себе, которые из внешних требований родителей, с возрастом интернализируются и превращаются в жестокого внутреннего критика. Критик, который беспощадно обрушивается за малейшую ошибку и промах, не давая шанса на ошибку. Внутри существует ощущение что для принятия и любви необходимо быть успешным от этого в их жизни присутствует стремление к достижениям и наградам имея при этом убеждение, что для этого не нужно прикладывать много усилий, следовательно, успехи, которые потребовали тяжелого труда не приносят удовлетворение. А остальные достижения обесцениваются самим человеком, так как кажутся ему недостаточными и достигнув поставленной цели не происходит насыщения внутри, от чего они выходят на новый забег для достижения новых вершин [2]. Такие забеги в итоге истощают личность, а самооценка так и не наполняется, потому что любого подтверждения извне недостаточно, при отсутствии понимания своей ценности самим человеком. Манера обесценивать является опытом детства, когда ребенку в целях воспитания и получения лучших результатов могли внушать, что он делает всё недостаточно хорошо или вовсе не то, что необходимо.
У личности существует склонность видеть других как более привлекательных, умных, способных, лучше во всем, чем они сами. Для людей с нарциссической травмой непредставимо, что кто-то кроме них может чувствовать себя неуверенным или глупым [3]. Отрезанность от своих чувств не дает возможности человеку почувствовать и представить, что чувствуют другие люди [5]. От этого они кажутся холодными и бесчувственными.
Человек с нарциссической травмой в различной степени начинает проявлять черты нарциссического характера и нарциссической личности.
Теоретики характера (Levy, Bleecker, 1975) представили пять этапов развития характера:
1) Самоутверждение — начальное проявление инстинктивных потребностей.
2) Негативный ответ среды — фрустрация этих потребностей социумом.
3) Органическая реакция — ответ на фрустрацию, как правило выглядит как переживание негативных чувств, злости, грусти и сожаления.
4) Самоотрицание является изощрённой формой обращения против собственного self, отождествляя себя «со средой обращает личность против ее самой, приводит к интернализации блокады экспрессии self и создает психопатологию» [2, с. 9].
5) Этап адаптации на этом этапе личность должна преувеличить в себе качества, которые одобряет её социальное окружение. Таким образом избегает повторение нарциссических травм, возникающих в результате демонстрации настоящего self [2].
Нарциссическая личность — это взрослый, который в следствии травмы остановился в развитии морально и эмоционально. У него нет реалистичного ощущения Самости и своих возможностей. Личность, обнаруживая свои недостатки не может с ними смириться и тщательно их скрывает, при этом испытывает непереносимое чувство стыда [5, с. 9].
В статье «Нарциссизм как следствие травмы и ранних переживаний», авторы пишут о истоках нарциссических черт, которые появляются в следствии отклонения от идеального воспитания, где присутствует «либо пренебрежение / жестокое обращение (недостаточно заботливого внимания), либо чрезмерное баловство (слишком много заботливого внимания) (Stone, 1993)» Обе модели воспитания не дают возможность родителям видеть ребенка целостно. Получается они видят не своего реального ребенка, одни видят идеализированного, а вторые обесцененного [7].
Для человека становится важнее лучше выглядеть и лучше думать о себе, чем лучше себя чувствовать. Этот вывод формируется из-за родительского обращения с чувствами ребенка, отрицая чувства постепенно теряется контакт с ними. Ребенок наблюдает чего от него ждут родители и реагирует на эти ожидания. Вместо понимания своих потребностей у него развивается ощущение своего влияния на потребности родителя и стремление их удовлетворить, обретая таким образом чувство собственной значимости и силы [2]. Став взрослыми, эти люди не состоянии дифференцировать свои чувства, так как утратили эту способность. Утрата чувств вообще является довольно распространённым явлением современности, чувства часто воспринимаются как неприятные, мешающие рациональности и объективности.
Иногда человек может дойти до состояния, что начинает чувствовать то, что он него ждут и путает это со своими реальными эмоциями, таким образом он желает получить одобрение от окружающих [6].
При отсутствии у личности ощущения кто я, и не имея возможности распознавать свои чувства, самооценка человека становится крайне неустойчива, а внутреннее отчуждение, которое образуется в следствии не дает возможность получить удовлетворения от жизни.
Человек с нарциссической травмой постоянно борется за поддержание самооценки, но самим этим процессом он изолируют себя от внимания, которого так жаждет. Возможно, лучше всего сказать, что нарциссическое «я» находится в хроническом состоянии формирования, которое они неустанно преследуют с помощью различных социальных контактов, которые оказываются поверхностны [6].
Литература:
- Лэнге, А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологический-экзистенциальный феномен// Московский психологический журнал. — 2002. — № 2.
- Стивен М. Джонсон. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2001. — 356 с.
- Стефани Дональдсон-Прессман, Роберт М. Прессман. Нарциссическая семья: диагностика и лечение.
- Соколова Е. Т., Чечельницкая Е. П. Психология нарциссизма: учебное пособие. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 90 с
- Хотчкис С. Адская паутина: Как выжить в мире нарциссизма / Пер. с англ. В. Мершавки. — М.: Независимая фирма. Класс., 2011. — 248 с. — (Библиотека психологии и психотерапии)
- Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. 2-е изд. — М,: «Добросвет», «Издательство КДУ», 2021. — 336 с.
- Narcissism as a consequence of trauma and early experiences Written by Dolores Mosquera and Anabel Gonzalez From ESTD Newsletter Volume 1 Number 4, September 2011