Обязательное медицинское страхование в России выступает важным звеном развития общества и государства. Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что подчеркивается в Конституции Российской Федерации. Несмотря на важность данного института, на сегодняшний день существует ряд проблем, которые необходимо решать. В статье рассмотрены важные проблемы и предложены пути для их решения.
Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, страхование.
В жизни почти каждого человека хоть раз случались моменты, когда ему была необходима медицинская помощь. К этому нельзя подготовиться заранее, запланировать расходы и предугадать время, и поэтому не всегда есть финансовая возможность оплатить лечение, которое может по своей стоимости быть очень дорогим. Именно обязательное медицинское страхование — важная услуга, которая позволяет предостеречь себя и защитить свою семью от неожиданных расходов и не волноваться о поиске денежных средств в момент случившегося.
Как известно, Российская Федерация является социальным государством, одной из основных задач которого выступает обеспечение гражданина качественным, а также бесплатным здравоохранением. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать данный институт, чтобы он отвечал реалиям нового времени.
Стоит сказать о том, что самым первым законом в данной отрасли был Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 года. Он действовал до 1 января 2011 года и на смену ему пришел Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [1]. Данный Федеральный закон значительно обновил законодательную базу в сфере обязательного медицинского страхования, однако не смотря на все изменения, до сих пор существует ряд проблем.
Основной проблемой, которая присутствует на всем пути развития обязательного медицинского страхования является недостаточность финансирования. Среди причин можно выделить то, что на сегодняшний день в законодательных нормах отсутствуют положения по регулирования размеров финансирования на региональных уровнях. Также, отмечается, что финансирование медицинских организаций происходит по остаточному принципу [2, с. 1328].
Стоит сказать о том, что одной из причин проблем с финансированием является недостаточно проработанная система добровольного медицинского страхования (далее — ДМС). Во-первых, целесообразно ввести для граждан, которые используют систему ДМС определенные налоговые послабления. Такое положение может быть оправдано тем, что сами организации ДМС направляют средства в систему государственного здравоохранения.
Кроме того, в Российской Федерации отсутствует закон, который бы регламентировал деятельность по ДМС. В науке давно высказываются мнения о том, что необходимо законодательно определить место ДМС в системе финансирования здравоохранения.
Во-вторых, многие учреждения здравоохранения пытаются заработать на системе ДМС в противовес оказанию помощи по ОМС. Соответственно, страдает качество предоставляемых услуг, ведь можно не раз слышать истории о том, когда человек приходит за помощью по ОМС и ему не оказывают ее квалифицированно и тогда он обращается за помощью в платную клинику, где сидит тот же врач, только там он уже ведет себя по-другому.
Соответственно, в большинстве случаев работник, осуществляющий лечение по ОМС не заинтересован в предоставлении таких услуг по причине низкой оплаты труда, которая не соответствует ни занимаемой должности, ни размеру ответственности, которую он ежедневно несет.
В-третьих, сами клиники зачастую тормозят развитие системы по причине нежелания осуществлять и предоставлять сбор и анализ различной статистики. Это помогло бы оптимизировать структуру расчета страховых взносов.
Решением такой проблемы, несомненно, является цифровизация, вопрос о которой давно висит в воздухе. Необходимо создать такую электронную систему органов здравоохранения, которая могла бы работать с большими данными (big data), анализировать работу отдельных учреждений и самих врачей. К сожалению, многие учреждения до сих пор работают исключительно посредством бумажных журналов, которые могут потеряться или как-то повредиться. Более того, это в принципе пойдет на благо медицины, поскольку бывают ситуации, когда для получения какой-либо консультации не обязательно присутствие самого человека. Например, для закрытия больничного листа, когда во время пандемии коронавируса, ради одной печати выстраивались многочасовые живые очереди.
Еще одной проблемой является тот факт, что со стороны Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствует должный контроль за деятельностью учреждений здравоохранения. Так, в процессе проверки зачастую могут возникнуть ситуации, когда организация безосновательно либо завысит, либо занизит объем требуемой медицинской помощи.
Возможным вариантом решения данной проблемы может выступать усиление контроля над деятельностью комиссии, которая занимается вопросами финансирования, а также разработкой критериев для распределения объемов медицинской помощи, что еще раз подтверждает несостоятельность нормативной базы в рассматриваемой области. Более того, решение данной проблемы позволит понизить уровень и коррупционных правонарушений.
Еще одной значительной проблемой выступает то, что на сегодняшний день не существует единого кодифицированного нормативного акта, касающегося вопроса института обязательного медицинского страхования. Так, есть ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
Данный список не является законченным, есть еще достаточно большое количество актов, регулирующих данный вопрос. Их объединение в единый акт позволит не только облегчить работу государственных органов, а также квалифицированных юристов, но и позволит гражданам лучше знать свои права, так как будет отсутствовать необходимость в постоянном поиске нужной информации и ее разборе.
Зачастую на практике права работающих граждан нарушаются, пока сами граждане об этом даже не подозревают. Согласно закону, страхователь имеет право самостоятельно выбрать страховую компанию, с которой он бы хотел работать. Однако, почти всегда работодатели не учитывают данный вопрос. Гражданин, по сути, лишается права на ознакомление с предоставляемыми услугами и условиями в том или ином медицинском учреждении, не может выбрать оптимальный вариант лично для себя.
Решением подобной проблемы может быть возложение на работодателя обязанности уведомить работника о возможности выбора и ответственности за выбор медицинского учреждения без учета мнения работника.
Таким образом, можно сказать о том, что действительно, от медицинского страхования зависит жизнь не только отдельного человека, но и благополучие государства. От уровня медицинских услуг повышаются показатели населения страны, что влияет в первую очередь на демографию, а также экономику, поскольку для работы человеку важно быть здоровым. Государственная политика Российской Федерации в области здравоохранения должна быть направлена на рост качества и доступности оказываемой медицинской помощи. Видится, что решением проблемы может послужить дополнительное финансирование и серьезный контроль, что вместе позволит решить основные насущные проблемы, с которыми пытаются бороться много лет.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. от 06.12.2021 № 489-ФЗ) // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
2. Газоян С. Г. Проблемы медицинского страхования в России / С. Г. Газоян // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 28. — С. 1327–1331.