В статье рассматривается особенности нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости, а также вопросы диагностики детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста. Рассмотрены цель и основные задачи коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, где есть проблема компьютерной зависимости у детей.
Ключевые слова: диагностика, коррекция, зависимость, детско-родительские отношения, дети старшего подросткового возраста.
В большинстве семей, при переходе ребенка в подростковый возраст, возникают проблемы, имеющие характер нарушения детско-родительских отношений. Данная проблема является актуальной и на практике: решение проблемы коррекции детско-родительских отношений в подростковом возрасте является одной из сторон деятельности педагога-психолога. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте обусловлены психологическими особенностями самих подростков: стремлением к освобождению от опеки и контроля со стороны взрослых, стремлением к самоутверждению в коллективе сверстников, потребностью в самостоятельности.
Не гармоничные семейные отношения, неадаптивная модель семейного воспитания, наличие патологических стилей воспитания у родителей являются основными причинами нарушений детско-родительских отношений. В результате возрастает риск формирования различных форм девиантного поведения, к которым относят и различные формы зависимостей, в том числе и компьютерная, игровая, Интернет-зависимость.
В ходе исследования нами было проведено эмпирическое изучение особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости на базе МАОУ «Школа № 176» г. Нижний Новгород. В состав испытуемых вошли ученики 7 класса в количестве 20 человек, все испытуемые дети-подростки в возрасте от 14 до 15 лет.
Для выявления особенностей детско-родительских отношений были подобраны такие методики, как: 1. Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В. В. Юсупов, В. А. Корзунин). Цель — выявить уровень риска склонности к зависимому поведению. 2. Методика «Тест на выявление Интернет-зависимости К. Янг»; цель — выявить уровень интернет-зависимости у подростков. 3. Опросник «Подросток о родителях» (ADOR) Л. И. Вассермана. Цель — выявить особенности детско-родительских отношений.
По первым двум тестам было получено, что у 8 человек (40 %) высокий уровень склонности к зависимому поведению и те же подростки показали высокую Интернет-зависимость, у 10 человек (50 %) — средний уровень склонности к зависимому поведению, и теже подростки показали средний уровень Интернет-зависимости и у 2 подростков низкий уровень склонности к зависимому поведению и те же подростки показали отсутствие Интернет-зависимости (20 %).
Это говорит о том, что 40 % подростков имеют компьютерную зависимость, т. е. они не умеют контролировать время, проведенное за компьютером или в Интернете, использование компьютера и Интернета начинают вызывать значительные проблемы в их жизни. Компьютер и Интернет заменяет им дружбу, общение между сверстниками происходит только в локальных сетях. Они поглощают время, силы, у подростков появляется постоянная усталость, раздражительность, чувство эйфории и поднятого настроения происходит только тогда, когда они находятся в интернете. Интернет и компьютер поглощают энергию и эмоции до такой степени, что подросток оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, получать удовольствие от общения с людьми, проявлять симпатии, увлекаться, включаться в другие формы активности. Времяпровождение с близкими начинает раздражать, ему не интересно что происходит вокруг, его волнуют только события, произошедшие в Интернете. На этой стадии родители должны принять меры, необходима помощь психолога.
50 % детей — половина опрошенных подростков (50 %), находятся на стадии, когда компьютер и Интернет занимает не основную, но значимую часть в их жизни. У подростков начинают возникать проблемы с родителями, в школе с учителями, потому что они перестают учиться.
Только 2 подростка контролируют время пребывания за компьютером и в Интернете, у них нет компьютерной и интернет-зависимости, они могут использовать компьютер и Интернет как для учёбы, так и для досуга, но и в реальной жизни они проводят значительную часть времени.
С помощью опросника «Подростки о родителях» (ADOR) Л. И. Вассермана были выявлены факторы семейного воспитания, поведение, принятые установки в семье, а также методы семейного воспитания, описать межличностные отношения в семье.
Было получено, что у 20 % подростков высокий уровень автономности. Это означает, что у них сформировано понимание целостности своей личности; они знают свои способности и стремятся их реализовать в практических действиях, у них есть глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Эти подростки имеют ориентацию на успех, они знают, какие шаги им надо предпринять, чтобы достичь нужной цели. Они могут брать на себя ответственность за принятие решений, за собственное поведение и действия. Кроме того, они имеют самостоятельный опыт планирования своих действий, умеют соотносить свои действия с требованиями общества.
У 50 % подростков выявлен средний уровень автономности, у них в целом сформировано понимание целостности своей личности; но они знают не все свои способности и не стремятся их реализовать в практических действиях, у них нет достаточно глубоких знаний и навыков хотя бы в одной области. Они иногда могут брать на себя ответственность за принятие решений, за собственное поведение и действия, однако они имеют недостаточный опыт планирования своих действий, не всегда умеют соотносить свои действия с требованиями общества.
У 30 % опрошенных подростков выявлен низкий уровень автономности, что проявляется в неумении прогнозировать свои действия; неоднородность интересов и предпочтений. 20 % подростков отметили такой показатель, как враждебность на низком уровне, 40 % — отметили его на среднем уровне и 40 % — на высоком уровне. 10 % подростков отметили низкий уровень директивности своих родителей, 60 % подростков отметили, что директивность родителей находится на среднем уровне, а 30 % подростков отметили высокий уровень директивности своих родителей.
20 % подростков отметили у своих родителей низкий уровень непоследовательности, 55 % — средний уровень непоследовательности родителей, и 25 % подростков отметили высокий уровень непоследовательности. 40 % подростков отметили у своих родителей низкий уровень доброжелательности, 50 % подростков отметили, что их родители проявляют средний уровень доброжелательности, 20 % подростков отметили, что родители проявляют высокий уровень доброжелательности.
Таким образом, было получено, что многие подростки, которые показали высокую степень компьютерной и интернет-зависимости отметили у своих родителей высокую степень враждебности, директивности, непоследовательности, недоброжелательности, и отметили, что сами имеют низкий степень автономности в семье.
Учитывая полученные результаты на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, для коррекции детско-родительских отношений нами была разработана программа психолого-педагогической помощи семьям с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости.
Цель программы — снизить компьютерную зависимость подростков посредством развития детско-родительских отношений.
Задачи:
- Организовать совместную деятельность несовершеннолетних и их родителей, направленную на повышение уровня навыков избегания ситуаций, связанных с риском формирования зависимого поведения.
- Скорректировать и развить структуру личности несовершеннолетнего через обеспечение позитивного личностного развития и приобретения социальной компетентности путем функционирования в условиях ТС.
- Осуществить комплекс психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию патологического влечения к играм, устранить психические и соматические нарушения, предотвратить срыв и рецидивы.
- Реорганизовать жизненную среду, восстановить семейные отношения, скорректировать взаимоотношения несовершеннолетнего с установленным диагнозом игровой или компьютерной зависимости с основными значимыми другими лицами, на основе работы, как с самим несовершеннолетним, так и с его ближайшим социальным окружением.
- Сформировать «антизависимые» установки в среде подростков, посредством пропаганды здорового образа жизни.
Программа состоит из четырёх блоков — диагностического, консультационного, коррекционно-развивающего и психолого-профилактического.
Формирующие воздействия программы осуществляется на основе следующих механизмов:
— сообщение информации — получение участниками в ходе групповой работы разнообразных сведений об основных проблемах, возникающих в детско-родительских отношениях, информационный обмен между участниками группы (беседа, дискуссия);
— альтруизм — возможность в процессе групповой работы оказывать бескорыстную помощь друг другу, в результате участники тренинга приобретают навыки конструктивных детско-родительских отношений;
— механизм интерперсонального влияния — возможность осуществлять обмен ценностями, эмоциями, мнениями, инсайтами, — это формирует у участников тренинга положительное эмоциональное отношение к друг другу и вырабатываются навыки межличностного общения и конструктивных детско-родительских отношений;
— механизм конфронтации — возможность осознавать свое мнение, свои ценности, свои слабые и сильные стороны в общении, что обеспечивает обретение своей индивидуальности, осознание своих личностных качеств, своих ресурсов;
— рефлексия — механизм самосознания, способность к осознанию и анализу самого себя с целью формирования личностных качеств, которые способствуют развитию навыков конструктивных детско-родительских отношений.
Во время реализации программы использовались такие формы работы, как ролевые игры, упражнения, мини-лекции, дискуссии, беседы.
В блоки вошли такие упражнения, которые способствуют формированию у детей эмпатии и умения доверять друг другу, упражнения, которые способствуют выстраиванию адекватных отношений как в классе, так и в подростковой среде, так и в семье. Так же многие упражнения были направлены на снижение зависимости и проявлений аддиктивного поведения. В конце каждого занятия проводилась рефлексия.
Ожидаемые результаты:улучшение детско-родительских взаимоотношений и адаптации семьи; повышение родительской компетентности; стабилизация эмоционального состояния участников; снижение психоэмоционального напряжения; повышение уровня креативности и творческих способностей участников; повышение уверенности в себе и позитивной самооценки.
Таким образом, на основании анализа и обобщения теоретической литературы по теме исследования нами были выявлены особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости, подобраны методики для выявления уровня развития компьютерной зависимости детей, исходя из полученных во время диагностики результатов, разработана Программа психолого-педагогической помощи семьям с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости.
Литература:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.:Наука, 2015. – 189 с.
- Федоров А. Ф., Власова И. А. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 785–787.
- Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка. — М.: Инфра-М., 2018. — 188 с.
- Юсупов В. А., Корзун В. А. Психологическая диагностика зависимого поведения. — СПб.: Речь, 2017. — 244 с.